Main Menu

Экзерсисы кыргызского дизайнера

Заморским словом «экзерсис» (от французского exercice — упражнять, развивать путём упражнений) обычно называют комплекс тренировочных упражнений в балете. Танцовщики, стоя у станка, ежедневно повторяют одни и те же элементы, чтобы развить у себя координацию движений, наработать технику, укрепить мышцы, выработать чёткость линий, в общем — стать профи.

Именно эту идею, похоже, взял за основу известный модельер, легенда мировой моды Вячеслав Зайцев, когда в 1995 году придумал и учредил конкурс для молодых дизайнеров под названием «Экзерсис». За 23 года история конкурса стала международной, а из его лауреатов выросло целое поколение талантливых модельеров. В этом году обладателем Гран-при «Экзерсис» стал дизайнер из Кыргызстана Аскарали уулу Залкар.

Победитель — ровесник самого конкурса. Залкару 23 года, но он талантлив и амбициозен не по годам. Модельер родом из Бишкека, учился на кафедре дизайна КГУСТА имени Н. Исанова. Учёбу закончил всего год назад, но уже стал обладателем множества наград на республиканских конкурсах и международных фестивалях. В качестве победителя конкурса дизайнеров одежды Кыргызстана Fashion industry — 2018 Залкар поехал покорять московский «Экзерсис». О себе и своей работе модельер говорит так: «Дизайнер — это тот человек, который видит красоту во всём».

Мало увидеть красоту, её ещё надо оригинально подать. Кыргызстанцу это удалось. Залкар представил на конкурсе свою коллекцию под названием «Древо жизни», одно описание которой чего стоит: «Основой форм и силуэтов коллекции является культурное наследие народа Кыргызстана: образ жилища — юрта кыргызов, образ домашнего очага — огонь, колесо — прообраз жизни через ритмическое движение, и дерево жизни — Санжыра. Для цветовой гаммы использован знак Инь и Ян, заключённый в замкнутый круг, что означает бесконечность всего сущего на земле».

Коллекция — на сто процентов ручная работа из войлока. Дизайнер поэкспериментировал с образами моделей — каждая была разработана под определённый характер, например, есть женщина-воин, женщина-хранительница очага, женщина-шаман. Прибавьте к этому эксклюзивные авторские аксессуары — сделанные из проволоки серьги, кольца, браслеты, пуговицы, головные уборы в авангардно-этническом стиле. Всё приправлено общей идеей — «напомнить современному человеку, что он неразрывно связан с историей жизни своих предков, культурой и традициями».

Каждую вещь в коллекции можно разгадывать, как загадку. Например, кардиган «Колесо жизни», у которого пять рукавов. Зачем так много, спросите вы?

— «Колесо жизни» — это кругообращение, и, несмотря на то, что всё имеет конец, мы можем продолжать жить в ком-то другом, в нашем новом поколении, — считает Аскарали уулу Залкар. — Первый короткий рукав — белого цвета, он символизирует рождение, то есть начало жизненного пути. Второй рукав символизирует детство. Это период, когда человек вбирает в себя всю информацию, которая его окружает, зачастую это основной период, когда формируется личность человека. Третий рукав — это молодость. Он декорирован распустившимися цветами, потому что молодость — это момент расцвета человека. Четвёртый рукав обозначает зрелость. На этот момент человек уже приобрёл необходимый опыт и находится на пике своих возможностей. Пятый и последний рукав — это символ старости и увядания. Он самый длинный, его длина — это весь пройденный жизненный путь человека, его результаты и передача опыта. А потом — новый круг.

Одну из своих работ — пальто — Залкар назвал «Хранительница домашнего очага». Его силуэт похож на юрту, внешняя часть — белого цвета с переходом в огненные оттенки.

— Как известно, огонь — источник жизни, олицетворяет домашний очаг, символизирует уют, — поясняет дизайнер. — Образ дома — юрты — это оберег, защита нашего наследия и истории наших предков. Рукава изделия выполнены в форме треугольника — это тумар, по-кыргызски «защита, амулет».

Такая же непростая история у пуловера-трансформера, который автор назвал «Санжыра». Это слово происходит от арабского «чажыра» — дерево.

— Санжыра представляет генеалогическую историю народа в виде раскидистой кроны дерева, — считает модельер. — Каждое племя, каждый народ имеет корни — предков, от которых ведут своё начало следующие поколения — ветви дерева. Поэтому санжыра называют «Древом жизни». А трансформация раскрывает идею о том, что человек развивается в зависимости от условий жизни.

Вот так всё непросто у современных молодых дизайнеров, вот такие экзерсисы… Впрочем, главное, что их поняло жюри международного конкурса «Экзерсис» в составе известных модельеров, редакторов модных журналов и других представителей индустрии моды, которые выбрали кыргызстанца из 27 участников со всех стран СНГ и присудили Аскарали уулу Залкару Гран-при. Теперь в коллекции молодого дизайнера есть ещё один памятный приз — авторская статуэтка «Золотая модель».

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото с сайта modanews.ru.






Добавить комментарий