Main Menu

Быть свободным и зависимым — это и есть демократия

«…Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В. Ленин). Незыблемые в течение советских десятилетий цитаты из грандиозного количества статей практически стёрлись из памяти людской, да и авторство позабылось — слова эти стали почти народной мудростью.

Но как прав был высоколобый гений! Можно даже пренебречь тем, что этот мини-закон человеческого бытия родился среди строк такой неинтересной и неактуальной — с точки зрения современников — статьи «Партийная организация и партийная литература» в назидание «буржуазным писателям, художникам, актрисам», — настолько он точен и актуален до сих пор, что диву даюсь.

Человек — существо социальное, выжить и самореализоваться в одиночку ему весьма проблематично. Неординарные и высокоодарённые личности, серенькие и заурядные персонажи предпочитают демонстрировать свои таланты или любоваться ими всё же не у зеркала, один на один, а перед хоть какой-то публикой. А социум вправе либо принять и воздать по заслугам достойным, либо отринуть и изгнать неугодных и ущербных… В идеале… Жизнь — штука сложная, и человек давно бы исчез как вид, если бы не адаптировался среди себе подобных, усмиряя гордыню и амбиции, направляя потенциал умений и талантов на службу обществу. К сожалению, далеко не все члены общества руководствуются столь высокими мотивами, и устремления их направлены лишь на то, чтобы без особых на то оснований выделиться из массы себе подобных, возвыситься, хотя бы ненамного, над «презренной толпой». И я имею в виду не только обладателей высоко-, средне- и низкорасположенных кресел. В конце концов все мы, независимо от должности, прежде всего обычные люди, человеки, частички организма, в котором существуем.

От общих слов — к делу…

Не стану сейчас обсуждать полную правдивость информации о произошедшем на днях инциденте на борту самолёта: «Пассажиров сняли с рейса Сеул — Алматы из-за пьяной чиновницы одного из кыргызстанских министерств», но ведь известно, что дыма без огня не бывает. Шлейф сомнительной славы потянулся за руководителем немаленького уровня, да и не в этом даже дело. Птичьи перелёты наших чиновников осуществляются мало того что с диппаспортами, так ещё и за счёт бюджета, в котором, как известно, дыра на дыре и дырой погоняет. Стенания о том, что нечем платить пособия, пенсии, на этом фоне стыдно слушать. Нам всем стыдно, а не тем, кто продолжает потрошить казну, напрочь забыв, что пополняется она из карманов всего общества. Служащие Министерства труда и соцразвития «мигрируют» из Кыргызстана в США, затем в Аргентину, порхают по странам Европы. Зачем? Наверное, там лучше знают, как должно работать нашим социальным службам, и готовы поделиться опытом. Накладненько выходит с таким обменом опытом, тем паче, что толку ни на грош. Получается, что звания и чины предоставляют полную свободу от мнения и отношения к тебе окружающих, границы вседозволенности начинаются за дверью, где лежат вожделенный портфель и корочки? И многие пищат и ломятся в эту дверь, мечтая взобраться если не на Олимп, то хотя бы на кочку. И пусть весь мир подождёт. А как же классическое «нельзя быть свободным от общества»? Или если нельзя, но очень хочется, то можно… всё?

Ежегодно 22 сентября отмечается Всемирный день без автомобиля. Активисты по всему миру пропагандируют идею пешего и велосипедного способов передвижения, использования общественного транспорта. Ну и наши решили приобщиться, прикоснуться, так сказать, к высокому… В блиц-интервью одному из СМИ почти каждый депутат восхитился замечательной акцией, рассказал, какой здоровый образ жизни ведёт, нарезая пешие километры, наслаждаясь свежим воздухом, и выразил горячее желание вот прямо завтра… нет, с понедельника… нет, с первого числа забыть о персональном авто и приехать для начала хотя бы на велосипеде. Все мы понимаем, что это демагогия и обязательный набор шаблонных фраз — ну и правда, не станут же народные избранники во исполнение обещаний утром и вечером толпами штурмовать маршрутки или отчаянно крутить педали. А иные даже и хорошую мину при плохой игре сооружать не стали. Кожобек Рыспаев без обиняков признался, что не в силах даже на день расстаться c КG-номером. Почему? — спросите вы. А вот почему: «Если завтра депутат сядет за велосипед, то его кто-нибудь может ударить по голове, у нас ведь на лбу не написано, что мы являемся депутатами». Представляете, что творится в воспалённом мозгу народных избранников, если они такого мнения о людях, среди которых живут и которым, если они забыли, служат! Опять опьяняющая свобода от общества застила разум? Некоторые пользователи соцсетей, не лишённые своеобразного чувства юмора, предложили обезопасить себя от злобного электората, выгравировав на лбу надпись «депутат».

