Main Menu

Немного красоты и туши по-китайски (фото)

«Февраль. Достать чернил и плакать…» — строки Пастернака сами собой приходят на ум при посещении недавно открывшейся в Бишкеке выставки китайского художника Хэ Шуй Фа. Такого количества излившихся на бумагу чёрных чернил и туши завсегдатаи столичного музея ИЗО не видели давно. Всё потому, что автор творит в уникальном китайском стиле живописи се-и.

Экспозицию из 45 картин назвали «Искусство без границ: выставка «Цветы и птицы». Открывал её сам автор, который, взяв в руки кисть, устроил всем желающим мастер-класс китайской каллиграфии прямо в музейном зале.

Хэ Шуй Фа — признанный гений традиционного китайского искусства. Особенностью его манеры исполнения является вымоченная до основания бумага, на которую наносится разведённая жидкая или густая тушь. Художник никогда не рисует с натуры, все свои работы он исполняет по памяти. Переносит на бумагу яркие моменты своих наблюдений, уделяет внимание деталям, максимально точно подбирает тона и полутона. Пятьдесят оттенков серого — это про Хэ Шуй Фа, под кистью мастера чёрная тушь из монохромной превращается в непредсказуемую. Чтобы найти тон как можно ближе к естественному, художник тщательно подбирает соотношение воды и красок. Китайская дотошность доходит даже до того, что, прежде чем перейти непосредственно к изображению цветка, Хэ Шуй Фа изучает биологические циклы растения — периоды цветения и увядания.

Художник работает в китайском стиле живописи се-и. В буквальном смысле «се» означает «писать», «и» — «значение», или «идея», а всё вместе переводится как «передача идеи», что в понимании китайских живописцев значит «свободная манера письма грубой кистью». Проще говоря, взял в руки кисть и рисуй, что чувствуешь.

В стиле се-и, как правило, нет чётких очертаний, правильных контуров, изображение наносится непосредственно тушью на холст. Создаётся впечатление, будто происходящее не имеет для художника никакого значения, главное в этом стиле — настроение. В картинах часто просматриваются ассоциации, обобщения, отдельные детали могут быть нарочито преувеличенными. Художник больше заботится о передаче своего эмоционального состояния, чем о точности. В Китае говорят, что стиль се-и предназначен для передачи духа предмета, его внутренней сущности, а не внешнего сходства. В этом стиле легко творить по вдохновению, на одном дыхании. Именно поэтому такие картины практически невозможно воспроизвести, они уникальны.

К стилю се-и китайский художник пришёл не сразу. «Я учился в обычной провинциальной школе, — рассказал он. — Увлёкся рисованием в раннем детстве. Прочитал много книг об искусстве и много рисовал».

В пятнадцать лет Хэ Шуй Фа поступил в художественную школу на факультет графики и дизайна, а по окончании учёбы работал дизайнером в текстильной промышленности. Параллельно с основной работой много трудился творчески, пробуя себя в разных жанрах и техниках живописи. Больше всего любил рисовать пейзажи. Затем он познакомился с известным в Китае живописцем, который посоветовал молодому художнику попробовать писать в стиле се-и. Совет оказался не в бровь, а в глаз: через несколько лет Хэ Шуй Фа был признан одним из четырёх лучших художников этого жанра в Китае, а в 1997 году ему было присуждено звание «Выдающийся художник Китая».

Сейчас работы Хэ Шуй Фа хранятся в Пекинской художественной галерее, мавзолее Мао Цзэдуна, Американо-Азиатском музее искусств, в музее японского искусства, музее искусств Восточно-Атлантического континента, в Шанхайской академии живописи. На этой неделе художник привёз часть своих картин в Бишкек.

Китаец Хэ Шуй Фа открыто проявляет интерес к природе и культуре Кыргызстана. «Кыргызстан плотно засел в моей голове, — говорит он. — Десять лет назад я, как единственный представитель из материкового Китая, и более тридцати художников из Тайваня приехали в Синьцзян для создания живописи. Когда я был на границе между Китаем и Кыргызстаном, то смотрел на Кыргызстан издалека, и мне вспомнилось красивое стихотворение поэта Ли Бо. До Кыргызстана было рукой подать, и мне так захотелось увидеть ваши цветы, травы, горы и реки! А сейчас я здесь в качестве художника и надеюсь, что мои картины подарят вам чувство очарования птицами, цветами и китайской культурой».

Как ни крути, а китайская душа художника наполнена созерцанием красоты и гармонии. И чем богаче духовный мир автора, тем эмоциональней и содержательней его художественные образы. Потому и смотреть на китайскую живопись нужно с чуткостью и проницательностью, иначе рискуете увидеть лишь разводы чёрной туши на белой бумаге, а ведь за ними может стоять такая глубина и витиеватость, что вам и не снилось. Китай — дело тонкое. И очень красивое… Сам Хэ Шуй Фа считает художников своего рода посредниками между миром людей и миром цветов. «Художник словно пчела, — говорит он, — среди обыденности и невзрачности выбирающая самые прекрасные цветы для романтического танца на своём холсте, чтобы воспроизвести пленительные сюжеты красочного мира природы».

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий