Main Menu

Сколько коррупционеров в стране — 50 или 500?

Это было несколько лет назад. Я тогда работал в аппарате омбудсмена. Однажды, как обычно, зашёл разговор о политике, о том, как улучшить жизнь в Кыргызстане. Разговор типично обывательский, абстрактный, что называется, кухонный. Я сказал, что в стране жизнь можно улучшить мигом, посадив пятьдесят самых крупных коррупционеров. При этом властям имена этих людей я бы сам назвал. Без всякого следствия и разбирательств. И не было бы никакого шума, ибо все они народу, да и самим властям, известны как одиозные коррупционеры. Что интересно, часть их из той самой власти, куда мы предположительно могли бы апеллировать.

Женщины-собеседницы запротестовали и запричитали: «Какие жестокие у вас помыслы, они, эти пятьдесят коррупционеров, ведь тоже люди и у них дети, быть может, пожилые родители!» — таковы были жалостливые мотивы моих коллег.

Эх, если были бы они людьми, такими же обычными, как большинство народа, и не выделились бы они из общей массы своей алчностью, желанием жить в роскоши за счёт нас всех остальных, за счёт государства! В Китае сколько таких расстреливают, и никто не плачет. Быть может, даже аплодируют, подумал я про себя.

Спустя короткое время в кабинет зашёл пожилой старец в малахае, как обычно, с жалобой на чиновников. Не найдя справедливости на месте, он приехал из далёкой глубинки за правдой к омбудсмену. Пока оформляли его заявление, он без устали негодовал, жаловался на власти. И не зная, о чём мы только что спорили, в ярости заявил: «Будь моя воля, я бы посадил пятьсот (500!) чиновников-коррупционеров в Кыргызстане, и народ, очистившись от скверны, зажил бы праведной жизнью!» В кабинете все переглянулись. Аксакал даже не слышал моих предложений о необходимости ареста пятидесяти коррупционеров и увеличил их количество ровно в десять раз! Клянусь Богом, этот рассказ не моя выдумка, а печальная быль!

А ведь, по правде говоря, коррупционеров в Кыргызстане не пятьдесят и не пятьсот. Их тысячи и тысячи! За годы независимости их расплодилось так много, так много, что и тюрем на всех не хватит.

В годы советской власти факты коррупции и взяточничества в нашей республике тоже отмечались. Но они были редкими и получали большой резонанс, а люди, причастные к ним, становились объектом общественного презрения. Нынче, если поймали коррупционера, он рассматривается всего лишь как неудачник, не нашедший общего языка с властями и судьёй. Более того, он вызывает жалость, и все хотят его поддержать, а если он земляк и родственник, готовы выйти на митинг в его поддержку с требованием «Руки прочь от такого-то!»

Помню, в советское время коррупционные скандалы гремели в Узбекистане, республиках Закавказья, а наша республика в этом плане была тихой, более образцовой, что ли. Как историк, я объясняю это тем, что кыргызы, живя кочевой жизнью и не имея в своей истории государственности с чиновничьей иерархией, избежали традиций взяточничества в том размере, в котором она была у народов оседлых, где веками правили ханства и другие деспотии. Преимущества института военной демократии, существовавшего у кыргызов, состояли в том, что не было места взяточничеству и чинопочитанию.

Исторический шанс

В ходе предвыборных баталий кандидат в президенты, а ныне Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков заявлял, что в случае его избрания он разберётся с богатством 35 самых коррумпированных лиц в стране и направит изъятые при этом нажитые нечестным путём средства на нужды народа, на поднятие зарплат и пенсий. Поистине исторические решения заседания Совета безопасности республики от 8 февраля 2018 года, посвящённые борьбе с коррупцией, открыли пути для этой борьбы и явились проявлением политической воли руководства республики. Это было мудрым и дальновидным шагом Президента Жээнбекова. Разве не правда, что коррупция является главным бичом нашего общества, что она вошла в кровь и плоть нашего народа, стала обычным явлением как еда и питьё. За все годы независимости все предыдущие президенты только декларировали борьбу с коррупцией, а то и покровительствовали воровству своих подчинённых и близких. Я уже сказал выше, что кыргыз по природе не коррупционер и взяточник. Эти явления были чужды нашему национальному менталитету. Годы застоя советского периода истории, переродившиеся чиновники компартии республики, а далее птенцы первого президента страны «лучезарного» и «премудрого» Аскара Акаева заложили глубокий фундамент воровства и взяточничества в сознание моих соотечественников. Эстафета была «достойно» продолжена другими прихватизаторами и откровенными жуликами во власти. И так больше четверти века. Мало кто смог устоять перед соблазнами лёгкой наживы. Даже чабан, продав полученную им долю от двенадцатимиллионного общественного стада, успел обменять последнюю овцу на две бутылки водки.

Сейчас воруют не барана и ягнёнка, а сотнями миллионов долларов, взятки не меньше 100-200 тысяч долларов. Воруют всё: вплоть до запчастей к танкам в армии и лекарств для больных.

В итоге все годы независимости Кыргызстан топчется на месте, утеряв былую, созданную в советскую эпоху экономическую мощь, превратившись из индустриально-аграрной в преимущественно аграрную республику с мелкотоварным производством. Зато благодаря безудержному росту теневой экономики, коррупции и взяточничеству появилось множество миллионеров, да и миллиардеров. По некоторым сведениям, в 50-миллионной Южно-Африканской Республике всего один миллиардер, а в небольшом Кыргызстане их гораздо больше. Причём в их числе лица, занимавшие высшие государственные должности в стране. За счёт чего? Ясное дело, воров и коррупционеров в Кыргызстане не 50 и не 500, а бесчисленное множество.

Вот почему предпринятые Президентом Сооронбаем Жээнбековым энергичные меры по борьбе с коррупцией вызывают всеобщую поддержку народа, вселяют надежду на максимальное искоренение этой заразы, изменение общественного сознания, привитие людям иммунитета против воровства.

Как-то один крупный чиновник, арестованный по подозрению в организации коррупционной схемы и лоббировании интересов иностранной компании, обратился через Интернет к общественности, призывая поддержать его. Замечено, что этот бессовестный чиновник постоянно сопровождает свои речи словами «Мой Кыргызстан», «Наш любимый Кыргызстан». Какое двуличие, какой цинизм надо иметь, чтобы под прикрытием высокопарных речей разворовывать страну!

Пусть знает он и ему подобные воры-коррупционеры, что кыргызстанцам надоело системное воровство во всех сферах, будь то реконструкция ТЭЦ, строительство дорог и школ, в образовании, науке, здравоохранении — везде. Нет такой сферы, где не было бы коррупции!

Президент Сооронбай Жээнбеков — первый, кто предоставил народу исторический шанс начать бескомпромиссную борьбу с коррупцией в стране. Кыргызский народ должен воспользоваться им и оказать всемерную поддержку своему Президенту. Только так мы можем обеспечить процветание своей страны и благополучие народа.

Кемелбек КОЖОМКУЛОВ,
историк.






Добавить комментарий