Main Menu

«Дунганский Шаляпин». К 80-летию со дня рождения Хусейна Мухтарова

Многолетнее знакомство и хорошие добрые отношения между нами позволяют мне рассказать об этом человеке, ставшем легендой отечественной оперной и эстрадной сцены.

Популярность Мухтарова соизмерима с популярностью Фёдора Шаляпина — «гения русского искусства». При жизни его и называли «дунганский Шаляпин». Будучи министром культуры Кыргызской ССР, Кулуйпа Кондучалова не раз подчёркивала: «Хусейн Мухтаров прославил кыргызскую оперу». Она не раз помогала ему, поддерживала его. А когда он уехал в Казахстан, Кондучалова уговорила его вернуться в Киргизию. Необходимо было поднимать профессиональное искусство в республике. Кулуйпа Кондучалова, не жалея сил и здоровья, не один год занималась этим, поэтому с её именем связан период расцвета кыргызской культуры и искусства. Становление Мухтарова как оперного певца проходило во время её мудрого руководства этой сферой.

В истории дунганского народа пока нет артиста, превзошедшего Хусейна Мухтарова или хотя бы равного ему по своему таланту. Были до него и сейчас есть прекрасные артисты-дунгане. Но X. Мухтаров — особый случай в истории дунганского искусства.

Наверное, нас осталось мало — тех, которые слушали голос Мухтарова при его жизни, а ещё меньше тех, кто встречался с ним. Мне, его современнице, посчастливилось не раз встречаться с ним на различных мероприятиях, проводившихся чаще всего дунганской общественностью, в театре, на сольных концертах, оперных спектаклях, в гостях…

Он запомнился мне как человек обаятельный, весёлый, умный, общительный, отзывчивый, обладающий чувством юмора. Всегда и всюду, при любых обстоятельствах, в любом обществе он был душой компании. Поражала его готовность всегда прийти на помощь. Стоило только попросить его о чём-то, и он тут же брался за дело.

Родился Мухтаров в обычной крестьянской семье 18 июля 1938 года в селе Шор-Тюбе Кордайского района Джамбульской области Казахской ССР. Хусейн в очень юном возрасте остался сиротой. Его отец Юсупов Мухтар погиб в 1941 году в боях под Москвой, когда ему исполнилось только три года. Мухтаров воспитывался у дедушки. Мать Юсупова Салиман одна растила сына. Он был таким же, как и другие мальчишки, чьё детство пришлось на военные и послевоенные годы. Играл в разные детские игры, учился, помогал родным и своему колхозу. Думаю, только любовь к песне и отличала его от других. В 1945 году мальчуган поступил в Кен-Булунскую среднюю школу. Ещё учась в школе, он работал в колхозе. После окончания учёбы он остался в родном колхозе, работал арбакечем (возчиком). Сидя в повозке, управляя конём, юный паренёк, радуясь каждому новому дню, распевал песни, оглашая округу сильным красивым голосом, доставляя удовольствие всем, кто его слышал. Может быть, Мухтаров так бы и остался колхозником, если бы не совет односельчанина, заметившего талант юноши и сказавшего ему: «Хусейн, у тебя талант. Ты любишь петь, а людям нравится тебя слушать. Тебе нужно учиться, поезжай во Фрунзе. Ты должен стать певцом». Парень последовал этому совету.

В 1956 году, уговорив родных отпустить его учиться во Фрунзе, он отправился в столицу. Как раз в это время был набор талантливой молодёжи в вокально-хоровую студию при Кыргызском театре оперы и балета. Юношу прослушала приёмная комиссия. Его приняли в студию. Известный в то время оперный певец С. Шехов стал первым его педагогом. Он щедро делился знаниями со своим учеником, открывал ему многие профессиональные тайны. Педагог всегда старался поддержать и ободрить Хусейна.

Успешно окончив учёбу в студии, длившуюся один год, Хусейн поступил солистом в хор Кыргызской государственной филармонии имени Т. Сатылганова, где приобрёл свой первый опыт исполнения различных музыкальных произведений и общения со зрителями, научился держаться на сцене. Концертная деятельность в филармонии стала для него очень важным творческим этапом. С этим хором в 1957 году выступал на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, где его наградили золотой медалью. Мухтарову предложили работать в театре оперы и балета, он согласился. В 1958 году Хусейн поступил на вокальное отделение в Московскую государственную консерваторию им. П. Чайковского. С Хусейном занимались опытные педагоги — профессор С. Мигай и доцент В. Гусельников. Его заметили преподаватели консерватории и столичная публика. Когда Хусейн Мухтаров на выпускном экзамене пел партию Дона Базилио в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник», в зале был аншлаг.

Дни культуры Таджикской ССР в Кыргызстане. В центре С. Кумушалиева. Х. Мухтаров — третий справа

Летом 1964 года после окончания консерватории молодой солист возвратился в Кыргызский театр оперы и балета, где он прослужил без малого почти полвека. Чынкожо в опере В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере «Айчурек» — первая роль, исполненная им в театре. За короткое время он стал ведущим солистом театра. Создав яркие колоритные образы, артист успешно дебютировал в спектаклях национального репертуара. Это Конурбай (В. Власов, А. Малдыбаев, В. Фере, «Манас»), Семён (В. Власов, А. Малдыбаев, В. Фере, «Токтогул»). X. Мухтаров выступал с неменьшим успехом и в операх русских и западноевропейских композиторов. Его лучшими работами были: Мельник в опере «Русалка» А. Даргомыжского, Гремин в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Борис Годунов и Пимен в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», Филипп II и Инквизитор в «Дон Карлосе» Дж. Верди. Хусейн Мухтаров пел в операх «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини и других. Он создал образы короля Рене (П. Чайковский, «Иоланта»). Мефистофеля (Ш. Гуно, «Фауст»), Игоря (А. Бородин, «Князь Игорь»).

Успешной была и его концертная деятельность. На концертах он пел арии, романсы П. Чайковского, М. Глинки, С. Рахманинова, А. Бородина, Г. Свиридова, дунганские, русские, украинские, кыргызские и казахские народные песни, песни и романсы кыргызских композиторов. С женой Эсен Молдокуловой, народной артисткой Кыргызстана, исполнял дуэты, оперу «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, русских и кыргызских композиторов, сцены из оперы Дж. Верди «Аида».

В 1967 году он удостоился почётного звания заслуженного артиста Кыргызской ССР, а в 1977-м — звания народного артиста Кыргызской ССР. Народным артистом СССР Хусейн Мухтаров стал в 1984 году.

Мухтаров, дунганин по национальности, не только в совершенстве владел кыргызским языком, но хорошо знал обычаи и традиции кыргызского народа, более того, был женат на кыргызке, прожил с ней долгую и счастливую жизнь, они вместе вырастили детей. Супруги сумели пронести через всю жизнь любовь и нежность. Огромную любовь к музыке они смогли привить своим детям, которые, следуя по стопам своих родителей, стали прекрасными музыкантами. Данияр Мухтаров работал в Германии, руководил симфоническим оркестром, к сожалению, рано покинул этот мир. Дочери Каныкей и Чачыкей — замечательные пианистки.

Хусейн Мухтаров всю свою жизнь посвятил любимому делу — искусству. И, конечно, он очень сильно переживал, когда начались не лучшие времена для культуры, когда многое на его глазах стало рушиться. Всё это не лучшим образом сказалось на его здоровье, ведь люди искусства очень ранимы, тонко чувствуют и глубоко переживают. Мухтаров ушёл из жизни в 2001 году. Он был незаурядной яркой личностью, оставил глубокий след в искусстве не только Кыргызстана, но и Центральной Азии.

P. S. Мухтаров навеки вошёл в нашу историю и стал нашей всенародной национальной гордостью. В знак увековечения его памяти по инициативе дунганской общественности решением Кен-Булунского окмоту при поддержке депутата Жогорку Кенеша Бахадыра Искаковича Сулейманова имя всеми любимого народного артиста СССР Хусейна Мухтарова присвоено Дому культуры, который является культурным центром не только для дунган. Одна из улиц в селе Кен-Булун носит имя артиста. В Доме культуры открыт музей Хусейна Мухтарова, где выставлены личные вещи артиста и другие экспонаты, напоминающие о великом певце, обладателе красивого баса.

Фатима МАКЕЕВА.
Фото предоставлено автором.






Добавить комментарий