Main Menu

Помним, чтим и гордимся

В Кой-Ташской отдельной мотострелковой бригаде под эгидой Республиканского совета ветеранов — воинов Баткена состоялся традиционный митинг-реквием, посвящённый памяти военнослужащих, погибших во время баткенской кампании 1999-2000 годов. В нём приняли участие близкие и родственники отдавших жизнь ребят, их боевые товарищи, представители общественности и командования соединения.

Сегодня появилось много любителей переписывать историю на свой лад и мнимых героев. Пусть это останется на их совести. Большинство кыргызстанцев помнит и чтит истинных патриотов. Испытание баткенской войной страна выдержала дорогой ценой — жизнями 51 защитника Отечества, посмертно удостоенных высоких боевых и государственных наград. Старший лейтенант Руслан Заярко, младший сержант Владимир Никитушкин, майор Жылдызбек Субанбеков, капитан Руслан Самсаков, рядовые Жакып Молдосанов, Мойдун Калыков, Каныбек Омурзаков, Бархат Сексенбаев, подполковник Джекшен Джунушев и другие… Как поётся в песне, оставив на земле свой яркий след, они ушли в бессмертие святое…

Будучи военным корреспондентом, в двух баткенских кампаниях стал свидетелем массового героизма и мужества солдат и офицеров разных родов войск, силовых структур и мирных граждан, отстаивающих независимость страны, без всякого пафоса и колебаний положивших свои молодые жизни на алтарь победы. Коротко напомню читателям ключевые войсковые операции второй войны в горах Баткена по уничтожению бандформирований Исламского движения Узбекистана

11 августа 2000 года, 7 часов утра… По данным армейской разведки южной группировки правительственных войск, отряд моджахедов численностью около 200 человек перешёл таджикско-кыргызскую границу через перевал Торо в Лейлекском районе Баткенской области. Замыкали его гранатомётчики и пулемётчики. Первыми в бой вступили бойцы Кой-Ташской бригады под командованием майора Жылдызбека Субанбекова. Больше суток личный состав блокпоста у старой мечети в местности Мазар отражал атаки превосходящих сил боевиков по вооружению и численности. Погибли 15 военнослужащих, пал от пули снайпера командир. Остальные продержались до подхода прибывших на выручку бойцов спецназа «Скорпион». Когда всё закончилось, в нескольких метрах от амбразур блокпоста насчитали около 50 трупов моджахедов. Как потом рассказывали следователи военной прокуратуры, проводившие опознание наших погибших ребят, все они скончались от ран в голову и грудь, значит, получили они их, когда шли в контратаку… А потом наступило возмездие. Вот как об этом вспоминает один из выживших защитников блокпоста Кадырбек Суранчиев: «Мстя за смерть своих товарищей, мы буквально выжигали боевиков огнём, в плен не брали, загнав их в небольшое ущелье, ударили сверху. Остатки банды пытались укрыться в расщелинах. Но безуспешно, оттуда их выковыривали спецназовцы. После боя обнаружили трупы 12 боевиков, и лишь единицам удалось прорваться в сторону перевала Курбака, но там их уничтожили десантно-штурмовые группы». (Как потом стало известно, бандформированием, предпринявшим попытку прорыва через перевал Торо, командовал араб по происхождению Джебран, духовный наставник небезызвестного полевого командира Абдулазиза, ликвидированного ещё во время первой баткенской кампании).

Местность Верхний Жылуу-Суу в нескольких километрах от пограничного аула Ходжаачкан известна первозданной красотой и целебными источниками. Чабаны рассказывали, что здесь хотели даже строить резиденцию Аскара Акаева. Переброшенный сюда ещё весной отдельный батальон особого назначения наглухо перекрыл проходы с территории Таджикистана. В ночь на 27 августа в штаб ЮГВ поступила информация: на блокпосту идёт бой с группой боевиков численностью 80-100 человек. Кроме стрелкового оружия, вооружены гранатомётами. В 1999-м «воины Аллаха», как они себя называли, появлялись здесь только для того, чтобы разжиться провиантом и отобранным у пастухов скотом. На этот раз моджахеды упорно прорывались на Верхний Жылуу-Суу несмотря даже на большие потери. Их отчаянное упорство захватить блокпост объяснялось просто: во-первых, через него можно попасть в узбекский анклав Сох в Баткенской области, а, во-вторых, по данным военной разведки, в ущелье мог находиться схрон с оружием и наркотиками. В одном из радиоперехватов сообщалось: «…одно место нашли, но товар негодный. Ко второму прорваться не можем, эти солдаты дерутся как шайтаны…» Последняя ночная вылазка тоже обернулась для террористов крупным поражением, потеряв в бою около двух десятков человек, они отступили в направлении ледника Абрамова. Среди личного состава блокпоста потерь не было.

Из оперативной сводки южной группировки войск тех дней: «По данным разведки, в Джергетальском районе Таджикистана на границе с Кыргызстаном замечено скопление боевиков численностью до 100 человек. Более тысячи моджахедов сосредоточено в кишлаках Тавильдара и Каратегина. Не исключается, что они предназначены для прорыва через перевалы Торо, Бутоз и Дана в Лейлекском направлении…» В ставке понимали, что полевые командиры по инструкции Джумы Намангани действуют по прошлогоднему сценарию: организовать как можно больше участков прорыва через таджикско-кыргызскую границу. Министр обороны Эсен Топоев принял решение нанести упреждающий удар. В конце августа началось масштабное наступление по всем стратегическим направлениям боевых действий. На маршрутах отступления боевиков — на перевалах Янгидован, Рама, Бузтос, Тельбе, Курбака и Торо — высаживались десантно-штурмовые группы, по скоплениям моджахедов наносились ракетно-бомбовые удары с воздуха. Продвинувшись на 30 километров в сторону таджикской границы, наши войсковые подразделения взяли под свой контроль обстановку в приграничных районах. Чувствуя их превосходство, вступать в открытый бой боевики уже не осмеливались. Часто бывая на передовой, своими глазами видел, как солдаты и офицеры в едином порыве рвались вперёд, не реагируя на окрики своих командиров, и вели огонь только на поражение. «Духи» своих убитых забирали, а иностранных наёмников, среди которых, судя по трупам, были афганцы, чеченцы, арабы и представители славянских национальностей, просто бросали на поле боя.

Венцом второй баткенской кампании стала операция по уничтожению боевиков ИДУ на чаткальском направлении около села Ак-Таш, расположенного в нескольких метрах от узбекской границы. В ночь на 11 сентября группа террористов напала на блокпост и попыталась с боем прорваться на сопредельную территорию. Вооружённых до зубов бандитов ликвидировали только ближе к полудню. Чтобы вывезти с поля боя тела боевиков и трофеи, потребовался армейский «Урал». С нашей стороны тоже не обошлось без потерь… К середине октября удалось полностью выдавить остатки бандформирований в Джергетальский район Тад-жикистана, а их разрозненные группы, укрывшиеся в ущельях, уничтожали бойцы спецназа, разведчики и пограничники. Так закончилась вторая баткенская война, показавшая, как и первая, стойкость, героизм и мужество защитников Отечества.

…Митинг завершился минутой молчания и возложением цветов к памятнику погибшим воинам-баткенцам под оружейные залпы. Запомнилось выступление председателя Совета старейшин Кыргызстана Омурбека Уметалиева. Обращаясь к участникам трагических событий 1999-2000 годов, аксакал отметил: «В тяжелые для нашего государства дни вы не дрогнули, не побоялись коварного и хорошо подготовленного врага. Поддерживаемые духом великого Манаса, шли в бой с одной мыслью: «За нами любимая страна, родной очаг, матери и отцы». Ваши имена и героические поступки навсегда останутся в истории Кыргызстана. Мы преклоняем голову перед теми, кто погиб, защищая Отечество, и всегда будем чтить память о них». Матери и близкие погибших ребят рассказывали о той неоценимой и адресной помощи, которую оказывает им Республиканский совет ветеранов — воинов Баткена под руководством Каната Бакалова. Представители других ветеранских организаций говорили о больших заслугах воинов — баткенцев по патриотическому воспитанию молодёжи. Они частые гости в школах, вузах и профлицеях, где проводят уроки мужества, а также открывают мемориальные доски и памятники во всех регионах страны в честь не пришедших с войны товарищей.

К сожалению, говорилось и о том, что странным образом, чем дальше те суровые дни, у некоторых больших чиновников отшибает память, когда к ним обращаются воины-баткенцы с просьбой о помощи. Многие из них уже пенсионного возраста, у других ноют старые раны, полученные на баткенской земле, есть и такие, кто живёт за чертой бедности. Эти люди по праву достойны внимания на самом высоком государственном уровне. Защищая рубежи суверенного государства, они ставили на кон самое дорогое — свою жизнь.

Сергей СИДОРОВ.
Фото автора.






Добавить комментарий