Main Menu

Наезд на «районки»

Реформа региональных СМИ: жесть настоящая!
Как мы стали «массовиками-затейниками»

Из-за неискоренимого воровства на местах около пяти лет назад в республике ввели двухуровневый бюджет. Это привело к большим финансово-хозяйственным бедствиям и организационной неразберихе, исчезновению в районах таких нужных предприятий и отделов, как спорткомитеты, почтовые сельские отделения и многие другие. Рядом бед и крушений отмечено это введение.

При такой архитектуре бюджета госфинансирование шло строго по пятнадцати министерствам. По этому принципу государственные СМИ отнесли к Министерству культуры — ведомству, ничего общего со СМИ не имеющему, и даже переименовали его в Министерство культуры, информации и туризма.

Творческих сотрудников редакций, журналистов отнесли к «массовикам-затейникам», с одной стороны, а с другой — стали причислять, как гласит постановление правительства от 7 мая 2018 года №227, к штатам государственных органов исполнительной (!) власти! При этом Минкультуры, оспаривая законные права на учредительство газет у районных акимов, пожелало перерегистрировать их под себя. Кто финансирует, того и газеты! Вот это двухуровневый бюджет!

Госорган над свободной печатью?

При дефиците средств на содержание газет и других государственных СМИ при Минкультуры создали Департамент информации и массовых коммуникаций, который неожиданно возглавили такие ранее малоизвестные в журналистике лица, как Бактыгуль Норузбаева, и тем более в практической печати она никогда не работала (а трудилась в некогда существовавшем Министерстве туризма), курирующая СМИ в Минкультуры замминистра Айнура Темирбекова, также имеет весьма скудный опыт практической работы в печатных СМИ. Департамент по численности немалый, сумму средств на его содержание я, по крайней мере, никогда не видела обнародованной — только общие расходы по Министерству культуры.

Таким образом у нас появился антиконституционный госорган контроля над средствами массовой информации, являющимися у нас по закону свободными независимо от источника финансирования.

Вы спросите, а как же местная исполнительная власть — учредители районных газет? От них-то райгазеты свободны? Отношения местных районных газет с органами исполнительно-распорядительной власти строятся как взаимотребовательное партнёрство. Госадминистрации поручают, рекомендуют газете провести эффективную информационную, разъяснительную работу по сугубо районному вопросу или проблеме, по общегосударственным приоритетам. А газета при определённых обстоятельствах может критиковать власть. Поводы есть, хватает бед в районах — перебои с энергией, плохое качество питьевой воды и др. Это жизнь.

С учреждением департамента начались финансово-хозяйственные проблемы. И это при наличии своих финансовых управлений на местах, в районах, правда, они учреждены недавно… Бухгалтерия редакций в Бишкеке, сами редакции в Каинды, Нарыне, Таласе, Оше, Джалал-Абаде, Кемине. Для бухгалтеров начался сплошной туризм. Транспорта у большинства редакций нет, а если бы и имелся — нет средств на бензин. Сметы расходов с утверждением задерживались до середины года, многократно переутрясались (в 2016 году четыре раза!), что задерживало финансирование по всем статьям.

Но финансово-хозяйственные отношения ещё как-то можно понять и принять. Началось «руководство» редакциями в прямом смысле по телефону и Интернету! Министерство культуры и информации и департамент, сидя в столице, взялись руководить местными газетами и гостелерадиокомпаниями и определять всю информационную политику!

Руководители департамента, а также ежемесячно меняющиеся его сотрудники, не подозревающие из-за своего непрофессионализма, что такое газета и организация её работы, стали выдавать такие продукты менеджмента, как просьбы-требования к редакторам прислать им должностные инструкции сотрудников. Но творческие коллективы по инструкциям не работают, есть профессиональные требования, функциональные обязанности. Запрашивались «планы» работы (видимо, имелись в виду организационно-творческие намерения), графики отпусков, диктовалось и диктуются, какие штатные единицы содержать, в результате они «продавили» ненужные и упразднили нужные редакциям ставки. Всех «шедевров менеджмента» не перечислить. Только на разъяснительно-просветительную работу и переписку с этой конторой нужно сажать отдельного сотрудника. Эти пять с небольшим лет редакции районных газет работают в тяжёлой морально-психологической атмосфере. Департамент без конца угрожает и осуществляет «оптимизации», сокращения, аттестации (проводит аттестации вообще-то по правилам Союз журналистов), люди творческие спокойно не работают, боятся за свою судьбу. За это время данный орган ни разу не оценил, кто какие газеты выпускает в политическом, творческом отношении, чья газета лучше. Не состоялось ни одного именно творческого общения — только борьба за финансы, конфликты и разборки. Районной печати всё это время никто не уделял внимания, за исключением наших законных учредителей-госадминистраций. Не считать же вниманием бесконечные канцелярские задания департамента. Почти пять лет борьбы, тревог, бессмысленной бумажной суеты — это слишком много…

Вот дармоеды!

Высокопоставленный орган постоянно педалирует, согласовывая с Минфином, вопрос убыточности и нерентабельности государственных районных газет. Государственные газеты — это не промысел, не частное бизнес-издание. Госгазеты, и особенно местные, всегда были планово убыточными, как медицина, образование для сельских жителей. Речь всегда велась и должна вестись только о снижении издержек. Любые издержки политически оправданны, особенно в отдалённых, приграничных районах, таких как Панфиловский район Чуйской области. Районным газетам тем не менее спускается план рекламных доходов. Районы, плательщики в бюджет государства, в любом случае зарабатывают 700-800 тысяч сомов в год для содержания своей газеты, учреждённой населением, налогоплательщиками, местным сельским сообществом через местных депутатов.

Твердя об убыточности, данные деятели не понимают, что даже и совсем бесплатно раздать в сельской местности 500-1000 экземпляров газет, и то игра стоит свеч! Даже если плохо подписываются, даже если почта неплатежёспособна и не может оплатить редакции свой долг. Всё равно это стоит затрат — помочь средствами печати в осуществлении организационной, хозяйственной, экономической политики государства на местах.

Но министерские чиновники с высоких трибун заявляют, что сделают из районных газет эффективных игроков рынка! Явно путая функционирование государственных общественно-политических газет с бизнес-проектами. Без комментариев, как говорится.

Поэтому как госоргану следовало защитить районные газеты, так нужные людям, отстоять интересы сельских читателей. Ведь мы дело имеем с самой слабой, незащищённой категорией населения, многие старенькие, в сёлах живут ветераны, вдовы, у них и денег нет на подписку, они не знают, что такое Интернет, айфоны и гаджеты. И все они платили и платят до сих пор налоги в бюджет государства, в том числе на содержание вот таких департаментов. Экономить госсредства, безусловно, нужно, но не на местных газетах.

Гора едем — гора поём!

«Специалисты» департамента считают, что журналисты и другие сотрудники районных газет здесь кормятся. Это при средней зарплате 4-5 тысяч сомов. Постоянно идут шантаж и угрозы «сократить» работающих пенсионеров, на сегодня это — профессиональные журналисты, ещё сохранившиеся на периферии. Департамент заявляет о намерении заменить их «молодыми».

Чиновникам от печати надо бы задуматься о том, что компьютеризация, Интернет принесли не только техническую пользу, но и профессиональный и идеологический вред. Появилось много таких «журналистов», которые прибежали на место по поводу и без повода: щёлкнули фотоаппаратом — существенное это событие или нет, неважно, вплоть до замеса теста на хлеб, прибежали к компьютеру и сбросили на многочисленные сайты такое «событие». Короче, гора едем — гора поём. Это журналистика? Ряд «молодых», приходя в серьёзные редакции, даже владея навыком работы на ПК, не имеют понятия о вёрстке, она остаётся политическим требованием к изданию. Для них нужно стоять, проводить ликбез. Такая «журналистика» никому не нужна. Наоборот, департаменту надо сохранить, поддержать зрелые, опытные кадры, пропагандировать здоровый консерватизм, навыки репортажа, анализа, комментария, призывать соблюдать правила, без которых нет профессии журналиста.

Удар по лицу сельчанина

7 мая 2018 года вышло постановление правительства № 227, гласящее о реорганизации районных газет путём слияния областных гостелерадиокомпаний, редакций районных, областных газет с образованием на их базе семи областных медиацентров с сокращением 64 человек. Предполагается объединение интернет-сайта, телевидения, газеты в «одном флаконе» с одним-двумя сотрудниками непонятной специализации, которые «будут объезжать район и находить новости, передавая их на сайт». На чём сотрудники станут объезжать районы, непонятно, на своих двоих район протяжённостью с юга на север и с востока на запад по 50 километров вряд ли получится «объехать». Да и «новости», собранные в результате такой деятельности, ещё не газета.

Это практически означает ликвидацию районных газет. Опись имущества редакций уже началась. Департамент не знает, что за форма будет у созданного образования, станет ли оно выпускать газету, кто на неё начнёт подписываться и кто распространять, заменит ли она жителям привычную, родную районную газету, ведь в электронной форме новости они читать не смогут — мало компьютеров и Интернета в сёлах. Недавно в интервью телеканалу ЭлТР сотрудница департамента ничтоже сумняшеся заявила, что «сделает» таких журналистов, которые одновременно смогут работать телерепортёрами, журналистами печатных изданий и блогерами на сайтах Интернета. Но таковых журналистов не может существовать в природе.

Видимо, эта барышня в печати никогда не работала, не знает, что такое выпускать газету в графике. Но зато огульно, на всю республику заявлять, что в редакциях «районок» сидят одни пенсионеры и забирают всю зарплату, перепечатывая материалы Интернета, она научилась. Редакторы посчитали это оскорблением, ведь в творческих профессиях нет возрастного ценза, как в хоккее или на стройке, — до 30 лет. У нас недопустима дискриминация по возрасту. Кто бы это объяснил таким деятелям, как эта чиновница?

Чудовищный «проект», граничащий со сном разума, без совета с населением, с народом разработали с подачи Минкультуры ещё при Сапаре Исакове и только сейчас его подписал новый премьер. Мина замедленного действия сработала…

Как попрощаться с читателями?

Надвигающаяся катастрофа заключается в профессиональной неграмотности, некомпетентности работников Минкультуры и департамента, не сумевших отстоять перед Минфином обоснованность затрат на районную, местную печать. Они не подозревают, что она как раз нужна, ведь газета — это не коллектив редакции, а это весь авторский актив, всё местное сообщество сельских жителей. Это их, людей села, финансирует из общих денег налогоплательщиков государство, а не только редакции. И этот удар по ним, по людям, как и по главам исполнительно-распорядительной власти, оставшимся теперь не только без бюджета, но и без такого информационного рычага делового и политического управления, как местная газета.

Считаю всё происходящее позором. Газеты выходили даже в окопах! Вдвойне досадно, что такие события хронологически ассоциируются с личностью избранного Президента.

Как попрощаться с читателями, как объяснить им, почему «убрали» газету? Есть ряд таких материалов, которые публикуются только в районной прессе,  — постановления, распоряжения райгосадминистрации, стихи, работы ветеранов, молодых авторов, часто люди дебютируют именно в местной газете. Это материалы прокуратуры, суда, санэпидстанции, МЧС, пожарных, медиков, обязанных по долгу службы работать на местах с местной прессой. И многие, многие другие. Вряд ли их разместит дальний медиахолдинг… Районные газеты — это одна из составляющих духовной, общественной, творческой жизни жителей села, сельских местных сообществ. Уважаемые чиновники, представьте себе, она есть, эта жизнь…

Сегодня ко мне пришёл ветеран и спрашивает: поставлю ли я в газету его поэму о войне «Тагдыр»? А я не знаю, выйдет ли следующий номер.

Любовь ТЕПЛОВА,
редактор панфиловской районной газеты «Эмгекке данк» — «Слава труду», Каинды.






Добавить комментарий