Main Menu

ОСТО (ДОСААФ): за безопасность на дорогах

Недавно в нашей газете мы рассказывали о методах подготовки водителей в столичных автошколах, относящихся к Оборонной спортивно-технической организации (ОСТО).

Напомним, что ОСТО — это преемница знаменитого советского Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Непросто было общественной организации после развала Советского Союза сберечь от предприимчивых прихватизаторов имущество, а это территории, здания, автодромы, расположенные по всей республике. Не менее важной задачей стало найти своё место в новых рыночных условиях и, несмотря ни на что, продолжать вести патриотическую работу на средства от хозрасчётной деятельности. Самой востребованной из услуг оказалась подготовка водителей, тем более что у учреждений этой организации имеется вся необходимая база, да и опыт за 91 год существования у ОСТО-ДОСААФ накопился значительный.

В этом материале мы продолжим рассказ о работе учреждений Оборонной спортивно-технической организации, на этот раз о тех, что расположены в Сокулукском районе, в селе Беловодском и в городе Кара-Балте.

Идёт работа полным ходом

Сокулукское районное учреждение ОСТО им. генерала А. Ормокоева встретило блеском новеньких окон, свежими красками, и неудивительно — здание построили в конце прошлого года. Как пояснил председатель районного учреждения Рагим Казимов, до этого занятия велись в старой постройке, оставшейся от прежних времён. Проводить курсы там было уже невозможно. Для переобустройства копили деньги, часть прибыли откладывали на развитие и смогли возвести силами организации двухэтажный корпус с современными, оснащёнными всем необходимым классами: по устройству автомобилей и их техническому обслуживанию, по правилам дорожного движения, основам безопасности и медицинской подготовке.

— Мы ведь не только обучаем навыкам вождения, но и большое внимание уделяем воспитанию, этике поведения за рулём. Принцип: обучая — воспитывай, воспитывая — обучай. Особенно это важно для молодёжи, которая во многом копирует манеры героев американских фильмов, убеждаем их, что мат, оскорбляющие жесты в отношении других участников дорожного движения неприемлемы. Доказываем, что водитель должен быть выдержанным, спокойным, вежливым. Дорога не прощает невнимательности, ошибок, — рассказывает Р. Казимов. — А самая главная цель в воспитании и обучении — это беспрекословное выполнение правил дорожного движения.

В рамках работы со слушателями водительских курсов ведётся патриотическая работа. Надо отметить, что все учреждениях ОСТО оснащены стендами с информацией по истории ДОСААФ-ОСТО, истории нашей страны, представлены данные о героях Великой Отечественной войны. И одно из занятий у слушателей курсов по вождению обязательно посвящается этим важным темам, чтобы не забывалось в памяти современных кыргызстанцев героическое прошлое их прадедов и понимание гражданского долга перед страной: защита своего государства, его интересов, а в первую очередь военная безопасность Кыргызстана, а в рамках ОДКБ и всего СНГ.

— Кто ведёт сегодня ещё подобную работу с населением кроме ОСТО? Ребята такие знания последний раз получают в школе, мы же им преподносим информацию, когда они находятся в более зрелом возрасте и события прошлого воспринимают совсем по-иному, осознанно, — поясняет Р. Казимов. — Помимо этого, в праздники проводим соревнования по стрельбе из пневматического оружия. Тренируемся в выполнении нормативов при использовании средств защиты (ОЗК, противогазы).

Профессиональная подготовка в ДОСААФ-ОСТО давно стала в понимании населения знаком качества. А хорошие знания невозможно получить без профессиональных наставников и инструкторов.

— К подбору преподавателей подходим строго. Люди должны иметь специальное образование, опыт вождения. Они проходят у нас конкурсный отбор, где проверяется их профподготовка. Для нас важно, чтобы специалист обладал способностями доходчиво рассказывать, передавать свои знания. А от мастеров производственного обучения, помимо всего прочего, требуется уравновешенность, психическая устойчивость, так как они передают новичкам основы вождения непосредственно за рулём автомобиля, — рассказал Р. Казимов.

Дальше наш путь лежал в Беловодское, где расположена Московская районная Оборонная спортивная техническая организация. Здесь мы также застали активную хозяйственную деятельность. На автодроме, расположенном на территории учреждения, экскаватор разравнивал бугор, увеличивая полезную площадь автодрома. Он необходим в обучении будущего водителя. В спокойной обстановке учащиеся отрабатывают навыки движения по дороге, повороты, развороты и другие элементы вождения, а не делают это на трассе или улице, создавая угрозу аварии и подвергая опасности свою жизнь и жизнь окружающих. Из большинства автошкол республики только учреждения ОСТО имеют свои оснащённые по всем правилам автодромы, не арендуя у кого-то. А это оборудованная территория, земля площадью минимум 1 га.

Третий пункт нашей поездки — Кара-Балтинская школа ОСТО КР имени генерал-лейтенанта Б. Субанбекова. Здешнее здание построено в 2004 году. Строили опять же на собственные средства, создав прекрасные условия для занятий. В 2010 году автошколе присвоено имя генерал-лейтенанта Б. Субанбекова, почётного гражданина города Кара-Балты, ныне являющегося депутатом ЖК. Здесь есть и его музей, где собраны фотографии и материалы, рассказывающие о биографии генерал-лейтенанта.

— Важно воспитывать молодежь, рассказывать им о патриотизме на примере известных людей, наших современников, поэтому мы и реализовали такую инициативу, — считает начальник Кара-Балтинской автошколы ОСТО Нурланбек Нышанов.

В автошколу мы попали, когда здесь проводили соревнования по стрельбе среди школьников в тире, принадлежащем ОСТО. Как отметил Н. Нышанов, такие акции проходят довольно часто с целью приобщить подростков к здоровому образу жизни и спорту, а на стрельбы с удовольствием ходят не только юноши, но и девушки. По итогам соревнований организация вручает победителям грамоты, ценные подарки. Кроме того в рамках обучения проводятся соревнования по военно-техническим видам спорта, выполнению нормативов по замене колеса, снятию аккумулятора, посадке и подготовке к управлению автомобилем и т. д.

Сколько стоит обучение?

Как видим, учреждения ОСТО имеют прекрасную базу, профессионалов, развивают и улучшают систему подготовки водительского состава, содействуют патриотическому воспитанию, помогая государству, участвуя в обеспечении его безопасности. Но им приходится сталкиваться с недобросовестной конкуренцией со стороны частных автошкол. И дело тут не в конфликте интересов, а в том, что есть правила, которые исполняют одни и не исполняют другие. Как рассказали мои собеседники, частные автошколы не имеют полной необходимой обучающей базы. Зачастую под их звучными названиями скрывается арендуемое помещение, порой довольно тесное, где пришедшие на курсы по вождению по старинке в тетрадях записывают подготовительные лекции. Тут нет компьютерных симуляторов, специального оборудования для занятий по оказанию первой медицинской помощи, наглядных пособий по ПДД. Отсутствуют в таких заведениях автодромы и специальный, соответствующий всем стандартам автопарк учебных машин. В общем, все затраты на полноценное обучение сведены к минимуму, главное — получение прибыли. Вот и выходят из таких «забегаловок» недоучки, не знающие правил дорожного движения. И это, к сожалению, стало нормой.

— Пришёл к нам парень, попросил зарегистрировать как ученика. Сказал, что записался в одну автошколу. С него взяли деньги за обучение, зарегистрировали, пообещали позвонить и пригласить, когда начнут работу курсы. Прошло три месяца, ему, наконец, позвонили, сказали, что скоро надо ехать сдавать экзамены на права. Пришёл к нам потому, что хочет научиться водить, — рассказал председатель Сокулукского районного учреждения ОСТО Р. Казимов. — Более того, малоизвестные фирмы по подготовке водителей выдают себя за организацию ДОСААФ-ОСТО («ДОСАВТО»), пользуясь хорошей репутацией этой организации.

Автопарки частных школ состоят из одной-двух машин, на которых просто физически невозможно нормально обучить то количество людей, которое принимается на курсы. Вызывает сомнения и инструкторский состав, так как, стараясь сократить расходы, там берут на эти должности порой даже таксистов. Но за счёт экономии, не вкладываясь полноценно в подготовку водителей, такие компании всю прибыль пускают на свои нужды и из-за этого снижают стоимость обучения, стремясь набрать как можно больше людей. При этом отдельные частные автошколы обучают свыше тысячи курсантов в год, не имея должной базы, и такой факт почему-то не привлекает внимания контролирующих органов.

— Конкуренция должна присутствовать, но если она здоровая, — отметил председатель Сокулукского районного учреждения ОСТО Р. Казимов. — Вслед за другими школами мы вынуждены устанавливать стоимость обучения на категорию «С» 4 тысячи сомов за курс с одного человека. Но эти деньги не окупают наших затрат. Из получаемых средств мы платим налоги в Соцфонд, за землю, содержим здания, территории, автодром. Плюс зарплата педагогов, инструкторов, содержание, ремонт и обновление машин. Из-за демпинговых цен мы вынуждены платить низкие зарплаты, так что инструкторы и педагоги получают мизерные заработные платы. А ведь люди работают с полной отдачей. К примеру, один час работы преподавателя стоит 30-40 сомов, один час работы мастера производственного обучения вождению — 30-35 сомов.

Смертность на дорогах, количество нарушений правил дорожного движения с каждым годом увеличиваются и порождают общегосударственную социальную проблему, а ведь именно от качества образования зависит, как себя ведёт водитель на автодороге, — считают в Оборонной спортивно-технической организации. Поэтому стоимость обучения в автошколах является ключом к решению этой проблемы. По данным ОСТО КР, в настоящее время она в Кыргызстане составляет от 3000 сомов (около 45 долларов США) до 6000 (87 долларов) сомов за курс. Взять к примеру стоимость обучения вождения в других странах: в Японии — от 2 до 5 тыс. долларов США, в Швеции — 2,5 тыс. долларов США, в США — 500 долларов, в России стоимость обучения обходится в среднем от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, а экзаменационные билеты одни и те же, как в России.

На этом рынке у нас отдельные частные школы практикуют демпинг — предлагают обучать за 2000 сомов (около 30 долларов США). Минимальные же затраты на подготовку и переподготовку водителей транспортных средств с учётом всех расходов: преподавания, практического обучения вождению, отчислением налогов в Соцфонд, налога на землю, налога на имущество, транспортного налога, даже без учёта воспроизводства по категориям в среднем составляет: «В» — 16 000 сомов; «ВС» — 21 000 сомов; «Д» — 9 000 сомов; «Е» — 10 000 сомов. Исходя из реальной цены обучения, нетрудно подсчитать обывателю, на сколько процентов выдаются знания правил дорожного движения, умения и навыки вождению. Это где-то около 20-25%, где же остальные 75-80%? А ещё хочется задаться вопросом, почему в своё время водительские права, получаемые в Кыргызстане, не приживались в России? Сразу по этому поводу вспоминаются знаменитые строки А. Пушкина: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной..»

Важные проблемы поднимает оборонная организация не только в СМИ, но были и обращения в Межправительственную ассамблею СНГ, говорили об актуальности этой темы на двух пленумах ДОСААФ СНГ, на круглом столе в Антимонопольном комитете Кыргызстана. Пора уже прекратить покупать за бесценок водительские права. Сколько можно за этим спокойно наблюдать? Наши дети, внуки, родственники не летают, а ходят по дорогам страны. А сколько покалеченных, погибших, слёз матерей? Поэтому в ОСТО предлагают установить на государственном уровне минимальный порог стоимости, что позволит: повысить качество обучения в автошколах; улучшится учебно-материальная база в них, это ослабит коррупционные проявления в данной сфере и приведёт к увеличению поступлений налогов в государственный бюджет. А самое главное и важное — на дорогах прекратится литься кровь зачастую невинных людей!!!

Хотелось бы, чтобы кыргызстанцы задумались над этой проблемой и стали более избирательными: где и в какой автошколе получать образование за соответствующую плату, а это приведёт к усилению здоровой конкуренции, и начнётся борьба не за количество обучающихся, а за качество обучения. В целом же позволит снизить число ДТП и количество жертв от таких случаев.

Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий