Main Menu

Борьба с коррупцией: продолжение следует…

В своём выступлении на заседании Совета безопасности 8 февраля этого года «Об актуальных проблемах по противодействию коррупции в надзорных, правоохранительных и судебных органах» Президент Сооронбай Жээнбеков отметил, что она представляет реальную угрозу национальной безопасности страны и является одним из основных препятствий на пути её развития. Он потребовал принять эффективные меры по реализации на постоянной основе государственной стратегии антикоррупционной политики, совершенствуя методы противодействия ей, невзирая на заслуги, чины и регалии фигурантов коррупционных деяний. «Самая главная сила в этой борьбе — политическая воля главы государства, — заявил Президент, — она у меня есть, и я готов к этой борьбе!»
О новых направлениях и механизмах противодействия коррупционным проявлениям в системе государственных органов корреспонденту «Слова» рассказывает секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики Дамир САГЫНБАЕВ.


— Дамир Казакович, войну коррупции глава государства объявил ещё до вступления на столь высокий пост…

— Да, Сооронбай Шарипович занимается этой проблемой давно и системно. По его личной инициативе в бытность премьер-министром проводилась последовательная работа по демонтажу коррупции в министерствах и ведомствах. Но в силу определённых причин она пробуксовывала.

— В чём принципиальная разница решения февральского заседания Совбеза от предыдущих в сфере борьбы с коррупцией?

— Прежде всего запланировано более 40 дополнительных пошаговых и долгосрочных мероприятий антикоррупционной направленности. В общей сложности, начиная с 2013 года и по настоящее время, рабочая группа и секретариат Совета безопасности провели мониторинг в 51 госоргане и подготовили детализированные планы устранения коррупционных зон и рисков. Эта работа проводится постоянно. Одно из новшеств — усиление мер дисциплинарной ответственности за их неисполнение. Генеральной прокуратуре рекомендовано вносить акты прокурорского реагирования на подобные факты. Приведу пример. По результатам недавнего мониторинга в одном из департаментов Минобразования и науки выявлены серые схемы по хищению бюджетных средств в крупном размере. По нашим материалам главный надзорный орган возбудил уголовное дело. После того как будет собрана доказательная база, обвинения предъявят достаточно высоким чиновникам департамента.

И ещё, что хотелось бы отметить. По решению последнего заседания Совета безопасности в ближайшее время вниманию общественности мы представм список высокопоставленных чиновников и должностных лиц, осуждённых в разное время за коррупционные и экономические преступления. Это очень важно: только карательные меры не принесут положительных результатов в борьбе с этим негативным явлением, необходимо, чтобы народ знал своих «героев» для нетерпимого отношения к казнокрадам в обществе.

— Глава государства подверг резкой критике правоохранительные, судебные и надзорные органы, которые не придают должного внимания заявлениям и обращениям граждан, а зачастую просто игнорируют их. Что планируется сделать для решения этой непростой проблемы?

— По рекомендации Совета безопасности в Генеральной прокуратуре, ГКНБ, МВД и других силовых структурах создаются специальные подразделения, которые занимаются только обращениями и заявлениями граждан. Запланированы мероприятия, повышающие ответственность руководителей госорганов за недостаточную работу в этом направлении. Вводим практику регулярных встреч с населением и личных приёмов граждан на местах.

По распоряжению главы государства с 1 июля началась полномасштабная проверка деклараций о доходах и расходах государственных, муниципальных служащих и должностных лиц, занимающих высшие политические и главные государственные должности. В случае выявления фактов значительного превышения расходов чиновников над их доходами материалы будут направляться в органы прокуратуры для юридической оценки действий. Это касается и родственников чиновников, на которых обычно переписывается имущество.

Кроме того, один из пунктов решения последнего заседания Совета безопасности предусматривает ревизию прекращённых и приостановленных уголовных дел по должностным преступлениям, в сфере экономики и хищениям государственной собственности в период с 2010 года по настоящее время. Ожидаемый результат — возмещение ущерба государству и неотвратимость наказания. Эта работа уже началась и проводится достаточно эффективно.

— Дамир Казакович, какие сферы жизнедеятельности страны, на ваш взгляд, больше всего подвержены коррупционным рискам?

