Main Menu

И дольше века вьётся нить…

В музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева открылась необычная выставка под названием «Мелодия великой степи». Автором представленных работ является известный казахский художник Куттыбек Жакыпов. Необычность экспозиции в том, что художник свои картины не пишет, а ткёт из нитей и кожи.

Для искусствоведов Куттыбек Жакыпов прежде всего заслуженный деятель культуры Казахстана, лауреат многих международных премий, для простых посетителей музейных выставок он художник, давший новое дыхание традиционному искусству, человек, воссоздающий реальность с помощью нитей и красок.

Работы Жакыпова — это гобелены и войлочные ковры на тему древних традиций кочевников, представленных в виде этнических мотивов и орнаментов. Когда-то такими покрывали сундуки и топчаны, вешали на стены, и это считалось настоящим чудом, потому что невзрачные нитки в руках мастеров превращались в настоящие шедевры.

Первым в Казахстане художником, который возродил традиции изготовления гобеленов, считается родной брат Куттыбека Жакыпова Курасбек Тыныбеков. Яркий и самобытный художник, ставший в своё время самым молодым лауреатом Государственной премии, ушёл из жизни очень рано, оставив после себя десятки незавершённых работ. Его младший брат в то время как раз поступил учиться в художественное училище и посчитал своим долгом завершить начатое, с головой погрузившись в искусство гобелена. И добился большого успеха: работы Куттыбека Жакыпова начали выставляться на зарубежных выставках, их стали закупать музеи и частные галереи. Сегодня работы художника хранятся в Государственном музее Востока, в музее изобразительных искусств Туркменистана, в музее первого президента Казахстана, в Государственном музее Турции, в галереях стран СНГ и зарубежных государств.

Уникальность работ Жакыпова в том, что они рельефные. Нити гобеленов переплетаются так, что создаётся картина с эффектом 3D — не плоская, а объёмная, выпуклая. Художник даже считает себя автором новой техники ткачества. В Бишкек на выставку он привёз 50 работ в технике валяния войлока и тиснения кожи.

— Наши предки все занимались этим искусством — алаша, килем, кийиз басу и так далее, — рассказал Куттыбек Жакыпов. — Мы сейчас продолжаем в современном виде. Искусство кочевников я показываю на своих «кийизах». Я сам с юга Казахстана, мы выросли в такой среде, где матери, бабушки делали кийиз басуу.

На создание одного такого киийз басуу, или войлочного ковра с цветными орнаментами, по словам автора, уходит больше двух, а то и трёх месяцев. Сам Жакыпов признаётся, что многие работы годами лежали в эскизном варианте, некоторые дорабатывались со временем, иные полностью меняли свой стиль и цвет. Первые работы он изготавливал сам, впоследствии появилась своя группа мастеров, которые помогают художнику в работе и ткут гобелены по его эскизам. Сюжеты могут быть самые разные, порой мифические, но всегда с сохранением национального колорита.

— Моя цель — возродить кочевническое искусство, — говорит Куттыбек Жакыпов. — Рельефные гобелены сложны в создании, и почти никто сейчас этим не занимается. Сложность создания гобеленов в том, что краски на картинах можно мешать и замазывать, а нити в гобеленах и текеметах менять очень сложно, рисунок остаётся навсегда, и нашить что-то сверху нет возможности. Мои работы разнятся как по цветовой гамме, так и по тематике и технике исполнения. Я считаю, что произведения искусства должны быть индивидуальными и не похожими друг на друга.

На представленной в Бишкеке выставке художник объединил свои работы темой культуры и традиций кочевых народов. Выставка Куттыбека Жакыпова приурочена к 90-летию со дня рождения Чингиза Айтматова и Всемирным играм кочевников.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий