Main Menu

Лейла будет жить!

У одной из моих дочерей, 14-летней Лейлы, врачи неожиданно обнаружили опухоль…

Сразу болью незаживающей утраты мелькнула мысль: если бы была жива жена, может, как мать, она бы всё раньше заметила?..

— Хорошо ещё, что обнаружили вовремя, — попытались успокоить меня врачи-онкологи.

Султан Стамбеков: встреча с одним из первых его пациентов спустя 3,5 года после лечения

В ситуации внезапно нахлынувшего отчаяния, когда от растерянности ещё и сам не знаешь, чем помочь, мне всегда вспоминается рассказ американского писателя О’Генри «Последний лист». В нём заболевшая девушка, уже не надеясь на выздоровление, но чтобы не огорчить близкого ей человека и тем самым как бы уже заранее признать своё вынужденное поражение в этой неравной и нелёгкой борьбе за жизнь, говорит: «Мне хочется видеть, как упадёт последний лист. Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит, — лететь, лететь всё ниже и ниже, как один из этих бедных, усталых листьев…» И тогда тот, кто не желает её терять, ночью, незаметно забравшись на дерево, подклеивает к веточке этот листок… И вот все листья уже опали, а тот листок держится на веточке вопреки всем ветрам и непогоде. А девушка терпеливо ждёт, когда и он упадёт, чтобы смиренно принять неотвратимое… Но листочек всё не падает и не падает, всё ещё живо трепеща на ветру за окном… И пока она ждала падения листочка, стала понемногу выздоравливать… Так любовь победила смерть… Таков обнадёживающий смысл рассказа…

К своему стыду, до этого я не знал, что такое онкология… Много раз проезжая мимо Национального центра онкологии и гематологии, расположенного в Бишкеке по улице Жукеева-Пудовкина, не придавал значения этому лечебному центру, пока не пришлось столкнуться с ним, как поистине с островком надежды в бурном потоке жизненных обстоятельств.

Национальный центр онкологии и гематологии

Врачи отделения детской онкологии и гематологии поставили предварительный диагноз: саркома Юинга мягких тканей малого таза третьей степени.

Лейлу положили в отделение и в течение десяти дней проводили медицинское обследование, брали биопсию, делали анализы. За это время опухоль увеличилась в диаметре с 15 до 20 см. Находясь с правой стороны малого таза, она давила на мочевой пузырь, отчего начались сильные боли в почках, и они могли отказать в любой момент.

В скором времени диагноз подтвердился и стало ясно, что новообразование охватывает один из больших кровеносных сосудов и сидит на множестве других малых. Опухоль довольно большого размера и притом находится в труднодоступном месте — всё это создаёт реальную опасность при проведении операции по её удалению.

Врачи немедленно назначили курс химиотерапии. В течение трёх месяцев провели три курса. После этого свершилось чудо! Злокачественная опухоль уменьшилась в два раза. Это дало шанс для проведения неотложной операции.

Врач-ординатор Исмира Балакшиева

Консилиум опытных врачей однозначно принял решение безотлагательно оперировать, иначе опухоль, приглушённая химиотерапией, может проснуться в любой момент. Лейлу немедленно начали готовить к операции.

Лечащий врач Султан Стамбеков поставил нас в известность, что поскольку впервые будет делать такого рода операцию, то она будет проводиться под руководством опытного профессора клиники.

Несмотря на тщательные приготовления, всё же было ясно, что риск есть, так как на этом месте находится соединение многих кровеносных сосудов и нервных окончаний.

Старались предусмотреть всё… Заказали крови с запасом…

Операция началась 14 июня 2018 года в 10 часов утра под руководством заведующего онкопроктологией профессора Муратбека Шаршембиевича Осомбаева. Вместе с ним участвовали врачи детской онкологии Султан Стамбеков, Азат Искаков, Элмир Мырзагельдиев, Исмира Балакшиева и анестезиолог Анвар Мавлянов.

Операция длилась около четырёх часов.

Это потом стало известно, что врачи, раскрыв полость, сразу столкнулись с трудностями, которые ожидали. Однако одно дело — предполагать, а другое — обнаружить воочию…

До опухоли трудно добраться… Может сильно кровоточить… К тому же увидели ещё одно присоединение опухоли к тазовой кости.

«Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва», — так говорил Авиценна…

Слева напрво: Азат Искаков, депутат Жогорку Кенеша Айсулуу Мамашева, Султан Стамбеков, Гульнара Джунушалиева

Да, был миг, когда засомневались даже опытные хирурги… Может, отказаться от продолжения операции?.. Но время сыграло уже свою спасительную роль… За те три месяца, пока длилась химиотерапия, врачи привязались к Лейле, она стала для них любимицей, почти родной…

Так, вполне объяснимая привязанность к этим детям, с искренним доверием относящимся к врачам, как к своим спасителям, и заставляет любить их, как своих детей.

Да, мою дочь Лейлу пожалели… И если бы не эта мужественность и решительность делавших операцию врачей, последствия могли быть вполне предсказуемыми.

После короткого совещания за операционным столом всё-таки решили рискнуть и спасти девочку…

Опухоль удалили, операция завершилась. Из операционной Лейлу перевели в реанимационное отделение. Там она пришла в себя. Разговаривала с нами. Состояние было удовлетворительное.

Вдруг ночью врачи забили тревогу… Началось сильное кровотечение… Срочно вызвали всех специалистов, которые делали операцию… Первым прибыл Султан Стамбеков и, взяв ответственность на себя, сказал, что будет повторная операция…

Во время операции выявилось, что кровь не сворачивается и просачивается в брюшную полость из микрокапилляров. Химиотерапия тут сыграла свою нежелательную роль, подействовав на расслабление сосудов…

После повторной операции, наконец, удалось остановить кровотечение. Только на мгновение перевели дух, как вдруг из операционного блока к нам вышел один из врачей и сказал мне:

— У вашей дочери остановилось сердце….

Сказал и ушёл… Как будто бы всё уже сделано и больше ничем нельзя помочь…

Мы застыли, оглушённые такой неожиданной новостью… Только видим, как оживлённо забегали по коридору реаниматоры с чемоданчиками в руках…

Через полчаса сам хирург Султан Амангельдиевич устало вышел из операционной и молча направился от нас совсем в другую сторону. Я впервые увидел слёзы на глазах врача…

Подумал: ну всё… Конец…

Через три минуты из операционной выкатили кровать-коляску с Лейлой, над которой давили на грушу искусственного дыхания — значит, жива…

Только вздохнули облегчённо… И тут… Борьба за жизнь началась заново… Три дня и три бессонные ночи врачи боролись за жизнь моей дочери, не уходя из клиники…

Они делали всё возможное и невозможное… С одной стороны вливали кровь, с другой через капельницу вводили лекарство. Даже применяли народную медицину — заваривали крапиву и давали ей пить… Только на второй день удалось остановить кровотечение… На третий день стабилизировалось давление. Всё это время директор Национального центра онкологии Эрнис Тилеков держал ситуацию под контролем. А заведующая детской онкологией Гульнара Джунушалиева не отходила от больной. Она сама лично находила и обеспечивала необходимыми лекарствами.

Опухоль в разрезанном виде

Конечно, вольно или невольно, но вполне резонно возникал вопрос: сколько же всё это стоит?.. Я интересовался заранее, чтобы быть ко всему готовым… Узнал, что во взрослом отделении 200 граммов крови стоят около четырёх тысяч сомов… И, конечно, люди идут на такие траты, чтобы спасти любимого человека. «Только любовью держится и движется жизнь», — утверждал русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Но без необходимых средств тоже нельзя, это же ясно. Меня поразило, что всё лечение, лекарства, операция и доброе отношение — всё это бесплатно. То есть за все расходы в детском отделении платит государство.

…На четвёртый день, в понедельник, рано утром из реанимации вышла к нам опытный врач Надежда Крыжановская и радостно сообщила:

— Жить будет! Мы победили…

Я спросил у Лейлы:

— Что тебе купить?

— Ничего не надо, дада…

И, оглядев меня, осунувшегося за эти дни, заботливо сказала:

— Купи себе новую одежду.

Ильхам АСАДОВ.
Фото автора и из личного архива врачей.






Добавить комментарий