Main Menu

Главный приз для киноаксакала

Получить приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале — мечта многих артистов всего мира. У нашего соотечественника, народного артиста Кыргызской Республики Акылбека Абдыкалыкова, на днях эта мечта сбылась — его работу отметило жюри Международного кинофестиваля стран — участниц ШОС в городе Циндао в Китае. Всего в конкурсной программе участвовали 60 картин, нашу страну представляли пять фильмов, в том числе принёсшая заветную награду картина «Ночная авария».

— О чём это кино? Чем зацепил вас сюжет? — спросила я Акылбека Абдыкалыкова, когда мы встретились, чтобы поговорить о его награде и прошедшем фестивале. И так получилось, что разговор с умудрённым киноаксакалом у нас вышел и об актёрстве, и о сегодняшнем кинематографе, о людях, о добре и зле, и вообще, о жизни.

— На главную роль в эту картину меня пригласил режиссёр Темир Бирназаров, — рассказал Акылбек Арымбекович. — Предложил сразу, без проб. Так случилось, что я однажды уже отказал ему. В то время работал в Оше, не мог оставить там дела. В этот раз решил: «Надо играть!» и согласился. Сюжет фильма по мотивам повестей Талипа Ибраимова. Старик живёт один, жена ему изменила, он пьянствует, совсем себя забросил, как говорят «опустился». Однажды ночью на мотоцикле он совершает аварию, в которую попадает молодая девушка. Старик подбирает её, привозит домой, начинает лечить. И постепенно влюбляется в неё.

— А разница в возрасте у героев большая?

— Мне 70 лет, ей где-то 37, молодая женщина. Старик ничего о ней не знает — откуда она, кто такая? А она преступница, водилась с нехорошими парнями. Поэтому она не может уйти, а он лечит её, чтобы за ДТП в милицию не попасть. Так начинаются их отношения. Очень пронзительная история. И всё почти без слов.

— Как же вы с ней общаетесь?

— Текст в фильме есть, но очень мало. Я сначала даже испугался так играть. Представляете — час сорок минут без слов! Подумал, кто это выдержит? И вдруг получил Гран-при. Критики хвалили, зрителям понравилось. Если честно, я не ожидал. До этого я целиком фильм не смотрел, только рабочие моменты, потом посмотрел на широком экране. Оказалось, всё очень хорошо.

— Какие эмоции были в момент награждения?

— Обрадовался, конечно. Но я очень спокойно к этому отношусь. Было приятно, что мою работу заметили, что нашу общую работу оценили.

— Что было самым сложным в процессе съёмок? Чем запомнилась работа с режиссёром?

— Темир очень хорошо работает, профессионально, вдумчиво. На площадке я ему говорил: «Не стесняйся, скажи, что мне нужно делать?» Он: «Всё нормально, всё хорошо». Делали всего два-три дубля — я его не мучил, он меня не мучил. Всё получалось сразу.

— Какой посыл у вашего фильма? Что вы хотите сказать зрителю?

— Есть известное изречение: «Красота спасёт мир. Я же всегда повторяю, что доброта спасёт мир. И любовь, — говорит Акылбек Абдыкалыков. — Наш фильм про любовь, которая очищает человека, делает его лучше, заставляет остановиться, оглянуться, задуматься, исправиться. Помогает ему жить. Так бывает, если приходит настоящая любовь, а она редко встречается, чаще всё это бывает мимолётно. Только настоящая любовь меняет людей.

— Вы согласны с тем, что любви все возрасты покорны?

— Конечно. Если любовь пришла, она не посмотрит ни на что — ни на возраст, ни на внешность, ни на какие-то обстоятельства. Любовь — это высшее чувство, которое дано человеку, и неважно, сколько ему лет.

— Один известный исторический персонаж когда-то давно сказал, что важнейшим из искусств для нас является кино. Как вы думаете, а сегодня, когда вокруг совсем другая жизнь, другие ценности, кино по-прежнему ценно для человека?

— Кино постоянно меняется, как и люди, которые его создают. Уже через десять-двадцать лет кинематограф будет совсем другой — фильмы будут создавать компьютеры. Компьютеры будут писать сценарии, будут снимать. Мы движемся к тому, что в этой сфере человека смогут заменить машины. Это технологии. А вот театр, например, никто не заменит. Он будет всегда. Почему так? Шекспир сказал: «Весь мир театр, и люди в нём — актёры». Так и есть. В этом мире каждый играет свою роль. Здесь важно то, что не надо халтурить в жизни, как это делают плохие актёры. Человек, который живёт по совести, достигает многого. Не надо врать, как в своих произведениях, так и в жизни.

— Как-то это всё не очень вяжется с нашей сегодняшней действительностью…

— Кино, театр, искусство вообще могут многое изменить, если человек по-настоящему захочет. Сегодня мы абсолютно бескультурные, низкодуховные люди, к большому сожалению. Ведь когда человек высокодуховный, он не будет обманывать, воровать, убивать, творить зло, делать плохо другим людям… Там, где есть культура, там всегда прекрасно, светло, там — добро. Это не значит, что нужно быть безмолвными и бесчувственными, как куклы, что мы все должны стать одинаковыми. Бог дал человеку все эмоции — и хорошие, и плохие. Мы можем испытывать и злость, и зависть, но спасти всех нас сможет только любовь. Нам всем сегодня нужно об этом помнить.

— На ваш взгляд, как человека искусства, какие шаги стоило бы предпринять, чтобы наше сегодняшнее «одичалое» общество стало лучше?

— У Айтматова есть фраза: «Человек каждый день должен быть человеком». У нашего государства сегодня должна быть программа, направленная на это. При Союзе такое было, как бы его сегодня ни ругали. Тогда в первом ряду стояла культура. Экономика страны, конечно, должна развиваться, но людям нужны творчество, искусство, духовность. Без этого ничего хорошего не будет. Посмотрите, как сегодня живут люди? Богатые — только для себя. Это неправильно, это ненормально. Когда человек живёт только для себя, это как жизнь животного.

— Деньги, увы, правят миром…

— И это проблема. Деньги должны быть ради людей. А не люди ради денег.

— Возвращаясь к теме кино, на ваш взгляд, как актёра, в каком состоянии находится сегодня кыргызский кинематограф?

— В прекрасном! Он прекрасно развивается. У нас много талантливых режиссёров: Темир Бирназаров, Актан Арым Кубат, Эрнест Абдыжапаров, Садык Шер-Нияз, другие ребята, сейчас всех сразу и не вспомню. Они сегодня стали известны во всём мире.

— Значит, недалеко до нового «кыргызского киночуда»?

— Чудеса во все времена разные. Сегодня наши соседи по СНГ в сфере кино перед нами снимают шляпу. Кыргызские режиссёры получают призы на международных фестивалях, берут самые высшие награды, — считает обладатель приза за лучшую мужскую роль Акылбек Абдыкалыков. — В кино нам есть, чем и кем гордиться.

Напоследок я попросила Акылбека Арымбековича открыть секрет тем, кто ещё не видел «Ночную аварию», и рассказать, хороший ли у фильма конец (всё-таки он заявлен как драма). Но, перечитав наш с актёром разговор, решила сохранить интригу. В сегодняшней сумасшедшей жизни даже хэппи-энд — понятие относительное, и каким он будет, каждый со своей точки зрения будет решать сам. Главное, что искусство кино, следуя своему высокому предназначению, ещё раз напомнило всем нам, что человек просто должен каждый день оставаться человеком.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото Союза кинематографистов КР.






Добавить комментарий