Main Menu

Единое образование в ЕАЭС: мечты, мечты…

В августе исполнилось три года, как Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз. За это время в стране произошёл ряд изменений на законодательном уровне, однако многие вопросы до сих пор остаются нерешёнными, один из таких — формирование единого образовательного пространства.

Образование не попало в перечень секторов услуг, по которым формируется общий рынок ЕАЭС, на сегодня страны договорились лишь о взаимном признании документов об образовании с исключениями по педагогическому, юридическому, медицинскому и фармацевтическому профилям. Все остальные вопросы повисли в воздухе. Обсудить создавшуюся ситуацию собрались эксперты и представители Минобразования КР на пресс-конференции в Бишкеке. Дискуссия проходила в рамках темы «Развитие образовательных стандартов стран ЕАЭС: перспективы, направления, приоритеты».

Экс-заместитель министра образования и науки КР Эльмира Иманалиева рассказала, что в 2009 году предшественники ЕАЭС — государства, которые входили в структуру ЕврАзЭС — подписали меморандум о сотрудничестве в сфере образования, целью которого было создание единого образовательного пространства. Но дальнейшего развития меморандум не получил, как и соглашение от 2016 года, которое фактически осталось лишь на бумаге.

— Причина, я думаю, заключается в том, что все мы — страны, входящие в Евразийский союз, — отошли от системы советского образования, каждый пошёл искать в большом океане образовательных сфер какую-то свою систему, но никто так и не смог до конца определиться, — считает экс-замминистра. — Чтобы нам сейчас создать единое образовательное пространство, нужно провести глобальный экономический мониторинг тех специальностей и профессий, которые востребованы на рынке труда ЕАЭС. К сожалению, такого мониторинга до сих пор нет.

Кроме того, в наше время высоких технологий почему-то не все понимают, что система образования превратилась не просто в сферу, которая готовит кадры. Сегодня она имеет все шансы решать вопросы экономического и политического порядка. Это так называемая мягкая сила, имеющая огромное влияние на молодое поколение в рамках его воспитания, мировоззрения и кругозора. По данным ЮНЕСКО, количество студентов, обучающихся за рубежом, во всём мире сейчас составляет около 8 миллионов человек. К 2023 году их число увеличится до 20 миллионов. Представляете, какая это масса людей, которые, получая образование за рубежом, впитывают в себя культуру, сознание и идеологию той страны, в которой они обучаются? Это очень важный аспект, который мы должны учитывать в своей системе образования, — отметила Эльмира Иманалиева.

Директор колледжа БГУ

им. К. Карасаева Дамира Конокбаева в процесс создания общих образовательных стандартов стран ЕАЭС предложила привлекать бизнес-сообщества.

— Разъединившись больше двадцати лет назад, сегодня страны снова стремятся к единому рынку товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Но обратите внимание: три первых рынка будут обслуживаться последним. Рабочая сила — это продукт системы образования. Образовательные стандарты должны формироваться на основе компетенций, а компетенции формируются работодателями — бизнес-сообществами, — считает Конокбаева.

Общественный советник министра образования и науки КР Лариса Марченко рассказала, что министерство с 2012 года занималось разработкой образовательных стандартов на основе компетентности, и в 2015-м они были приняты. Но остались вопросы по поводу взаимодействия стандартов академического обучения и требований рынка труда.

— В этой связи Кыргызстан начал процесс создания национальной квалификационной системы. Она позволит соотнести требования рынка труда ЕАЭС и профессиональную компетентность выпускников наших вузов. Такую систему имеют более 140 стран мира, в том числе Россия и Казахстан, — пояснила Марченко.

Во время дискуссии прозвучало мнение о том, что из Кыргызстана продолжается утечка квалифицированных кадров, лучшие из которых едут в Москву.

— Что касается того, что Москва выкачивает наши лучшие рабочие силы, я бы с этим поспорила, — сказала Дамира Конокбаева. — В сторону Москвы из Кыргызстана мигрируют, наоборот, представители вторичного рынка труда — менее квалифицированные, низкооплачиваемые работники. Более сильные специалисты мигрируют в дальнее зарубежье — Западную Европу, Японию, Юго-Восточную Азию. Миграционный процесс рабочей силы из Кыргызстана не остановится хотя бы в силу того, что рождаемость у нас выше. А это — одно из условий наполнения рынка труда будущими работниками. Поэтому, говоря об образовательных стандартах ЕАЭС, нам необходимо привлечь бизнес-сообщества всех пяти государств, объединить усилия не только структур образования, но и работодателей, чтобы быть готовыми к вызовам будущего, — подчеркнула директор.

Главный специалист отдела молодёжной политики Госагентства по делам молодёжи, физической культуры и спорта КР Азамат Адамалиев рассказал, что ведомство ежегодно проводит исследование по индексу благополучия и развития молодёжи Кыргызстана. В прошлом году анализировались 8 пунктов: культура, семья, безопасность, информационно-коммуникационные технологии, здоровье, образование и наука, экономические возможности и гражданское участие.

— Согласно полученным данным, низкие показатели пришлись на экономику и культуру. В Кыргызстане отсутствуют полноценные экономические возможности. Много молодых ребят уезжают в другие страны из-за того, что здесь им тяжело трудоустроиться, — сказал представитель агентства.

Доцент факультета международных отношений и востоковедения КНУ им. Ж. Баласагына Сергей Иванов, напротив, уверен, что ЕАЭС открыл для Кыргызстана новые возможности в сфере образования, но стране нужно перестать «работать на экспорт кадров» и начать развивать свою экономику. По мнению эксперта, в республике есть три отрасли, в которых мы могли бы добиться успеха.

— Во-первых, развитие лёгкой промышленности. Кыргызстан — это крупный производитель одежды, популярной в странах ЕАЭС. Есть возможности для роста, но нужно учесть, что большая часть наших предприятий пока напоминает средневековые мануфактуры. Образование может помочь в улучшении качества продукции, самого процесса производства. Здесь могут быть востребованы такие специальности, как модельер, технолог, организатор производства, — считает Иванов. — Другая возможность для нас — развитие пищевой промышленности. Кыргызстан остаётся преобладающе аграрной страной, где сельское хозяйство играет большую роль. Есть потенциал в сфере производства овощей, фруктов, мёда, молочной продукции. Нужна подготовка соответствующих кадров — технологов, организаторов производства, которые могли бы улучшать качество продукции, и тем самым мы могли бы завоёвывать просторы ранка ЕАЭС.

И третья сфера — это подготовка высококачественных специалистов в рекреационно-гостиничном бизнесе. Кыргызстан обладает большим потенциалом — по итогам прошлого года к нам приехали около 2 миллионов туристов, и это не предел. Но вся проблема в том, что сейчас высшее образование в нашей стране превращено в лавочку для зарабатывания денег и поигрывания на амбициях родителей. В образовательной системе существует большой дисбаланс — готовят специалистов, которым потом придётся переучиваться, — сказал эксперт.

Замдиректора филиала фонда «Евразийцы — новая волна» в Кыргызстане политолог Денис Бердаков отметил, что в стране необходимо создавать условия для получения гражданами такого образования, которое впоследствии будет востребовано.

— Речь идёт о таких специальностях, как промышленная робототехника, прототипирование или лазерные технологии. Например, раньше требовались фрезеровщики, а теперь ту же работу выполняют роботы, за которыми смотрят инженеры. Вытачивание деталей вручную — это полузабытое прошлое, сейчас люди на заводах работают в белых халатах, — считает Бердаков.

По его мнению, в 90 процентах вузов Кыргызстана студентам не помогают овладеть профессиональными навыками, а система обучения похожа на курсы саморазвития.

— У нас есть талантливые дети, но нет среды для их развития. Их заберут туда, где она есть, — говорит политолог. — Общий приток денежных переводов от трудовых мигрантов в Кыргызстан по итогам января-июля этого года составил

$1 миллиард 508 миллионов. Это почти на $200 миллионов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Выдавливание» граждан Кыргызстана в Россию, Казахстан, Турцию, Южную Корею достигло своей наивысшей точки. Хуже будет только в случае войны. Нужно готовить специалистов по новым квалификациям, открывать новые учебные направления и делать ставку на онлайн-образование в партнёрстве с российскими вузами. Необходимо создавать среду для развития молодёжи, иначе «отток мозгов» из страны продолжится, — подчеркнул Бердаков.

По итогам дискуссии участники озвучили свои предложения. Представителям Жогорку Кенеша предложили реанимировать меморандум о сотрудничестве в сфере образования от 2016 года, а также решить вопрос о создании высшего консультационного совета, который бы занимался вопросами сопряжения образовательных стандартов стран ЕАЭС. Необходимость в едином образовательном пространстве сегодня актуальна как никогда, но осуществить эту идею можно только при условии совместных, продуманных и эффективных действий, иначе все намерения так и останутся лишь на бумаге.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий