Main Menu

Кыргызское национальное достояние из войлока и сказок

Подхожу на днях к дому и вижу, как соседка строго отчитывает правнука: «Ну что ты наделал! Это же тебе не игрушка!» Оказалось, малец испортил коврик, который бабушка расстелила на траве для просушки. По-соседски в шутку пришлось заступиться за маленького хулигана, и так, слово за слово, старенькая Жаныл эже рассказала, что это не просто коврик, это — старинный ширдак, что для кыргызов — настоящее достояние.

По словам старушки, когда-то ширдак имел культовое значение. Мать была обязана подготовить свою дочь к свадьбе — сшить ковёр. Именно сшить, а не выткать, ведь ширдак состоит из войлочной основы и пришитых к ней искусно вырезанных кусочков цветного войлока в виде орнамента. Части войлока соединяются специальными стёжками.

Ковровщица за работой, 1981 год

— А если не сошьёт, то что это за мать такая — неумёха, — говорит Жаныл эже. — Подумают, что и дочь такую же вырастила или что у неё и вовсе матери нет.

Сама будущая невеста должна была приготовить к свадьбе туш-кийиз — большое тканое полотно длиной в несколько метров, вышитое изя-щным орнаментом. Многие девочки начинали вышивать туш-кийиз с двенадцати лет. Получалось, что кыргызская женщина что-то шила и вышивала всю свою жизнь: до свадьбы — себе, после свадьбы — своим дочерям. При свете свечи, до глубокой ночи, после обязательной работы по дому, дойки коров, ухода за детьми. В наши дни в отдалённых сёлах у бабушек в сундуках всё ещё лежат вышивки, датированные 1960-1970 годами. Такие ценятся на вес золота — антиквариат.

Ширдаки и кийизы всегда были предметами первой необходимости в быту: их стелили на пол или на траву, вешали на стены юрты. В результате получался разноцветный шерстяной дом, который спасал и от холода, и от зноя. Кроме того, согласно традиционным представлениям, войлок оберегал людей от врагов и злых духов. Прошло время, и в юртах кочевников поселились электрические лампочки и дизельные генераторы, но традиции остались, как и методы исполнения: вышивание одного туш-кийиза по-прежнему требует много времени и сил, а технология создания ширдака и того сложнее.

Конечная фаза изготовления ширдаков традиционно приходится на зиму, но весь процесс протекает в течение года: весной шерсть стригут, потом её моют, сушат, треплют, красят, распушивают, а затем с помощью кипятка, мыла и чия (камышовой циновки) валяют войлочный ковёр (и всё это — руками женщин).

В орнаменте традиционного ширдака преобладают два цвета — коричневый и белый. Два слоя войлока разных цветов накладывают друг на друга, наносят рисунок, прорезают орнамент одновременно в двух слоях острым инструментом. Затем соединяют между собой вырезанные части различных цветов и пришивают друг к другу особыми швами. Таким образом из подготовленных материалов получается сразу два одинаковых рисунка. Различие между ними небольшое: в одном рисунке мы увидим коричневый орнамент на белом фоне, а в другом — белый орнамент на коричневом фоне. Эти два орнамента симметрично накладываются на одну толстую войлочную основу и получается ширдак. Если орнаментные заготовки идут в полный размер, то делают сразу два похожих ширдака.

Обычный размер ширдака 2х4 метра, но в мастерских на заказ могут сделать и больше. Например, в прошлом году в селе Ача-Кайынды Ат-Башинского района изготовили круглый ширдак диаметром 10 метров. Его заказал бизнесмен для гостевого дома в национальном стиле на Иссык-Куле. На изготовление такого большого войлочного ковра ушло два месяца, над ним трудились шесть мастериц и девять помощниц. Вес ширдака составил 300 килограммов, шестеро мужчин еле-еле загрузили его в машину.

Ручная работа ценится высоко, один квадратный метр войлочного ковра сегодня стоит несколько тысяч сомов. Ширдаки в основном покупают иностранцы, в качестве сувенира их увозят к себе бизнесмены из Китая и Кореи.

Для человека непосвящённого ширдак — всего лишь узорчатый ковёр, для владеющих специальными знаниями рукодельниц — зашифрованное послание из сакральных символов. Даже цвета для него выбираются не случайно, в них таится древний смысл. Синий и красный, например, используются для контраста и обозначают озеро и горные хребты Кыргызстана. Каждый ширдак должен заканчиваться по краям чёрно-белой парой цветов — это заснеженные верхушки гор. В основном используются сочетания цветов: красный и белый, красный и синий, красный, белый и коричневый. Раньше использовались только натуральные краски — корень марены красильной, индиго, живокость. Современные мастерицы красят шерсть анилиновыми красителями.

Орнаменты ширдаков представляют собой стилизованные изображения частей тела животных: хвост собаки, рога горных козлов, когти птиц. Различные вариации могут символизировать маму, защищающую ребёнка, или воинов, обороняющих поселение, или же связь с природой: водоворот обозначает обновление, листья олицетворяют летние пастбища, гранат — символ плодородия. Обязательно присутствует символ защитника — мужское начало, с ним в паре идёт умай эне — хранительница очага. В традиционном узоре мужское и женское начала переплетены, они всегда вместе. А ещё есть собачий хвост — символ друга, сосуд для кумыса — символ богатства, крылья птиц, звёзды, рога барана. Всё это сплетается в причудливый узор, который опытная мастерица может прочитать, как сказочную повесть.

В последнее время, к сожалению, настоящие традиционные кийиз и ширдак находятся под угрозой исчезновения, так как число мастериц катастрофически уменьшается. Для сохранения традиций и популяризации работы кыргызских рукодельниц в Нарынской области каждое лето проводится фестиваль кыргызского ширдака. А в 2012 году ЮНЕСКО включило традиционное искусство изготовления кыргызских войлочных ковров ширдаков и кийизов в список нематериального наследия человечества, находящегося под угрозой исчезновения. Но главное, пожалуй, почаще рассказывать о ширдаке и его узорах подрастающему поколению. В случае с моей соседкой это получилось само собой: наш с Жаныл эже разговор внимательно слушал её внук, так, что даже хулиганить перестал.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора и с сайта foto.kg.






Добавить комментарий