Main Menu

Дружба дружбой, а пенсии врозь?

В этом году трудовые мигранты из Кыргызстана поставили своеобразный рекорд: только за первые шесть месяцев они уже отправили на родину денежные переводы почти на полтора миллиарда долларов. Значительная часть кыргызстанцев (свыше 90%) работают на территории государств — членов ЕАЭС, больше всего — в России (по данным ФМС РФ, их количество к концу 2017 года составляло 635 тысяч человек), в несколько раз меньше (114 тысяч) — в Казахстане. Но не только ЕАЭС манит кыргызстанских трудяг своими возможностями, «наших» полно и в Южной Корее, и в Турции. С Южной Кореей у Кыргызстана имеется соглашение по социальному обеспечению граждан, а вот с Турцией пока всё туманно.

Речь о том, как быть двум государствам — Кыргызстану и Турции с мигрантами, зашла на недавнем заседании парламентского комитета по международным делам, обороне и безопасности. Вопрос нешуточный: многие кыргызстанцы работают на чужбине годами, а вернувшись на родину, сталкиваются с тем, что их трудовые годы пропали впустую — не вошли в пенсионный стаж.

И вот в апреле 2018 года в Анкаре между правительствами двух стран было подписано соглашение о социальном обеспечении. В соответствии с этим документом Кыргызстан и Турция отныне признают стаж работы своих мигрантов и будут делать пенсионные отчисления тем, кто официально работал на их территориях.

— Если гражданин Кыргызстана проработал в Турции 15 лет, то по достижении пенсионного возраста он сможет получить пенсию, Турция переведёт его пенсию к нам, — рассказал председатель КР Медер Ирсалиев. — Также он может претендовать на пенсию в Кыргызстане в соответствии со своим стажем.

По данным Соцфонда, в Турции официально работают 14 тысяч граждан Кыргызстана, а в Кыргызстане — 5,4 тысячи граждан Турции. Средняя пенсия в Турции составляет $350, а в пенсионный фонд перечисляется 23% заработной платы. Турецкие мужчины выходят на пенсию в 60 лет, а женщины — в 58. Теперь, после подписания соглашения, граждане Турции, которые работают в Кыргызстане, тоже смогут выйти на пенсию как положено в их стране. Для этого, по предварительным расчётам, Кыргызстан должен будет каждый год перечислять в Турцию 10 миллионов сомов.

Во сколько же обойдётся аналогичный жест со стороны Турции? На заседании вдруг выяснилось, что этого до сих пор не знает никто — Соцфонд не смог назвать даже примерную цифру.

— Турция пока не дала нам никакой информации о расчёте пенсии, — сказал Медер Ирсалиев. — Поэтому мы не знаем, сколько в год будем получать в виде пенсионных отчислений для наших мигрантов.

Председатель комитета Исхак Пирматов добавил, что Социальный фонд до сих пор не знает, сколько примерно будет составлять пенсия мигранта.

— Социальному фонду необходимо подготовиться к следующему заседанию, — сказал он.

Напомню: с момента подписания соглашения с Турцией прошло полгода. Достаточный срок, чтобы подготовиться хотя бы к заседанию? Но, похоже, прояснить ситуацию с пенсионным обеспечением мигрантов чиновники попросту не торопятся, успокаивают себя тем, что в любом случае Кыргызстан останется в выигрыше, ведь число наших мигрантов в Турции в разы больше, чем турецких в Кыргызстане — авось само всё прояснится, авось и так сойдёт… С таким подходом законопроект договора о социальном обеспечении мигрантов, подписанный между правительствами Кыргызстана и Турции, пришлось отложить. И зачем подписывали?..

При этом, по информации Соцфонда, ведутся переговоры о подписании аналогичного соглашения по мигрантам со странами ЕАЭС, Италией и Грузией. Остаётся надеяться, что эти документы не постигнет та же участь, и что на этот раз Соцфонд поработает и «подготовится», ведь сегодня вопрос урегулирования пенсионного обеспечения для кыргызстанцев актуален как никогда. Поток мигрантов из республики по всем прогнозам в ближайшие годы будет только расти. В Кыргызстане положение в сфере труда тяжёлое, и речь не только о количестве рабочих мест, но и об их качестве, в первую очередь об уровне заработной платы.

— Её размер зависит от общей производительности труда в стране, — рассказал координатор Международной организации труда Болот Ороков на недавней пресс-конференции, посвящённой юбилею Всемирной декларации прав человека. — В Кыргызстане многие рабочие места считаются низкопроизводительными, а значит, низкодоходными. Второй фактор — безопасность труда для здоровья и жизни человека. Третий — сильная система социальной защиты, чтобы в случае потери работы человек мог на неё рассчитывать.

И с первым, и со вторым, да и с третьим в нашей стране пока не очень, а человек, как известно, ищет, где лучше… А лучше дело обстоит как раз со странами ЕАЭС: со времени подписания договора о вступлении в союз были сняты многие ограничения, в том числе для трудовых мигрантов. В частности, были отменены патенты и специальные разрешения на работу, экзамены на знание языка, культуры, истории и законодательства. Соцобеспечение постепенно выравнивается, кыргызстанцы, работающие на территории России, теперь имеют собственные медицинские книжки, социальное страхование и подоходный налог, как и у всех граждан РФ — в размере 13%, вместо установленных ранее 33%.

Всё это мотивирует мигрантов к легализации, а значит, избавляет от многочисленных рисков и обмана со стороны недобросовестных работодателей и им подобных. Проще говоря, облегчает жизнь тысячам кыргызстанских трудяг, вынужденных уезжать за рубеж, в том числе в Турцию, в поисках заработка. Турция их пока «кормит», а они «кормят» свою страну, но однажды эти трудяги вернутся домой… Вопрос пенсионного обеспечения для них нельзя откладывать на потом, это по меньшей мере несправедливо по отношению к людям, перечисляющим на родину миллиарды трудовых денег уже сейчас.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий