Main Menu

Развитые регионы — развитая страна

Указ Президента страны, объявивший 2018-й Годом развития регионов, очень обрадовал сельских тружеников республики, видимо, они ждали такого документа давно.

Кыргызская Республика — аграрная страна, около 70 процентов населения — сельчане. Плохо, что экономическая политика государства придерживается в основном отраслевого принципа и не учитывает специфическую особенность регионов. В результате обнаруживается огромная разница роста между регионами или, другими словами, одни развиваются, другие остаются без внимания. Это говорит о том, что долгие годы сохраняется дисбаланс в развитии регионов, потому что ныне экономическое развитие страны зависит только от одного-двух регионов, зона развития сосредоточена в основном вокруг Бишкека и Оша. Это говорит о том, что необходимо развивать опорные города, способные обеспечить комплексное стабильное развитие всей страны.

Ныне два основных экономических инструмента государства — налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика — не смогли напрямую повлиять на развитие территории, так как доходы государственного бюджета в основном формируются в двух-трёх городах страны, что привело к усилению зависимости местных бюджетов от центра. Из-за этого Бишкек и Чуйская область превратились в зону, куда прибывает непрерывный поток мигрантов.

Нет сомнения, что для обеспечения стабильного равномерного развития регионов необходимы прежде всего твёрдая воля государства, а также усилия и достаточные финансовые средства. Разумеется, что невозможно добиться успешного развития всего за один год, и глава государства поручил разработать долгосрочные комплексные программы для каждого региона, учитывая индивидуальные особенности и экономические возможности. При этом нужно учесть плотность населения, географические особенности каждого села, района, области, а также учесть потребность в образовательных, лечебно-оздоровительных, спортивных, культурно-развлекательных учреждениях.

Денежно-кредитная политика должна проводиться согласно потребностям регионов. При этом бюджетные и инвестиционные средства должны распределяться в соответствии с интересами и спецификой каждого региона. Это касается руководителей Кыргызско-Российского фонда развития, «Айыл банка», «Гарантийного банка» и «РСК банка». По моему мнению, было бы целесообразным направить на развитие регионов часть средств, поступивших на спецсчета, открываемые по инициативе Президента страны, от разоблачения той или иной коррупционной схемы.

На современном этапе главные проблемы в регионах — это строительство социальных объектов, развитие инфраструктуры, ирригация, обеспечение населения чистой питьевой водой, строительство дорог, создание рабочих мест и сбыт сельхозпродукции, обеспечение её фитосанитарными сертификатами, что приведёт к сокращению миграции. Самое главное — это плановое, целевое, эффективное использование бюджетных, грантовых средств.

А чтобы достичь успешного решения вышеуказанных проблем, необходимо реформировать административно-территориальные органы управления, оптимально укрупнить их путём слияния районов, областей, сделать управление мобильным и экономичным, решить кадровые вопросы, исходя из сталинской фразы: «Кадры решают всё», которая до сих пор актуальна. При этом надо учитывать профессионализм, организаторские способности, моральную чистоплотность того или иного работника; главы городских и айыльных кенешей должны избираться жителями городов и сёл, а не депутатами, что поспособствует искоренению коррупции.

Когда в стране процветает коррупция, спрос с работников, независимо от занимаемой должности, за невыполнение служебных обязанностей должен быть самым строгим вплоть до увольнения с работы или лишения свободы.

Отрадно, что система ООН поддерживает Указ Президента «Об объявлении 2018 года Годом развития регионов». В Кыргызстане немало проектов, программ и агентств ООН, которые будут осуществляться в соответствии с направлениями Указа Президента страны.

Необходимо усилить работу в рамках программы «40 шагов в будущее», способствовать продвижению на другие рынки отечественной сельхозпродукции, открытию логистических центров в регионах, поддержке перерабатывающих предприятий. Хорошо, что правительством республики предусмотрены льготные кредиты сельхозпроизводителям, а также намечено обеспечить сельхозпроизводителей качественными семенами, минеральными удобрениями и ГСМ.

Необходимо отметить, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС потенциальный сельхозрынок Кыргызской Республики вырос в разы. К примеру, в Араванском районе Ошской области в теплицах сельчане выращивают каждый свой сорт огурцов или помидоров. Было бы правильнее, если бы Минсельхоз помог сельхозпроизводителям организоваться по принципу «Одно село — один сорт», потому что, на мой взгляд, выгоднее торговать на экспорт! Надо признать, что после вступления нашей страны в ЕАЭС экспорт постепенно улучшается. Однако имеется проблема с экспортом продукции мелкотоварных производителей в части недостаточно широкого ассортимента, нехватки лабораторий. В будущем эти вопросы может решить правительство республики путём создания сельхозкооперативов, при этом особое внимание должно быть обращено на производство экологически чистой продукции, что, безусловно, является приоритетом Кыргызстана.

Я твёрдо уверен, что Указ Президента объединит усилия, направленные на возрождение развитых регионов развитой страны.

Болотбек ИШЕНАЛИЕВ,
пенсионер.






Добавить комментарий