— Анализируя причины возникновения коррупционных возможностей, рабочая группа Совета безопасности называет основные болевые точки. Это слабое законодательство, хаотичность принимаемых управленческих решений, недостаточный уровень автоматизации, проблемное функционирование госорганов и слабая регламентация внутренних процессов. Мониторинг сферы распространения коррупционных рисков позволяет обозначить «сквозные» зоны коррупции, присущие каждому госоргану, — процесс государственных закупок, распределение бюджетных средств, контрольные и лицензионно-разрешительные функции, процедура кадровых назначений и управление государственным имуществом. Повторюсь, для министерств и ведомств, где уровень коррупции традиционно высок, нами подготовлены ряд рекомендаций и детализированные планы устранения её причин. По Указу главы государства Совет безопасности — главный орган по координации и контролю реализации государственной стратегии антикоррупционной политики, и мы в рамках своих полномочий добиваемся их неукоснительного исполнения.

— Какая роль в борьбе с коррупцией отводится гражданскому обществу?

— Самая что ни на есть важная. Одни из действенных инструментов антикоррупционной работы — установление обратной связи с гражданами, прозрачность и отчётность госорганов перед населением. Могу с уверенностью сказать, что сегодня ни одно заявление или информация от пользователей сети Интернет о фактах проявления коррупции в госорганах не остаётся без внимания. Мы активно сотрудничаем с гражданскими институтами и СМИ по формированию антикоррупционного сознания в обществе.

— Дамир Казакович, многие наши граждане так или иначе сталкиваются с гримасами отечественной Фемиды, шокирующей порой неправосудными решениями, и, как результат, низким уровнем доверия общества к этому институту власти…

— Да, такая проблема существует. На ней особо остановился глава государства, выступая на заседании Совета безопасности. «Есть вопиющие факты, когда из-под стражи освобождаются даже те, кто совершил самые тяжкие преступления», — отметил Президент и предупредил, что к нарушающим закон судьям будут приняты самые жёсткие меры. Отмечу, что глава государства является инициатором реформирования судебной системы с акцентом на её подлинную самостоятельность, независимость, доступность и качество правосудия.

— Можно ли ожидать новых громких задержаний и резонансных уголовных дел по коррупции?

— Этот вопрос не ко мне. Но, думаю, что вполне возможно. Во-первых, расследования уголовных дел прошлых лет выявят их фигурантов, обязательно последует наказание. Как известно, коррупционные преступления срока давности не имеют. Во-вторых, государство не собирается останавливаться на достигнутом в борьбе с коррупцией, продолжая наращивать потенциал противодействия этому злу. Подчеркну, наши правоохранительные органы не занимаются преследованием определённых лиц, здесь нет никакой политической подоплёки. Возбуждение уголовных дел по коррупционным и должностным преступлениям с последующим задержанием высокопоставленных чиновников — это закономерный итог проведённой работы.

Отмечу, что положительных результатов в борьбе с коррупцией можем добиться в условиях стабильного социального спокойствия посредством правильного сочетания политических, организационных, правовых и других мер. И в этом, несомненно, большая заслуга главы государства, давшего большой импульс продуманной и последовательной антикоррупционной политике.

— Как можно оценить уровень антитеррористической защищённости государства и что предпринимается для раннего предупреждения современных вызовов и угроз в сфере обеспечения безопасности?

— В настоящее время в республике реализуется Программа по противодействию терроризму и экстремизму на 2017-2022 годы, которая была принята правительством, возглавляемым Сооронбаем Шариповичем. В её реализации задействованы многие государственные органы. Аппарат правительства проводит постоянный мониторинг исполняемости мероприятий. Каждый объект жизнеобеспечения имеет антитеррористический паспорт. Добавлю, наши спецслужбы и правоохранительные органы постепенно повышают свой профессионализм и работают на упреждение проявлений различных актов в условиях реальной террористической угрозы.

С другой стороны, обстановка в северных провинциях Афганистана, где ключевую роль сегодня играет организация «Исламское государство», открыто заявляющая о своих планах нападения на страны Центрально-Азиатского региона, свидетельствует о резко возросшей активизации экстремистской деятельности, поэтому меры противодействия должны носить мощный превентивный характер. Террористическая угроза, подчёркивает глава государства, требует эффективного и скоординированного противостояния, и это — задача не только спецслужб и органов правопорядка, а всего гражданского общества и религиозных институтов. Жизнь доказывает, что в одиночку терроризм и экстремизм не одолеть.

— Думаю, что читателям будет интересно узнать о том, какие политические и другие инструменты и механизмы использует Кыргызстан для противодействия этим опасным угрозам?

— Прежде всего это усиление международного сотрудничества на двусторонней, региональной и многосторонней основе, направленного на конструктивное взаимодействие по обеспечению национальной безопасности государств — членов ШОС, СНГ и ОДКБ. Уверен, что у потенциала объединённых усилий имеется достаточно сил и средств, чтобы отразить любые террористические атаки.

Интервью брал Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий