Main Menu

Намеренья, как воздух гор, чисты…

Тема Кумтора на протяжении почти четверти века является одной из самых болезненных и обсуждаемых не только в правящих кругах, но и среди простых кыргызстанцев. Концессионный договор, соглашения и дополнения к ним — вся эта круговерть документов, содержание и смысл которых доступны и понятны только посвящённым, по большому счёту — китайская грамота для обычных граждан. Нет, конечно, народ подозревает, что какой-то высокий смысл в этих документах заложен и выгода в совместной разработке месторождения для государства есть. Но почему так часто в течение многих лет возникают споры о необходимости этого соглашения, рисках, в том числе и финансовых, выгоде и вреде от него?

17 июля по инициативе аппарата правительства в Бишкеке прошла дискуссия на тему «Оценка экологических и экономических составляющих в реализации проекта «Кумтор». Эксперты обсудили перспективы дальнейшей работы компании «Центерра Голд» в Кыргызстане. Приглашённые депутаты Жогорку Кенеша и члены правительства не пришли, участвовали только представители аппаратов правительства, парламента и Президента.

Как известно, правительство намерено в очередной раз пересмотреть соглашение с канадской компанией «Центерра Голд Инк.» по разработке золоторудного месторождения Кумтор. Как объясняет премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев, в документе, подписанном правительством Сапара Исакова в сентябре прошлого года, есть моменты, с которыми нынешний кабинет министров категорически не согласен. Какие именно пункты инвестиционного соглашения будут пересматриваться, правительство не сообщает, но обещает, что при принятии решений учтут предложения и рекомендации экспертов.

Открывая дискуссию, заслуженный экономист КР Джумакадыр Акенеев подчеркнул, что в новом соглашении канадская компания «Центерра Голд Инк.» должна признать, что получила сверхприбыль.

— Кыргызстан мог бы избежать долгов перед иностранными кредиторами, если бы не шёл на поводу у канадской компании, которая умеет влиять на власть республики и на отдельных чиновников и поэтому все время оказывается в выигрыше. Сегодня правительство республики должно поставить перед «Центеррой» условие: либо компания уходит, либо выплачивает нам упущенную за много лет прибыль, — уверен Дж. Акенеев.

По его словам, Кыргызстан недополучил свыше четырёх миллиардов долларов — сумму, равную внешнему долгу страны.

— Взыскав с канадской компании даже половину суммы упущенной выгоды, Кыргызстан может рассчитаться с основным кредитором — Импортно-экспортным банком Китая. Если бы с первых дней соблюдались условия соглашения, подписанного в 1993 году, где у Кыргызстана было 67 процентов акций, сегодня мы не имели бы внешнего долга, — отметил Джумакадыр Акенеев, подчеркнув, что инвестор будет вынужден согласиться на такие условия, так как обращение в суд негативно отразится прежде всего на «Центерре».

Основной доклад, проиллюстрированный множеством презентаций, сопровождаемый ссылками на нормативно-правовые документы, в том числе и международные, представил общественный деятель Кыргызстана Ишенбай Кадырбеков, который со свойственной ему прямотой отметил, что правительство и парламент, как правило, замалчивают тему «Кумтора» по причине коррупции: «Из-за прямого предательства национальных интересов Кыргызстана одно из крупнейших в мире золоторудных месторождений не только не приносит стране справедливой части доходов, но и становится экологической угрозой для будущего поколения. Лица, принимавшие участие в этой преступной, противоречащей интересам народа афере, и тем самым нанёсшие невосполнимый ущерб государству, не привлечены к ответственности».

— Золоторудное месторождение Кумтор является богатством Кыргызской Республики. По результатам детальной разведки запасы и прогнозные ресурсы Центрального участка месторождения составляли 716 тонн золота, в том числе для карьерной отработки — 316,6 тонны при среднем содержании 4,3 г/т. Геологические запасы и прогнозные ресурсы золота остальных участков рудного поля оценивались в 230-300 тонн. С момента работы месторождения Кумтор было произведено 386 тонн золота. Общая прибыль Кыргызстана могла бы составить 5 миллиардов долларов.

Горько сознавать, что ни в одном соглашении с 1992 года не защищались интересы Кыргызстана. Я не раз призывал передать государству «Кумтор» для того, чтобы он приносил пользу, но безрезультатно. Мне кажется, что для каждого президента Кыргызстана считалось большой честью подписать какой-либо документ, ущемляющий интересы своего государства. Ни один премьер-министр не избежал подписания договоров, ухудшающих ситуацию страны, — отметил докладчик.

— Согласно Конституции, действовавшей на тот момент, заключать договора с иностранными государствами, международными и коммерческими организациями имел право только Президент. Однако документ, подтверждающий, что полномочия подписания договора Президентом были делегированы премьер-министру КР, отсутствует. Также в нарушение Закона «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в КР», то есть без проведения конкурса, был заключён и концессионный договор, — сообщил докладчик.

Он также подчеркнул, что путём введения громоздкой, многоступенчатой, запутанной схемы управления «Камеко» по сути отстранила кыргызскую сторону от участия в проекте, единолично управляла проектом и соответственно косвенным путём получила наибольшую выгоду.

— В генеральном соглашении и договоре указывалась цель совместной деятельности — получение прибыли. Однако во всех учредительных документах не были определены условия и порядок получения и распределения прибыли, в результате чего Кыргызстан недополучил громадную прибыль, — добавил Ишенбай Кадырбеков. — И сейчас, когда стоит вопрос о подписании очередного соглашения по проекту, к обсуждению деталей договора необходимо подключить экспертное сообщество и общественность. Разработка прошлых соглашений проходила закрыто, включая прошлогоднее, «улучшенное», подписанное Сапаром Исаковым, поэтому я призываю власти не повторять прежних ошибок, — подчеркнул Ишенбай Кадырбеков.

11 сентября 2017 года правительство Кыргызстана во главе с Сапаром Исаковым и Centerra Gold Inc. подписали соглашение по охране окружающей среды и развитию инвестиций. По документу, канадская компания увеличит ежегодный экологический платёж Кыргызстану с $310 тысяч до $3 млн., выделит $50 млн. на новый фонд развития природы, $10 млн. — на фонд развития онкологической службы, ежегодно будет выплачивать по $6 млн. в фонд рекультивации проекта «Кумтор». При этом стороны отказываются от всех судебных разбирательств, снимаются все ограничения на сотрудников «Кумтора», а соглашение от 2009 года остаётся в полной силе.

Он отметил, что сейчас Кыргызстан стоит перед дилеммой: либо власть предотвращает дальнейшее усугубление ситуации и идёт на более решительные шаги, либо оставляет всё как прежде и окончательно губит природу, уничтожает ледники и экологию.

Резюмируя свой доклад, эксперт рекомендовал Жогорку Кенешу и правительству решить ряд вопросов. Прежде всего, лишить ОАО «Кыргызалтын» права представлять кыргызскую сторону в переговорном процессе и при составлении текстов соглашения, учитывая, что за время реализации проекта «Кумтор» данный субъект не оправдал доверия и показал себя несостоятельной структурой, нанёсшей непоправимый материальный урон стране. А также рассмотреть ответственность должностных лиц, прямо или косвенно связанных с подписанием соглашений, причинивших ущерб Кыргызстану.

Далее И. Кадырбеков предложил расторгнуть комплексное мировое соглашение, подписанное между ЗАО «Кумтор Голд Компани», ЗАО «Кумтор Оперейтинг Компани» и правительством КР 11 сентября 2017 года. Основанием для этого эксперт считает тот факт, что правительство не обладало полномочиями подписывать данный документ. Кроме того, соглашение не было одобрено Жогорку Кенешем и не получило положительного заключения Конституционного суда Кыргызстана. С целью возврата упущенной выгоды из-за коррупционной реструктуризации проекта докладчик предложил не только начать расчёт потерь Кыргызской Республики, но и принять меры по восстановлению реальной доли кыргызской стороны в активах «Центерры» и «Кумтор Голд Компани». Также он рекомендует не только обязать «Центерру» начать решение всех экологических вопросов, но и рассчитать ущерб, касающийся экологических и горно-инженерных рисков, в том числе будущих затрат по реабилитации, рекультивации и стабилизации месторождения.

В докладе озвучены и перспективы национализации «Кумтора».

— Многие эксперты выступают против национализации, ссылаясь на соглашение 2009 года, согласно которому Кыргызстан не имеет на это права. Однако в соответствии с резолюциями ООН вопросы подобного характера регулируются национальным законодательством. Таким образом, законодательно республика может начать национализацию, но мы должны будем возместить определённые затраты инвестора. В случае национализации активы и доходы от месторождения будут в наших руках, и за счёт этих средств мы сможем возместить затраты, — подвёл итог докладчик.

Однако член Ассоциации горнопромышленников и геологов Кыргызстана Дуйшенбек Камчыбеков заявил, что не видит доводов в пользу национализации Кумтора.

— Хватит ли нам средств, которые мы получим, для выплаты компенсации — это один вопрос. Другой вопрос: стоит ли вообще думать о национализации, если уже к 2023 году запасы месторождения истощатся, и рудник будет подготавливаться к закрытию, — подчеркнул эксперт. «Срок по продлению соглашения закончится в июле. Какое решение теперь примет правительство? Надо помочь ему в реализации соглашения. Это было бы полезнее, чем обсуждать вопрос о национализации», — сказал он и добавил, что вместо разговоров о национализации необходимо приложить усилия по соглашению, подписанному в 2017 году.

В свою очередь председатель правления Ассоциации горнопромышленников и геологов КР Орозбек Дуйшеев высказался в защиту канадских инвесторов. Он напомнил, что сейчас «Кумтор» является локомотивом экономики Кыргызстана, учитывая, что доля рудника в ВВП республики составляет свыше семи процентов, а в общем объёме промышленного производства — свыше 23 процентов. Ежегодно от деятельности предприятия в бюджет государства поступает свыше ста миллионов долларов.

По итогам этих разносторонних обсуждений и на основе порой диаметральных мнений участники круглого стола приняли резолюцию, которая предлагает разорвать соглашение и национализировать предприятие, и направили её в правительство. (К слову, проект резолюции на девяти страницах был готов ещё до начала заседания, и в нём не было и лёгкой тени мнений других независимых экспертов, идущих вразрез с темой основного доклада. — И. П.).

Вот и вся информация о той самой встрече. К какой из сторон дискуссии можно отнести заголовок к этой статье, я и сама ещё не определилась…

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий