Main Menu

Почему мы бедны?

Дать ответ на этот вопрос попытались авторы книги «Кыргызский путь устойчивого развития» К. Исаев и К. Ишимканов

Постановка проблемы бедности важна, поскольку остаётся актуальной на протяжении всего новейшего периода истории страны. По данным Focus Economics за 14 июня 2018 года, республика замыкает десятку беднейших государств мира.

Конечно, можно уповать на точность приведённых данных или строгий критериальный анализ, однако факт остаётся фактом. Это означает, что прошедшие четверть века не внесли существенных корректив в социальную политику республики. Как отмечается в книге, ещё в 1998 году был принят документ «Модель развития социальной сферы Кыргызстана в XXI веке», где указывалось, что эта область приоритетнее для правительства. С тех пор прошло 20 лет — каковы результаты данного программного документа? По утверждению авторов книги, налицо заметный разрыв между общественными ожиданиями и реальной повседневностью. Этот вывод основан на результатах проведённых исследований. Следовательно, поднимать вопрос о важности социальной политики государства по-прежнему необходимо.

Преимуществом книги является тот факт, что это не просто абстрактные рассуждения, а анализ существующих моделей социальной политики кыргызских специалистов — социал-демократической, либеральной, социально-либеральной и консервативной. Авторы акцентируют внимание на позитивных моментах моделей и их уязвимых местах. При этом они предлагают также стратегии реформирования социальной сферы — стратегию трёхстороннего компромисса, разноскоростного развития и опоры на «точки роста», помимо которых упоминается стратегия социальной борьбы.

Авторы книги акцентируют внимание на необходимости учёта социологических разработок при разработке государственной политики. Это и есть обозначение перспективы научного и государственно-управленческого сотрудничества в контексте века научных технологий. Что позволит выработать оптимальный компромисс между теоретическими документами и управлением социальной реальностью. В этом случае, возможно, сложится паритет между государством и интересами самого общества.

Первая четверть века в республике была направлена на решение преимущественно острых экономических и политических проблем в условиях «переходности» переживаемого общественного периода, когда социальная направленность перерастала в протесты, митинги и акции, оправданием этому служил факт глобального катаклизма конца XX века, связанного с разрушением одной из мировых империй. Отсутствие опыта построения демократии в республике стало основанием для упования на более благоприятное будущее. Острый период самоутверждения, по логике развития, пройден. Это означает, что ссылка на «переходный период» в настоящем может расцениваться либо как признание государством своего бессилия, либо как паразитирование на противоречиях. В этом смысле первая четверть века суверенитета внесла свои коррективы в формирование облика страны. Несомненно, есть свои плюсы, однако в целом вопрос развития остаётся очень сложным и противоречивым. Что необходимо для выравнивания ситуации? В первую очередь, взвешенная политика в контексте одной из предлагаемых моделей. При этом необходимо заметить, что успехи возможны при очень тонком и близком сопряжении социального равноправия с культурной политикой — это два наиболее значимых приоритета в современном Кыргызстане.

Жылдыз УРМАНБЕТОВА.






Добавить комментарий