Main Menu

Абдулда Каниметов и его место в истории страны

Кыргызская земля издревле была богата своими лучшими сыновьями и дочерьми, которые героическими поступками, яркими свершениями, бескорыстным служением народу оставили неизгладимый след в его истории, сохранили о себе добрую память. Одной из таких ярких личностей, бесспорно, является Абдулда Каниметович Каниметов — видный государственный и общественно-политический деятель, известный учёный и организатор просвещения, внёсший весомый личный вклад в социально-экономическое развитие республики, в повышение уровня культуры и образования молодёжи и всего населения страны.

Его по праву можно поставить в один ряд с такими выдающимися кыргызскими просветителями XX века, как К. Тыныстанов, И. Арабаев, Б. Данияров, Т. Жолдошев, К. Карасаев, и другими бессмертными именами, которыми гордится наш народ. В этом году 18 августа Абдулде Каниметову исполнилось бы 90 лет.

Вообще минувшее столетие в истории Кыргызстана останется веком стремительного взлёта нашего народа от сплошной неграмотности к высотам образования, культуры и науки. Надо признать, что именно общий уровень образования, фундаментальность содержания обучения явились выдающимися достижениями советского строя, и это вынуждены признать и самые ярые противники, и критики того времени.

Советской школе удалось решить труднейшую задачу: наряду с обеспечением высокого уровня общеобразовательной подготовки охватить все категории молодёжи обязательным обучением. Эта задача успешно претворялась в жизнь в 60-80-х годах прошлого века, в то время, когда США и другие развитые страны Запада только-только выдвигали в повестку дня вопрос о введении у себя всеобщего обучения подрастающего поколения.

Благодаря принятым мерам и огромным усилиям всего общества в середине 1960-х годов успешно решилась задача перехода от обязательного семилетнего образования к восьмилетнему. Затем выдвинули другую, ещё более трудную и масштабную задачу — введение всеобщего среднего образования. Для чёткого и успешного руководства претворением в жизнь столь ответственных, важнейших и масштабных задач в истории страны требовались всесторонне подготовленные, целеустремлённые и преданные делу люди, подлинные лидеры. В эти бурные годы во главе народного образования Кыргызстана встал А. Каниметов. В свои неполные 34 года, став самым молодым министром на просторах бывшего Союза, он в течение 16 лет бессменно возглавлял этот один из решающих участков работы, где ярко раскрылись его незаурядный талант руководителя и организатора, способность мыслить по-новому, чутко прислушиваться к зову времени, умение находить выход из самых трудных ситуаций.

Вручение Ч. Айтматову медали Н. Крупской

Начало пути

Весьма интересен жизненный путь этого неординарного и удивительного человека. Выходец из Жети-Огузского маленького селения Шалба, его — ребёнка — определили в местную начальную школу, но затем юный Абдулда настоял, чтобы родители перевели его в только что открывшуюся во Фрунзе столичную среднюю школу-интернат №5. Впоследствии он стал настоящей кузницей воспитания не одного поколения нашей национальной интеллигенции. Благодаря своим глубоким природным задаткам, разносторонним способностям и упорному трудолюбию Абдулда стал первым из кыргызских юношей и девушек, поступившим и окончившим эту школу с золотой медалью. Он был также первым из среды кыргызов, кто стал студентом, а потом и выпускником исторического факультета прославленного Московского государственного университета им. М. Ломоносова.

Вот как о нём с теплотой вспоминала известный общественный деятель, ветеран труда, персональный пенсионер за особые заслуги перед республикой Зууракан Иманкалыкова, работавшая в то время заместителем председателя Президиума Верховного Совета Киргизской Республики: «В одну из своих очередных поездок в Москву я по заданию руководства правительства республики встретилась с земляками — студентами, обучающимися в различных вузах столицы, чтобы оказать им материальную помощь на месте и из первых уст узнать об их учёбе, жизни и быте, выслушать их предложения, жалобы и пожелания. Мне особенно запомнились страстное и взволнованное выступление студента МГУ Абдулды Каниметова, его честность в постановке проблемных вопросов, аргументированность мыслей и ответственность перед народом и страной, которые ждут их и надеются, что они принесут им большую и ощутимую пользу. Мы тогда поняли, что у этого юноши большое будущее. Я рада, что впоследствии так оно и получилось».

Вместе с Г. Фучиковой, Ч. Айтматовым и чешской делегацией

Большое будущее

Окончив в 1950 году МГУ, А. Каниметов становится младшим научным сотрудником Академии наук республики, а спустя три года возвращается в свою альма-матер аспирантом, работает научным сотрудником в стенах родного исторического факультета. В 1954 году блестяще защищает кандидатскую, а спустя почти 35 лет — докторскую диссертацию.

После возвращения из Москвы А. Каниметов заведовал кафедрой истории и являлся заместителем директора совпартшколы при ЦК КП Киргизии; работал заведующим отделом науки Центрального комитета. В 1961 году он становится председателем Государственного комитета среднего и специального образования, а год спустя — министром народного образования республики.

Нам представляется, что стремительность его служебной карьеры объясняется не столько его энциклопедической образованностью, глубокими профессиональными качествами, а большой ответственностью во всём, его личным обаянием, безупречной честностью, чутким и уважительным отношением к людям. За время, когда он стоял во главе министерства, число средних школ увеличилось с 338 до 666, а число начальных и неполных средних школ, наоборот, сократилось — с 1 177 до 667. За этими сухими цифрами скрываются поистине титанические усилия по строительству и вводу в действие в республике типовых средних общеобразовательных школ, обеспечению их кадрами учителей, созданию им надлежащих условий для нормальной работы, оснащению необходимыми учебными принадлежностями, оборудованием, инвентарём.

По личной инициативе А. Каниметова в республике развернули строительство в центральных усадьбах колхозов и совхозов, общежитий, пришкольных интернатов для детей из разбросанных малых населённых пунктов и из семей животноводов, находящихся на отгонных пастбищах, которые после окончания четырёх и восьми классов могли продолжить своё обучение в средней школе-интернате. К его заслугам можно отнести и дальнейшее развитие сети подготовительных классов, ведение уроков на нескольких языках, в т.ч. на русском, организацию горячего питания детей в школах, предоставление коммунальных услуг учительству. В эти годы создаются школы со смешанным языком обучения, где сосредотачивается почти четверть всего числа школьников республики. Здесь обеспечиваются благоприятные условия для интернационального воспитания, взаимопроникновения культур, укрепления атмосферы спаянности, коллективизма, товарищества среди детей. Этот интересный опыт специально изучила бригада из Москвы, затем рассмотрели и одобрили на коллегии Министерства просвещения СССР и рекомендовали к применению в сельских школах всех союзных республик.

Особое и пристальное внимание А. Каниметов уделял вопросам подбора, подготовки и расстановки педагогических кадров, предлагая решить их, открыв подготовительные отделения в вузах и ввести внеконкурсный приём в педагогические вузы способных юношей и девушек из 15 отдалённых сельских районов со следующим направлением их по месту жительства. В итоге уже в 1970/1971 учебном году 86% всех выпускников восьмого класса продолжили учёбу в учебных заведениях, дающих полное среднее образование. Затем многие из них прошли подготовку на подготовительных отделениях вузов. По данным всесоюзной переписи населения 1970 года, у нас в республике из тысячи лиц, занятых в общественном производстве, 286 имели общее или специальное среднее образование, что в 2,3 раза превышало показатели 1959 года и явилось одним из самых высоких показателей по стране.

Как вспоминал один из коллег А. Каниметова по министерству, доктор педагогических наук, профессор Ж. Аманалиев, «…его отличала исключительная принципиальность и честность во всём — в большом и малом. Ему были чужды такие понятия, как грубость, взяточничество и подлог. Он ценил и уважал добросовестных работников, ко всем относился ровно, добивался повышения ответственности каждого из них за порученное дело. Предметом особой его заботы стало обеспечение стабильности руководящего состава, особенно аппарата министерства. Его за это и другие качества уважали, любили все, кто с ним соприкасался по совместной работе».

Его высокая требовательность, скрупулёзное отношение к запутанным вопросам, неподкупность нравились и Председателю Президиума Верховного Совета Торобаю Кулатовичу Кулатову. Когда Президиум сталкивался с нелёгкими ситуациями, жалобами, поступающими сюда, он просил проверку дела поручить А. Каниметову, считая, что именно он осуществит её «решительно и справедливо». Не случайно Абдулда Каниметович четыре раза подряд избирался депутатом Верховного Совета республики.

С лётчиком-космонавтом В. Быковским и героем Соцтруда, учителем К. Мамбеталиевым

Видимо, сама судьба и время определили ему работать в самые сложные и решающие годы в той или иной ответственной отрасли. Именно так произошло и тогда, когда его направили из министерства в Академию наук Кыргызской Республики, где с 1974-го по 1998 год он работал директором Института истории.

— Наступал период критической переоценки ценностей, в том числе исторического прошлого нашего народа, истории XX века. Появились такие понятия, как «белые пятна в истории», «административно-командная система», «тоталитарный режим», «перестройка», «гласность», возникла необходимость объективного освещения истории, происходящих событий, переосмысление и пересмотр многих, ранее незыблемых понятий и исторических событий. Всё это вызвало определённую растерянность среди историков; ребром встал вопрос: как дальше вести исследования, какой должна стать их методология, какова может быть дальнейшая судьба всей исторической науки. И на все эти вопросы следовало дать ответ и разъяснение именно директору института — А. Каниметову. Ему приходилось часто выступать арбитром, когда жёстко сталкивались мнения разных сторон, выяснялись взаимные отношения. Автор этих строк не раз становилась свидетелем таких щепетильных моментов. Но чёткие аргументы директора, доказательность его суждений и педагогический дар, позволяющий успокоить, обнадёжить человека, держали коллектив на ровном творческом плаву.

— При нём также стали активно работать молодежные организации, благодаря тому, что он поощрял поисковую работу среди молодых учёных, способствовал проведению различных проблемных семинаров, конференций, которые помогали молодым в подготовке и защите диссертаций, в их участии во многих республиканских, региональных, всесоюзных и международных научных форумах. Большую пропагандистскую работу вёл директор и по повышению имиджа Кыргызстана. Так, в 1983 году по инициативе и ходатайству А. Каниметова в Ленинградском государственном эрмитаже открыли выставку памятников древности и средневековья Кыргызстана, образцов его искусства и культуры. Эта выставка получила большой резонанс среди научной общественности Союза и стала исторической вехой во всей историко-культурной жизни республики.

Научная деятельность

Ни для кого не секрет, что создание фундаментальных научных трудов — это тяжёлая, кропотливая и ответственная работа. Именно заслугой А. Каниметова является мобилизация усилий большого коллектива авторов на написание и издание четвёртого (и пока последнего) тома пятитомного сводного труда по истории республики с древнейших времён до настоящих дней. При прямом участии и руководстве Каниметова усилиями рабочей группы, им возглавляемой, увидели свет первые четыре тома. Естественно, с высоты сегодняшнего дня можно говорить о необходимости пересмотра ряда позиций в освещении тех или иных страниц биографии нашей страны, но не отдать должное за эту капитальную работу их авторам и организаторам было бы, по крайней мере, новым витком забвения недавней истории народа.

Интернационалист

У А. Каниметова, как мне кажется, было своё любимое направление научных исследований, к которым он относился очень бережно. Среди них «Исторические связи и сотрудничество народов СССР (на материалах РСФСР, республик Средней Азии и Казахстана)». Он часто обосновывал свою симпатию тем, что для нас, кыргызов, очень важны история и истоки, опыт и навыки, дружба и братство с другими народами. Святым и неоспоримым фактором развития нашей республики он считал дальнейшее совершенствование национальных и межнациональных отношений, укрепление сотрудничества и дружбы между представителями разных национальностей.

Он являлся Интернационалистом с большой буквы, с глубокой и неизменной симпатией относился к русскому народу, его языку, будучи одним из самых активных инициаторов его глубокого изучения кыргызской молодёжью как языка межнационального общения и важнейшего средства познания достижений мировой культуры. Поэтому не случайным стало появление в 1976 году его известного труда «Язык братского единства», посвящённого раскрытию важнейшей роли русского языка в развитии республики, жизни нашего народа.

А. Каниметов долгие годы возглавлял кыргызское отделение Общества советско- чехословацкой дружбы, и именно благодаря его усилиям в начале 1980-х годов в Кыргызстане прошла двусторонняя встреча учёных СССР и Чехословакии по проблемам советско-чехословацких отношений. Для большинства учёных состоялся первый форум международного уровня у нас, и всё в нём было в новинку: и протокол, и переводчики, и бейджики, и круглые столы…

— А. Каниметов досконально знал историю создания знаменитого кооператива «Интергельпо», знал каждого человека, имеющего отношение к нему, со многими из его членов и активистов он дружил. Видимо, именно это обстоятельство послужило толчком к написанию им книги «Наш друг Юлиус Фучик», а для многих исследователей — поводом заново осмыслить историю этой организации как символа международной интернациональной помощи Кыргызстану в период становления в нём нового строя и новых производственных отношений.

Чехословацкая Республика высоко оценила этот труд А. Каниметова. Он стал единственным кыргызом, награждённым золотой медалью за укрепление советско-чехословацкой дружбы. Его связывала большая дружба с вдовой Юлиса Фучика Густой Фучиковой. Она по настоянию Абдулды Каниметовича не раз становилась почётным гостем Киргизской ССР.

В группе известных людей во главе с академиком К. Скрябиным

Послесловие

Мне посчастливилось в течение ряда лет поработать вместе с этим неординарным человеком в Институте истории АН республики. Сейчас, оглядываясь на прошедшие годы, я поражаюсь его истинному демократизму, искусству руководить трудовым коллективом, где он создал настоящую атмосферу свободы творчества, любил и поддерживал способных и инициативных сотрудников. Несмотря на свои чины и ранги, опыт пребывания долгие годы на высоких постах, он был естественен и прост в общении с людьми как на службе, так и в быту, и двери его кабинета всегда оставались открыты для всех.

Всем известно, что А. Каниметова по-настоящему любили учителя. Помнится, что долгие годы в День учителя к нему приходили с поздравлениями преподаватели, пенсионеры, школьники, несмотря на то, что он уже давно не работал в этой системе.

Для нас, тогда молодых, Абдулда Каниметович являлся эталоном высокой порядочности и искренности. Как легенду рассказывали в нашем институте о его рыцарском, нежном и неизменно заботливом отношении к супруге, сыновьям, прекрасным воспитателем которых он являлся.

В суете повседневных забот, на мелких ярмарках тщеславия мы, к сожалению, не смогли по достоинству оценить его место в истории нашей страны, его вклад в развитие республики и отдать должное его доброй памяти. А ведь это в конечном счёте нужно не ему, а нам, его наследникам, живущим верой и надеждой в хорошее будущее любимой им и нами Отчизны, которой он посвятил всего себя без остатка.

Ишенгуль БОЛДЖУРОВА,
профессор, доктор педагогических наук.






Добавить комментарий