Main Menu

Пусть мир посмотрит и оценит

Кыргызстан сделал впечатляющие шаги на международной арене, в результате которых III Всемирным играм кочевников предоставлен патронат ЮНЕСКО, а национальная конная игра кок-бору внесена в её список по нематериальному культурному наследию.

 Мы сообщали о том, что решение авторитетной международной организации стало результатом четырёхлетней работы Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в содружестве с другими ведомствами республики и экспертами. Сегодня ответственный секретарь комиссии Сабира СОЛТОНГЕЛЬДИЕВА — гость нашей редакции.


— Сабира Самидиновна, каков имидж нашей страны в мире, достаточно ли эффективно мы продвигаем её интересы?

— Хотелось бы сразу сказать, что Кыргызстан с 1992 года является активным членом ЮНЕСКО. И за это время сделано немало полезного. К примеру, священная гора Сулайман-Тоо, а также средневековые городища в Чуйской области (Ак-Бешим, Бурана, Красная речка) внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По инициативе Ч. Айтматова на Иссык-Куле под эгидой ЮНЕСКО проводился большой международный форум мировых интеллектуалов, и в области образования также состоялись значимые мероприятия. Впервые за время пребывания в ЮНЕСКО мы стали членом Комитета по охране нематериального культурного наследия. Это важный и престижный комитет. Из 198 стран, входящих в ЮНЕСКО, только 24 государства являются его членами. Раз в год проводится заседание, где принимают важные решения, включая формирование списка нематериального культурного наследия. А в ноябре минувшего года мы стали членом другой важной структуры — Комитета ЮНЕСКО по всемирному культурному и природному наследию. В него входит 21 страна, там рассматриваются только материальные объекты всемирного наследия, имеющие знаковое значение для мировой культуры. Например, Эйфелева башня в Париже, наша гора Сулайман-Тоо. Что это даёт? Во-первых, через списки ЮНЕСКО люди узнают о наших культурных и природных достопримечательностях. А во-вторых, поднимается международное реноме республики.

— Кто у нас в стране уполномочен представлять объекты на обсуждение Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию?

— ЮНЕСКО — уникальная организация, которая работает через национальные комиссии. Мы привлекаем к работе экспертов по культуре, природной сфере, делаем это совместно с МИДом и Министерством культуры, потому что эксперты должны говорить на английском и французском. К сожалению, у нас мало специалистов, говорящих сразу на двух этих языках. У Кыргызстана, увы, также нет постоянного представительства при ЮНЕСКО — есть посольство в Бельгии, и оно как бы по совместительству выполняет работу и при ЮНЕСКО.

— Достаточно ли активно действует наша Национальная комиссия в проектах и программах ЮНЕСКО?

— Да. Начиная с 2011 года мы впервые, спустя 7 лет после вступления в организацию, стали членом сразу двух её престижных международных комитетов. Если я скажу, что на одно место в каждом комитете ЮНЕСКО претендуют 5 стран, и из них выбирают Кыргызстан, то это, полагаю, о многом говорит. И ещё, с того момента, как мы стали членами Комитета по нематериальному культурному наследию, то практически каждый год в заветный список проходят представленные нами элементы. В 2012 году в него вошли ала-кийиз и шырдак, через год — эпическая трилогия «Манас. Семетей. Сейтек», на следующий (совместно с Казахстаном) — искусство импровизации айтыш и юрта.

— Что значит «находиться под патронатом ЮНЕСКО», что это конкретно даёт Кыргызстану, деньги нам выделяют или что-либо ещё?

— Нет, это не финансовые средства, ЮНЕСКО — авторитетная и важная структура ООН, ответственная за исполнение международных программ в сферах образования, культуры и науки. Патронат — в первую очередь признание ЮНЕСКО вклада Кыргызстана. Эксперты ЮНЕСКО были наблюдателями и первых, и вторых Всемирных игр кочевников, внимательно следили. Их сегодняшнее решение означает, что мы достойно провели Игры и вносим этим большой вклад в развитие и сохранение традиций. Можно сказать, что взятие под патронат — знак качества, присвоенный ЮНЕСКО. Эту организацию знают в мире все, и когда туристы из других государств приезжают в Кыргызстан, то всегда спрашивают, а какие объекты и элементы ЮНЕСКО есть у вас в стране? Тот факт, что ВИК теперь проходят под патронатом ЮНЕСКО, означает что их уровень высок, и они достойны мирового внимания и посещения.

— Какие образовательные проекты ЮНЕСКО реализуются у нас в стране?

— Вы знаете, что раньше у нас в стране, как и по всему СССР, проводились курсы повышения квалификации, на которых педагоги обменивались опытом. К сожалению, сейчас из-за финансовых затруднений таких курсов нет. И вот ЮНЕСКО предоставляет очень хорошую возможность: у неё есть офис по образованию в Таиланде, а по Центральной Азии такой же — в Алматы. Они ежемесячно проводят различные мероприятия, включая тренинги и международные конференции по достижению целей устойчивого развития. Наши преподаватели, сотрудники профильного министерства, специалисты из вузов имеют возможность участвовать в них. Таким образом ЮНЕСКО даёт доступ нашим учителям к мировой практике, предоставляет свой экспертный потенциал, учебные материалы, знания.

— Появятся ли в будущем во Всемирном списке наследия ЮНЕСКО другие природные и культурные объекты нашей республики, а также блюда национальной кухни, а то соседи всё на себя запишут?

— Хочу сказать, что среди стран Центральной Азии в списке по нематериальному культурному наследию лидирует Кыргызстан. Что касается национальной кухни, то Президент страны С. Жээнбеков на недавней встрече со мной в связи с предоставлением патроната высказал пожелание о внесении в список традиционных знаний приготовления бешбармака. Думаю, мы учтём это предложение. Вместе с ОФ «Мин Кыял» уже подготовлены к номинированию традиционные знания по изготовлению и ношению кыргызского мужского головного убора ак-калпака. Это предложение рассмотрят в следующем году. Сейчас готовим петроглифы Саймалуу-Таша, что в Джалал-Абадской области. Это наш уникальный заповедник, поэтому закономерно желание внести его в список и поделиться с миром удивительными изображениями.

— Хотелось бы подробнее узнать о международных проектах, которые реализуются под эгидой ЮНЕСКО в нашей республике?

— Мы участвуем в большой работе по подготовке транснациональной номинации «Шёлковый путь». В её рамках наши средневековые городища Чуйской области внесены совместно с Казахстаном и Китаем в список Всемирного культурного наследия. В сентябре пройдёт заседание, на котором Министерство культуры совместно с экспертами Национальной академии наук должны представить список второго этапа. По линии ЮНЕСКО у нас также работают японские археологи — они ведут раскопки на чуйском городище Ак-Бешим.

— Какие проекты и программы являются для национальной комиссии приоритетными?

— Один из таких крупных проектов связан с развитием образования: создана рабочая группа, идёт разработка онлайн-учебников. Ранее мы приглашали опытных экспертов из Эстонии, приезжали также учёные Университета дружбы народов из Москвы. Речь идёт об устойчивости учителей, ведь всё начинается с них. Если наш педагог психологически подготовлен, хорошо образован, то он, естественно, повысит и качество образования.

А в области культуры это, конечно же, сохранение и продвижение нематериального и материального культурного наследия. И это не только подготовка номинаций, но и проведение просветительской работы, поскольку людям необходимо разъяснять, что у нас имеются археологические памятники, внесённые в список ЮНЕСКО. К сожалению, местное население не знает, что в республике есть уникальные археологические раскопки. К примеру, в Чуйской долине в далёкие времена располагались средневековые китайские гарнизоны.

Имеется у нас и большая программа в сфере культуры и коммуникации — «Память мира». К сожалению, Кыргызстан в данном списке пока не представлен. В него включаются значимые архивные рукописи, к примеру, «Дневники Анны Франк» о Второй мировой войне. Мы уже подготовили номинацию о рукописи варианта эпоса «Манас» в записи Сагынбая Орозбакова, которая хранится в НАН. Есть и другие архивные материалы, достойные мирового внимания, и мы напряженно работаем в этом важном направлении.

— Что можно сказать об издательской и информационной деятельности национальной комиссии?

— Увы, мы являемся государственным учреждением и из бюджета денег на типографские расходы не выделяется. Сами находим средства, работаем с партнёрами из ЮНЕСКО, сотрудничаем с различными фондами. И поскольку широкое освещение нашей деятельности хромает, то планируем на следующий год реализовать небольшой проект, издав на кыргызском и русском языках брошюры о работе национальной комиссии. Тем более что уже есть подготовленные к печати рукописи.

— У ЮНЕСКО есть награды и премии? Удостаивался ли их кто-то из Кыргызстана?

— К сожалению, я таких имён не помню. А вот наш первый руководитель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Роза Исаковна Отунбаева была избрана членом правления Международного института ЮНЕСКО имени М. Ганди в области образования устойчивого развития. И её потом попросили остаться на второй срок, поскольку она весьма эффективно там поработала. Это, несомненно, фактор большого международного признания её заслуг на ниве ЮНЕСКО.

— Как взаимодействует ваша комиссия с коллегами из региона и СНГ?

— Сотрудничаем весьма активно, хотя небольшое соперничество, безусловно, есть. Мы стараемся договариваться, если имеются спорные вопросы. Однако бывает и так, что две страны представляют на номинацию одно и то же: к примеру, Таджикистан и Узбекистан в один год подали предложения на номинацию плова, каждый от своего имени. Можно было, конечно, договориться, но они приняли решение, что будут номинироваться отдельно. А вообще мы часто созваниваемся, встречаемся, если представляется такая возможность. Вот генеральный секретарь Национальной комиссии России по делам ЮНЕСКО Георгий Орджоникидзе вышел с предложением собрать в августе всех глав комиссий стран СНГ в Москве. А так, случаются и разночтения, возьмём ту же кок-бору, мы также не захотели вместе с соседями номинироваться.

— И последний вопрос, а какие глобальные задачи ставит перед собой наша национальная комиссия?

— Сейчас — это достойно трудиться и завершить своё членство в Межправительственном комитете ЮНЕСКО по всемирному культурному наследию, в котором будем состоять до 2021 года. В нынешнем году мы стали участниками его первого заседания в Бахрейне, на следующий год комитет соберётся в Баку, и мы будем стараться достойно представить там Кыргызстан. У ЮНЕСКО также есть Исполнительный совет, который является высшим органом, принимающим важнейшие решения. В наших глобальных планах есть намерение войти в будущем и в его состав. Уверены, что наша работа под эгидой ЮНЕСКО направлена на будущее Кыргызстана.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий