Main Menu

С кем дружим?

Политологи обсудили роль Кыргызстана в концепции «Большая Евразия».

По мнению заведующего Евразийским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики (ЦКЕМИ НИУ ВШЭ) Юрия Кофнера, проект «Большое евразийское партнёрство» подразумевает сопряжение региональных интеграционных процессов на всём евразийском материке и создание общего пространства «от Лиссабона до Шанхая». А это и транспортно-логистические коридоры, сети зон свободной торговли, расширение и усиление торгово-экономического сотрудничества, объединение интеграционных блоков. То есть потенциальный формат общего пространства ЕС и ЕАЭС. Аналогичные цели преследуют и проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Международный транспортный коридор «Север — Юг».

Европейский союз намерен получить выгоду. А именно: увеличить экспорт, ввести национальный режим для европейского бизнеса, облегчить доступ на евразийский рынок, создать энергетическую безопасность. В то же время интересы ЕАЭС включают защиту более чувствительных и неконкурентоспособных отраслей, привлечение европейских инвестиций, трансфер технологий для модернизации экономики и энергетическую безопасность. Стоит отметить, что существует ряд препятствий для сопряжения этих двух экономических проектов. В частности, кризис в отношениях сторон после украинских событий. Сегодня полноценный диалог между ними невозможен из-за отсутствия доверия. Кроме этого, препятствием может стать тот фактор, что Беларусь не является членом ВТО, а ЕС не может обсуждать торговую либерализацию со страной, не входящей в данную организацию. «Проводились исследования по поводу того, какое влияние могло бы оказать на Кыргызстан сопряжение ЕАЭС и Европейского союза. Эксперты предположили, что годовой прирост ВВП может составить около 2,3%, или 25 евро на каждого кыргызстанца. Но это возможно при условии полного снятия тарифных и нетарифных барьеров между объединениями. Анализ также показывает, что от сопряжения двух проектов больше выиграет сахарная отрасль. Объём производства вырастет почти в 4 раза. Также, вероятно, увеличится продажа овощей, фруктов и орехов. Однако сейчас производство в Кыргызстане не отвечает требованиям Европейского союза. Это касается лабораторий по определению качества продукции. Поэтому государство и не может в полной мере пользоваться преференциальным режимом ВСП+. А ведь он позволяет беспошлинно поставлять в европейские страны более шести тысяч наименований товаров. Но если страна выполнит все условия и станет соответствовать регламентам ЕАЭС, то чисто с технической точки зрения у неё появится шанс выйти на европейский рынок», — сказал Юрий Кофнер.

В свою очередь политолог Игорь Шестаков заявил, что ЕАЭС сегодня необходимо устранить проблемы внутри союза. «В прошлом году Евразийская экономическая комиссия опубликовала «Белую книгу» со списком согласованных препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС. Всего в документе зафиксировано 60 пунктов, которые мешают глубокой интеграции. Что касается конкретно нас, то на международных форумах Кыргызстан часто называют страной с самой большой концентрацией нелегально ввезённых товаров. Сразу начинают вспоминать контрабанду на рынке «Дордой». Добросовестные предприниматели не должны страдать из-за негативного имиджа. Дорогу для поддельной продукции необходимо закрыть. При этом борьба с контрабандой не должна стать политическим инструментом. Нельзя допустить того, чтобы одна страна смогла сыграть роль в экономической судьбе другой. Также необходимо решить проблему с пенсионным страхованием мигрантов государств ЕАЭС, что позволит легализовать рынок труда. Я думаю, что эти вопросы решат в текущем году. Ведь Россия, председательствующая в органах ЕАЭС в 2018 году, уделяет им особое внимание», — отметил он.

Выступая перед собравшимися, заслуженный экономист Жумакадыр Акенеев завил, что в Кыргызстане необходимо развивать государственно-частное партнёрство. В частности, Фонд по управлению государственным имуществом располагает данными о балансовой стоимости активов 226 госпредприятий и акционерных обществ с государственной долей собственности. Их общая стоимость составляет $8,7 миллиарда. Но отдельные объекты стоят в разы больше. К примеру, Токтогульская ГЭС. Её оценили в $1,3 миллиарда, а по заключениям экспертов сумма превышает $240 миллиардов. «Стоит создать фонд развития Кыргызстана по принципу государственно-частного партнёрства. Необходимо привлекать частный капитал. Это выгодно двум сторонам», — считает экономист.

О роли Кыргызстана в перевозке китайских товаров в страны ЕАЭС и Европу рассказал председатель комитета промышленной политики, экспорта и инфраструктуры Торгово-промышленной палаты Кубат Рахимов. По его мнению, стоит понять, какая именно роль уготована нашей республике в глобальной транспортной системе. А также проанализировать, что ввозить. Только ограниченная номенклатура товаров рентабельна при перевозке из Азии в Европу и в обратном направлении. «Говоря о китайской продукции, хотел бы отметить обувь. Именно её необходимо перевозить сухопутным путём, ведь от транспортировки по морю она портится, а самолётом получается слишком дорого. Это потенциальная ниша, которую необходимо сделать полноценным реэкспортным направлением», — сказал эксперт.

По мнению заместителя директора филиала фонда «Евразийцы — новая волна» политолога Дениса Бердакова, геоэкономика Евразии — поле не только больших возможностей, но и огромных вызовов. Тут речь идёт о центре материка — Центральной Азии и её сложном географическом и политическом окружении, где сходятся интересы глобальных игроков. С европейской точки зрения, основные угрозы для региона — терроризм и незаконный оборот наркотиков из Афганистана, Пакистана и арабского мира. «Сейчас китайская инициатива Экономического пояса Шёлкового пути — единственный международный проект, направленный на развитие транзитного потенциала ЦА. Данная концепция является не интеграционным проектом исключающего характера, а сотрудничеством открытого типа. Она также не убирает уже существующие механизмы регионального сотрудничества, такие как Евразийский экономический союз. Однако странам ЕАЭС нужно скоординировать между собой действия в отношении китайской идеи. Иначе сопряжение, о котором сейчас много говорится, может свестись к набору двусторонних проектов между Пекином и странами Центральной Азии. К тому же США пытаются проложить тут «Новый Шёлковый путь», который свяжет регион не по горизонтали, а по вертикали, и выведет товары к Индийскому океану», — сказал политолог.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий