Main Menu

Художник, воспитай ученика! (фото)

Валяние — самая древняя на земле техника изготовления текстиля. Существует красивая легенда, повествующая о том, что первый валяный ковёр появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нём, находились в весьма тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. Когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковёр. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами при механической или тёплой и влажной обработке. Люди сами смогли по достоинству оценить это. Войлок — так назвали материал, получаемый в процессе валяния шерсти, тогда был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы, подушки, головные уборы.

«С натуральной шерстью очень приятно работать, — рассказывает доцент кафедры декоративно-прикладного искусства архитектурного факультета КГУСТА Райкуль Ахматова. Она тёплая, живая, мягкая, разноцветная. Для создания изделий в традиционной технике используются грубая шерсть, вода, мыло и две руки. Принцип валяния руками в щелочной среде возник, как оказалось, независимо во всех странах, где были одомашненные овцы и козы. Особенно развиты эти традиции были в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времён не создавал бы в этой технике массу удобных и полезных вещей для жизни. Вспомните хотя бы тёплую и удобную русскую прославленную обувь — валенки, которые изготавливали непосредственным валянием, смачивая шерсть с горячим паром и натягивая на специальные колодки».

Мы встретились с Райкуль Шаймухамбетовной на выставке ала-кийизов, где были представлены работы её студентов-третьекурсников, которые посвятили выставочную экспозицию 25-летию педагогической деятельности своей прославленной наставницы, заслуженного деятеля культуры Кыргызстана, почётного академика Академии художеств России. Ахматова отметила, что в последние десятилетия увлечение валянием охватило весь мир, и для этого есть веские причины. Во-первых, научиться валять очень просто, во-вторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих. В-третьих, для валяния обычно не нужно сложных устройств с большим пространством, достаточно просто столика. В-четвёртых, сам процесс является отличной релаксацией. Наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать подарки родным, даже получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.

Сама Ахматова работает с войлоком более 25 лет, и древняя техника валяния доведена ею до совершенства. Студенткой Райкуль пробовала работать в разных материалах, освоила гобелен, батик, делала вышивку, но по-настоящему нашла себя в войлоке, поскольку работа с ним может объединить многое, ведь сам материал многогранный, наполнен теплотой, энергетикой, декоративностью. Художник-дизайнер с особой благодарностью вспоминает народного художника, КР Дж. Уметова, потому что раньше войлок в основном использовался как постилочный предмет интерьера, а Уметов поднял его на стены музеев и галерей и этим вдохновил многих мастеров. В работах Ахматовой символический орнамент органично взаимодействует с новыми декоративными решениями, рождёнными талантом и мастерством. Её многочисленные воздушные панно монументальны, их образы обретают философское значение. Для Ахматовой-художника важно акцентировать линию как главный изобразительный и эмоциональный компонент плоскости и выразить через её ритм и пластику творческий стиль и идею произведения.

Она часто вводит в свои композиции нетрадиционные материалы (холстину, кубинскую пеньку), что усиливает теплоту и мягкость войлока, его многопластичную упругость. Как автор, Райкуль Шаймухамбетовна находится в постоянном творческом поиске, её высокий профессионализм позволяет бережно сохранять традицию и одновременно наполнять её чувствами и переживаниями природы и человека. Работы Ахматовой не раз были представлены в выставочных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Ашхабада, Риги, Астаны, Алматы, Ташкента, а также в Австрии, Германии, Индии, Японии, Монголии, Алжире. Ряд художественных работ Р. Ахматовой отмечен призами ЮНЕСКО.

Она член мировой Ассоциации женщин-ремесленников, является также одним из учредителей Ремесленного совета КР, Союза народных мастеров и Союза художественных ремёсел. Наряду со своими произведениями она часто демонстрирует и работы своих учеников, студентов КГУСТА. Высокий творческий профессионализм педагога, её творческий подход, свобода мышления, способность соединять в произведениях традиции и современность позволяют ученикам доцента Р. Ахматовой быть востребованными в условиях рыночной экономики, они создают произведения прикладного искусства, имеющие большой успех на международных выставках и конкурсах, пропагандируя тем самым достижения национального прикладного искусства.

Студенческую выставку в столичной галерее Союза художников КР открыли люди, хорошо знакомые с творчеством самой Ахматовой и её учеников. Приветственные слова в адрес всех участниц экспозиции высказали Дамира Алышпаева — начальник управления культуры Министерства культуры, информации и туризма, Акымбек Абдыкалыков — ректор КГУСТА, доктор технических наук, лауреат Госпремии КР, Юристанбек Шыгаев — директор Национального музея изобразительных искусств имени Г. Айтиева, народный художник КР. Темы, воплощённые в студенческих ала-кийизах, очень разные — от серьёзных философских размышлений о вечном и духовном (диптих «Кок-бору», «Бег времени», «Мелодии комуза», «Книга моего детства», «Молодость моего деда Бокелея», «Дыхание истории», «Сёстры», «После долгой разлуки», диптих «Запад») до особого, почти сказочного, но очень реального, окружающего авторов, гармоничного мира обычной повседневности («Мой сад», «Маки Терскей-Ала-Тоо», «Холодное утро», «Сумерки», «Водопад», «Рассвет», «Тишина», «Пробуждение весны»).

Особенности творческого почерка учеников Ахматовой — филигранность, точность, технологичность, удивительная живописность полотен. Их ала-кийизы и панно становятся почти живописными картинами, и всё это радующее глаз великолепие выткано из цветных линий. У молодых авторов в ход идут шерсть, хлопок, шёлк, а необходимые оттенки для окрашивания они находят с помощью педагога. Как рассказала Райкуль Ахматова, в экспозиции собраны курсовые и дипломные работы её лучших студентов разных курсов. Все они выполнены в технике валяния, а в работах учениками использованы шерсть, шёлк и цветные нитки. В этом году под руководством доцента выполнены три дипломные работы. В экспозиции их отличает более крупный размер, девочки трудились над ними около года. Искали свой материал, написали о том, чем собираются заниматься, и затем раскрыли свои дарования в избранных темах. На взгляд педагога, работы удачные. Комиссия очень высоко оценила их. «Студенты сами выбирают темы и материалы. Возможно, если бы я им навязывала своё видение, работы были бы более высокого художественного уровня, но я старалась сохранить индивидуальность каждого. Среди выставленных работ отмечу ала-кийизы Сахиды Бабаджановой, Айзады Джусуевой, Гульзат Уланбековой, Садык кызы Айдай», — заключила педагог.

Сами студентки доцента говорят о своей наставнице с восхищением и уважением. Её ученица Айканыш Рустамова подчёркивает, что Райкуль Шаймухамбетовна — очень требовательный педагог, она строга, но с любовью передаёт студентам весь свой творческий опыт, разносторонние и богатые знания, делится своим духовным мировоззрением. «Я ей весьма благодарна за то, что она помогала восприятию великих произведений изобразительного искусства и самой художественной жизни, а ещё раскрыла все тонкости войлока, учила различным техникам работы с ним», — говорит студентка. Второкурсница КГУСТА Урматбек кызы Жибек также оценила своего педагога: «Она, как педагог, очень образованный человек и весьма требовательная. Райкуль эже обучает нас всему, что знает сама, и старается сделать так, чтобы мы узнали как можно больше о мире и росли как будущие творцы. Она искренне желает, чтобы о наших панно и войлоке узнали в художественном сообществе КР и за пределами республики».

Главными же выразительными средствами в работах самой Ахматовой были и остаются пятно и линия. Именно в гармоничном притяжении живописного и графического идёт поиск, и часто достигается удивительный результат. В этом убеждает её панно «Горы-люди», представленное на выставке наряду со студенческими произведениями. Оно посвящено женщинам Кыргызстана, выстоявшим в 1990-е годы и поистине спасшим страну. По словам Ахматовой, войлок словно постоянно напоминает о природе, о том, что он некогда укрывал, согревал, защищал и просто радовал глаз. Если художнику удаётся сохранить природную суть войлока, соединив её со своей творческой волей, то рождаются не просто функциональные вещи, а произведения высокого художественного достоинства. Ахматова часто говорит о том, что главным источником вдохновения для неё, как художника, является природа в её зыбкости и вечности, где она черпает бесконечные образы и темы.

Сейчас Райкуль Ахматова активно готовится к будущей персональной выставке, которой художник отметит 40-летие своей творческой деятельности. В экспозиции будет представлен цикл войлочных философских панно о смысле жизни, человеческих отношениях. Когда мы спросили Райкуль, что для неё главное в искусстве, то услышали: «Это искреннее, неравнодушное отношение автора к тому, что он делает. В творчестве нельзя привыкать, уйти в профессию и зарыться в одну тему, в одно направление. Важен постоянный поиск, ведь пределов для совершенства нет. Нужна цель, которая бы тебя вдохновляла и звала вперёд. Самое обширное и глубинное моё самовыражение получается именно в войлоке. А главной темой для меня, видимо, является жизнь человека, его Вселенная, красота природы, связь времён и людей, влияние природы на душу и сердце. Мне очень хочется выразить именно такие темы, более общие, глобальные что ли, не говорящие о чём-то сиюминутном, а как бы приглашающие людей, увидевших мои работы, к диалогу, располагающие к душевному разговору о том, зачем человек вообще живёт на Земле».

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий