Main Menu

Кырчын — Долина царей

На прошлой неделе информационное пространство республики взорвало сообщение, что рабочие при строительстве этногородка в рамках подготовки к Всемирным играм кочевников случайно обнаружили захоронение V-IV веков до нашей эры. Коллеги немного поторопились с обстоятельствами находки и датировкой. О подробностях археологических работ в ущелье Кырчын рассказал непосредственный участник событий — старший преподаватель кафедры археологии и этнологии Кыргызского национального университета им. Баласагына Орозбек Солтобаев.

Свидетели прошлых веков: наконечник стрелы и портупейная бляха

Он отметил, что археологи ещё пару лет назад ставили вопрос о том, что специалистам по древностям нужно изучить месторасположение этногородка. Ущелье Кырчын уже давно известно своими курганами. В этом году Министерство культуры, информации и туризма пригласило учёных из КНУ им. Баласагына для осмотра двух бугров, оказавшихся в зоне строительства.

— Раскопки проводились по плану, а вовсе не потому, что рабочие случайно наткнулись на курган, как сообщили в некоторых СМИ. Перед нами стояла задача изучить территорию на наличие памятников древности. Хочу отметить, что финансирование взяло на себя Министерство культуры, информации и туризма. Когда мы приступали к работе, местные власти убеждали нас, что это просто возвышения, опасаясь, что мы задержим сроки строительства. После расчистки верхнего слоя земли мы выявили контуры двух курганов с каменными выкладками, — рассказал О. Солтобаев. — Находка ставила под вопрос дальнейшие подготовительные работы по возведению этногородка. Понимая ответственность, мы решили приступить к работе как можно быстрее. Здесь требуется тщательность, внимание к любым мелочам. Мы провели зарисовку, зафиксировали положение вещей, определили тип захоронения. Первый курган ещё в эпоху древности оказался ограблен: кости скелета были разбросаны. Исходя из состояния зубов, можно утверждать, что это был человек средних лет. Мы нашли предметы, характерные для захоронения воина: бронзовые подпружные пряжки и портупейную бляху, изготовленную в виде голов горных козлов, хорошо сохранившийся трёхгранный наконечник стрелы опять же из бронзы, фрагмент либо дротика, либо копья.

По словам Орозбека Солтобаева, судя по вещам, захороненный был саком, он мог занимать в своём обществе почётное место, либо даже был вождём. Курган относится к IV-III векам до нашей эры, если соотносить это время с мировой историей, то упокоенный тут человек являлся современником Александра Македонского. Как пояснил археолог, второй курган относится к типу, который специалисты называют кенотаф, то есть без усопшего. Их возводили в случае, когда у родственников не имелось возможности захоронить тело покойного: пропал без вести или погиб в походе в дальних краях. Так появлялась символическая насыпная могила. Она, на первый взгляд, казалась пустой, и всё-таки, после тщательного осмотра, под одним из камней обнаружили клад: бронзовые удила, налобник и уздечные украшения. После того как учёные все зарисовали, составили план и собрали все находки, могильники не представляли большого интереса. Их засыпали землей и продолжили возводить конструкции этногородка. А вот перед археологами стоит большая работа по изучению того, что удалось найти.

— Каково значение этих находок? — поинтересовался я у О. Солтобаева.

— По тому, что мы нашли, можно составить представление о погребальном обряде, узнать о состоянии металлургии и военного дела у саков того периода. Проследить, как из века в век, из одной культуры в другую переходили традиции. Например, в первом могильнике вместе с человеком положили череп коня. Это характерно для древних кочевников, позже такой обычай повторялся и в курганах, относящихся к гуннскому времени, а потом уже в период тюрок вместе с воином хоронили лошадь целиком. Или взять захоронение пропавшего без вести человека: из этнографии мы знаем, что и у кыргызов сохранялся такой обычай.

Как пояснил мой собеседник, сейчас учёным, работавшим на раскопе, предстоит более подробно изучить находки, провести реставрацию, дать им оценку, по итогам выпустить научный труд. Для антропологического исследования черепа и костей воина приедет специалист из Москвы. А в будущем всё найденное передадут на хранение в Государственный исторический музей.

План одного из курганов
Долина царей

Орозбек Солтобаев уверен, что ущелье Кырчын таит в себе ещё немало интересного и важного для историков, и государству необходимо помочь учёным раскрыть эти тайны, рассказать о них современникам.

— Все знают, что в Египте есть Долина царей. Кырчын можно смело назвать аналогичным местом в нашей стране, — сказал мой собеседник. — Ещё в 1947 году ленинградский учёный Александр Бернштам изучил часть ущелья. Он отмечал наличие здесь 87 курганов. Мы с коллегами, будучи там, осмотрели правобережье реки Чон-Аксу и определили ещё 109 курганов. Среди них есть сакского времени, средневековые и кыргызские. В итоге в Кырчыне, по моим подсчётам, около 250 курганов, большинство из них царского типа — больших размеров. Если представится возможность, хотелось бы ещё раз пройти по следам А. Бернштама, уточнить и занести на карту те могильники, о которых он писал.

Кстати, некоторые курганы достаточно крупные, высота их доходит до 11 метров.

— Большой объект подчёркивал статус усопшего? — поинтересовался я.

— По-разному. Например, в Сибири, когда вскрыли курган сакского времени, там действительно оказался захоронен пожилой человек, видимо, почитавшийся современниками. Но они могли служить и родовыми могильниками. А вот А. Бернштам в том же Кырчыне, проводя исследования в одном кургане, обнаружил, что в нём захоронили трёх человек, разделённых большими промежутками времени. Видимо, их «подселяли» друг к другу.

— Чем можно объяснить такое скопление захоронений разного времени в ущелье Кырчын?

— Вспомните, что ставка Ормон хана тоже находилась рядом. Тут есть захоронения кыргызов ХIХ века. Видимо, с древнейших времён это место привлекало кочевников: обилие трав, воды, мягкий климат, — пояснил учёный.

На раскопки сакского кургана приезжал министр культуры, информации и печати С. Жумагулов, О. Солтобаев предложил осенью после Игр кочевников придать Кырчыну статус природно-исторического парка. Это позволило бы сохранить историческое наследие, привлечь туристов.

— Министр поддержал идею, дело за депутатами, так как на это необходимо законодательное решение, — отметил О. Солтобаев.

Реконструкция захоронения саксонского воина — тело обкладывалось камнями, а сверху закрывалось деревянным настилом
Раритеты сбывают на базарах

А помощь депутатов и государства нужна археологам, да и в целом отечественной исторической науке. По словам моего собеседника, с 1993 года целенаправленно из бюджета не выделяется средств на археологические изыскания. И это несмотря на то, что страну можно назвать музеем под открытым небом. Центрально-Азиатский регион и Кыргызстан в частности с древнейших времён служили территорией пересечения и соприкосновения самых разных народов, культур. Здесь арии продвигались в сторону Индостана, потом пришло время царствования ираноязычных саков, чьи владения расстилались на Центральную Азию, Сибирь, Кавказ, Причерноморье. А потом продвижение гуннов, китайцев, тюрков, монголов. И, конечно же, Великий Шёлковый путь — кровеносная артерия, дававшая процветание великим государствам Востока и Европы. Здесь соседствовали тенгрианство, зороастризм, буддизм, христианство, ислам. Народы учились не только воевать, но и жить вместе, извлекать выгоду от поликультурности. Всё это в виде оружия, доспехов, украшений, статуэток, керамики лежит у нас под ногами. 99% курганов нашей страны не исследованы учёными, — констатировал в нашей беседе Ороз Солтобаев. Историки, а в их лице и государство не имеют возможности изучать наследие прошлого, чего не скажешь о «чёрных археологах».

— Это явление распространено в Кыргызстане — уверен О. Солтобаев. — У меня имеется несколько неопровержимых фактов о том, что несколько ценных вещей, представляющих культурно-историческую ценность, было незаконно вывезено за пределы республики. Об одном из случаев сообщала публикация в вашей газете, когда старинный браслет продали на знаменитом английском аукционе Сотбис. Я знаю, что есть коллекционеры, кто заказывает «чёрным археологам» найти те или иные предметы. Порой такие запросы поступают из-за рубежа. Вещи из старинных захоронений продают у нас через Интернет, через комиссионные магазины. От одного из наших депутатов я узнал, что на столичном базаре ему предложили купить антиквариат. Одна из вещей оказалась подделкой, а вот женские украшения — подлинником мастерства древних ювелиров, явно добытые из раскопов. Мы уже дошли до того, что вещами, представляющими историческую ценность, торгуют на базарах. В том же Кырчыне местные жители рассказывали, что порой в летний период не раз видели на курганах людей с металлоискателями. И местным властям, и жителям я говорил, что в таких случаях необходимо спрашивать разрешение на изыскательские работы.

По мнению моего собеседника, имеющееся законодательство весьма снисходительно к преступлениям такого рода, что ведёт к процветанию преступного ремесла:

— По закону к «чёрным археологам» применяется административное наказание, несколько наших учёных встречались не так давно с депутатами, объяснили им ситуацию и предложили ввести уголовную ответственность за такие деяния. Мы нашли понимание в этом вопросе, идёт подготовка к внесению изменений в нормативно-правовые акты. Также мы обращались к местным органам власти, МВД, ГКНБ, чтобы они на своих участках боролись с незаконными действиями расхитителей захоронений. В правоохранительных органах Узбекистана, России есть специальные отделы, которые занимаются борьбой с незаконным вывозом археологических, культурных ценностей. У нас такого не создано.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото автора.

P. S. Находки в Кырчыне и связанное с ними внимание общества — повод не только гордиться глубокими корнями отечественной истории, её богатой культурой, но и задуматься: а что собственно делается в реальности, чтобы всё это наследие сохранить, защитить, изучить, осмыслить? Исходя из информации, озвученной выше археологом, и зная, сколько в нашей стране выделяется на науку, размышления эти весьма грустные. Хотелось бы верить, что в Кыргызстане официально появится своя Долина царей, охраняемая государством. Быть может, звучное название заставит чиновников относиться с должным уважением к тому, что оставили предки.






Добавить комментарий