Main Menu

Стаж работы в госорганах: оборотная сторона медали…

После двадцати лет самостоятельного развития, после двух революций, наконец, после многочисленных конституционных реформ и всех попыток обустроить государство Кыргызстан сегодня все еще находится в режиме поиска. Страна объявила тотальную войну коррупции, но пока результаты этой далеко не равной борьбы трудно назвать заметными. Глава государства отметил и это в ходе недавнего заседания Совета обороны.  «Мы должны признать: борьба с коррупцией тормозится на организационной стадии…», — сказал Алмазбек Атамбаев. Другими словами, ее пытаются задушить в «зародыше». Очевидно, чиновники пока еще не готовы сменить свои теневые выгоды и блага, получаемые от госсистемы управления, на праведную жизнь при относительно небольшой заработной плате, поэтому и не торопятся.

Если честно, никто, наверное, и не ожидал скорых успехов в борьбе с мздоимством и столь же радикальных перемен в психологии госчиновника. Но у нас сегодня есть главное — политическая воля, нацеленная на искоренение коррупции в государственной системе управления. Ее необходимо поддерживать на законодательном уровне, укреплять в министерствах и ведомствах, подтверждать среди среднего и низшего звеньев государственного аппарата. Следует  кардинально менять в том числе и существующую кадровую политику.
Государственная кадровая служба в последние годы делает достаточно много для того, чтобы наполнить форму госслужбы новым содержанием. Сегодня никто не может стать чиновником госуправления, не пройдя сложные экзамены на профессиональную зрелость и компетентность, не сдав компьютерные тесты, разработанные и введенные госкадровой службой.  Все честно,  в рамках закона и в пределах требований конкурса.
Но… условия конкурса на замещение любой мало-мальски значимой должности в госструктуре предполагают прежде всего наличие у претендента определенного стажа работы в госструктурах, чиновничьего опыта в пределах трех-пяти лет. То есть специалист, сегодня получивший диплом, пусть даже с отличием, никак не может рассчитывать на приличную должность в учреждении госуправления. Он  вынужден  либо перебиваться случайными заработками на мелких, не всегда соответствующих приобретенным знаниям должностях в пределах МОП-ТОП, либо идти в бизнес-структуры. Точно так же уже на стадии представления документов для участия в конкурсе молодой специалист, получивший приличное образование в зарубежном вузе, получает от ворот поворот. И это, наверное, следует отнести к весомым кадровым потерям для обновляющейся системы госуправления.
Но это только одна сторона медали. С другой стороны, каким было наше госуправление 5-10 лет назад?  Нет сомнений, что оно было насквозь коррумпированным, иначе не возникли бы народные волнения и недовольства общества властью, мы бы сегодня не тратили столько сил и средств на борьбу с коррупцией. А кто в таком случае чиновник с 5-летним стажем работы в госорганах? При той степени коррумпированности госструктур, о которой сегодня говорится у нас на самом высоком уровне, специалисту, проработавшему 5 лет в госорганах, довольно трудно оставаться «белой вороной» в своем коллективе. У него, хотим мы того или нет, оказывается не только положительный опыт работы, но и коррупционный опыт чиновника. По всему видно, что ставка на стаж работы в органах госуправления при конкурсном отборе кадров не совсем оправданна.
Возможно, в государственной кадровой службе имеет смысл уделять больше внимания именно молодым специалистам, у которых пока нет достаточного опыта работы, но вместе с тем нет и чиновничьих коррупционных замашек.
Тем не менее я далек от мысли, что вся система госуправления сплошь заражена коррупционной бациллой, что все без исключения чиновники мздоимцы и нечестные люди. Конечно же, это далеко не так. В госорганах работает немало порядочных людей, законопослушных граждан, опытных и высокопрофессиональных специалистов. Поэтому слово «чиновник» вряд ли можно и нужно ассоциировать только с негативным образом вымогателя и коррупционера. А если это так, то и понятие «наставник» в госорганах не было бы лишним.
Надо сказать, что наставничество как один из проверенных методов повышения квалификации специалистов существует стихийно, без  особенных правил и специально разработанных механизмов. Молодые специалисты всегда нуждаются в профессиональной поддержке, подсказке старших, более опытных коллег,  так устроена жизнь. В достопамятные советские времена институт наставничества существовал на вполне законных основаниях, за более опытными специалистами не только на предприятиях промышленного производства, но и в партийных и государственных органах, как правило, закреплялись молодые сотрудники. Наставник помогал молодому коллеге, руководитель готовил смену, партийные боссы, заботясь о своей смене, немало внимания уделяли номенклатуре.
Наставник в госорганах сегодня мог бы оказать реальную помощь в развитии госсистемы управления, повышении качества оказываемых населению услуг и, если хотите, в борьбе с коррупцией. Чем больше мы воспитаем молодых, законопослушных и честных сотрудников, тем заметнее будут успехи в реформировании государственной системы управления. К сожалению, институт наставничества постепенно уходит в прошлое, но у нас еще есть возможность вернуть этот положительный опыт, надо только узаконить его, проработать механизмы и правила деятельности такого органа. Молодежь свою взрослую жизнь начинает с чистого листа, у нее еще нет отношения к государственному делу, как к источнику нетрудовых доходов. Надо сделать все, чтобы на этом чистом листе не было пятен чиновничьей халатности, непрофессионализма и коррупции.

Бердибай САМАТОВ,
журналист.

 






Добавить комментарий