Да Бог с ними, с депутатами — сами выбирали-выбрали, теперь и отвёрткой их из нарядных кресел до истечения полномочий не выколупаешь. Меня другое интересует: многие ли из нас — пешеходов, пассажиров, коллег, покупателей, соседей и т. д. — чувствуют свою сопричастность к обществу, многие ли несвободны от него? Кого волнует, удобно ли другим жить рядом со мной? Не задеваю ли я чьих-то интересов, не поступаясь в то же время своими? Ведь свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого — один из принципов демократического общества, которое мы строим… строим… строим. Хочется уже подвести какой-то итог и сказать, как Чебурашка: «Мы строили-строили и наконец построили!» А мне всё так же походя плюют под ноги; всё так же невзначай лезут в мой карман чиновники, вымогая вознаграждение за то, что и так по закону положено; какие-то ненормальные с необъяснимым упорством уничтожают клумбы и деревья, в которые вложен труд сотен людей — тех, наверное, которые, в отличие от хамов и вандалов несвободны от общества.

Раньше думала, что возрождённая вера сможет пригасить бушующие страсти, упорядочить мысли, указать верный путь, предостеречь от неблаговидных поступков, от хамства, распущенности, стяжательства, стремления идти по головам других, продираясь к заветной цели. Увы, видимо, не получилось… Число культовых сооружений в государстве не стало показателем высокой нравственности и чистоты помыслов. Вера трансформировалась в беспроигрышное средство борьбы за власть. Для большинства религия — карманная индульгенция на право продолжать жить так, как привыкли за много лет. Напиваются до скотского состояния, носятся по дорогам, не замечая никого и ничего вокруг, вообразив себя всадниками в бескрайней и безлюдной степи. А после молитвы выходят с просветлёнными лицами, но по-прежнему с пустой душой, и наутро опять по новому кругу. …Все прегрешения простит милостивый Создатель.

И уши вянут от бесконечной и бесплодной говорильни: надо, следует, возродим, исторические корни, национальное самосознание… А общество за это время расслоилось уже не только на бедных и богатых, а на подлецов и порядочных, милосердных и жестоких, безропотных трудяг и откровенных, беззастенчивых потребителей… О таком ли сообществе мечтал и продолжает мечтать народ, иногда силой пытаясь что-нибудь изменить? Или всё-таки правда, что революции готовят гении, делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы?..

Завершить свои размышления я хочу высказыванием, которое обнаружила на одном из интернет-форумов в теме, посвящённой громкости утреннего азана (тоже свобода от общества?), но разглядела в этих словах гораздо более глубокий смысл:

«Мир вам и вашим знакомым! Призыв верующих на молитву — это важный элемент как в исламе, так и в христианстве и иудаизме. И неважно, что я не слышал, чтобы иудеи своим призывным горном дудели в микрофоны, а христиане колокольный звон через усилители пускали… Видимо, они не просто прочитали, но и стали выполнять слова Аллаха, которые он сказал в Коране: «И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварища, будьте добрыми в отношении родителей, близких, сирот, бедных, путника (который остановился у вас), соседа, который является родственником, и соседа не родственника (чужого человека)» (сура «Ан-Ниса», аят 36) (с. а. с.). Я рад, что громкий звук азана нравится какой-то части верующих, но мне очень жаль, что служители мечети, которые ответственны за уровень громкости динамиков, взвалили на себя тяжёлую ношу и нарушают слова Пророка (с. а. с.), который сказал: «Уважение соседа как уважение к матери» (ибн Абидунья), а люди, которые живут в районах, где расположены мечети, являются соседями! Это всего лишь этика поведения. Ещё раз мир всем!»

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий