Main Menu

«Неповторимая свеча по небывалому поэту…»

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключались богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет», — писал Н. Гоголь за пять лет до гибели А. Пушкина.

«Бывают странные сближения», — записал как-то Пушкин… Как бы то ни было, но ровно через 200 лет после дня рождения Поэта — 6 июня 1999 г. — на земле Кыргызстана произошло торжественное открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину.

В печальном 1837 г., когда Ф. Тютчев написал о А. Пушкине: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет…», друзья поэта заговорили о необходимости увековечивания его памяти.

История свидетельствует о том, что первый памятник — надгробный — установила в 1843 г. супруга поэта Н. Гончарова. И тогда известный литератор пушкинского времени В. Белинский заметил, что «придёт время, когда потомство воздвигнет поэту вековечный памятник».

Почитатели таланта Пушкина попытались сразу же осуществить эту идею, обратившись к властям за разрешением на сооружение памятника. Но в те времена была отвергнута сама идея его создания, и, разумеется, разрешение получено не было.

В 1860 г., в годовщину 50-летия лицея, в котором учился А. Пушкин, выпускники пушкинского и последующих выпусков вновь обратились к правительству с просьбой разрешить воздвигнуть памятник Поэту. Официальное разрешение было дано, но в средствах отказано. Энтузиасты не остановились. Они объявили сбор средств на сооружение памятника, а в газетах сразу же стали публиковаться списки жертвователей. Собранные средства первоначально поступали в администрацию лицея, а затем в специально созданный комитет.

Одновременно возник вопрос: где воздвигать памятник?

На одном из заседаний комитета его участники предложили поместить памятник в Царском Селе. Но, обсудив это предложение, решили, что здесь он был бы слишком «уединён» и «отдалён» от всенародного поклонения. Кто-то предложил Петербург — город, где Поэт жил последние годы. Но Петербург был чрезмерно «населён» монументами царственных особ. Другое дело Москва — древняя столица России, а главное, родина Поэта…

Когда необходимые средства собрали, началась огромная работа. Трижды объявлялся конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие известнейшие скульпторы того времени. Работу скульпторов оценивали видные художники, критики, литераторы.

Наконец, только в 1875 г. победил проект скульптора А. Опекушина.

Гораздо позже, уже в глубокой старости, вспоминая свою работу над памятником, скульптор писал: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет ночью не спалось как следует…»

Наконец, в 1879 г. модель памятника в натуральную величину была изготовлена, постамент к нему выполнил архитектор И. Богомолов.

Отлитый из бронзы памятник решено было установить на Тверском бульваре — любимом месте прогулок и встреч москвичей. Здесь многое связано с именем Поэта. Рядом с площадью на углу Тверской и Козицкого переулка в 20-х гг. XIX в. был салон Зинаиды Волконской, часто посещаемый Пушкиным. Рядом размещалась гостиница «Англия», где нередко останавливался Поэт. Недалеко от Страстной площади в одном из домов однажды Александр Сергеевич познакомился со своей будущей супругой Н. Гончаровой.

А сколько раз проезжал Поэт по Тверской улице, отправляясь из Москвы в Петербург или возвращаясь обратно, и не сосчитать. В романе «Евгений Онегин» он написал о Тверской тех дней:

«Пошёл! Уже столпы заставы
Белеют. Вот уж по Тверской
Возок несётся чрез ухабы…»

Вот такая архитектурная символика сопровождала первый, всенародно воздвигнутый памятник всенародному Поэту.

27 мая 1880 г. Общество любителей российской словесности распространило пригласительные билеты на первое публичное заседание по поводу открытия первого памятника А. Пушкину.

Открытие произошло 6 июня 1880 г. Три дня продолжались в Москве торжества: официальные церемонии, музыкально-литературные вечера. Речь Ф. Достоевского произвела на москвичей особенное впечатление. Литературная Москва увенчала его лавровым венком, который глубокой ночью писатель положил к подножию памятника, выразив глубокое уважение гению Поэта… Итак, первый памятник создавался 20 лет.

С тех пор каждый год в июне к памятнику приходят поклонники таланта, поэты читают свои новые произведения, посвящённые поэту. «Всяк сюда приходящий» возлагает цветы к подножию. И… до поздней ночи звучат здесь стихи самого Поэта. Как заметил Булат Окуджава:

«На Пушкинской площади плещут страсти,
Трамвайные жаворонки, грех и смех…
Да не суетитесь вы! Не в этом счастье.
Александр Сергеич помнит про всех»…

* * *

Принятый 24 апреля 1998 г. Указ президента А. Акаева гласил: «Отмечая исключительную значимость творчества Александра Сергеевича Пушкина в мировом культурном наследии, его роль в развитии культуры кыргызского народа, в целях дальнейшего укрепления взаимосвязей между Кыргызстаном и Россией и в связи с 200-летием со дня рождения поэта постановляю: широко отметить в 1999 году в Кыргызской Республике 200-летний юбилей Александра Сергеевича Пушкина…»

Этим же Указом утверждён состав специальной комиссии из 26 членов. В целях выполнения возложенных на комиссию задач был организован общественный фонд «Творческое наследие Александра Сергеевича Пушкина в краю лазоревого Иссык-Куля» и разработана многоплановая программа подготовки к празднованию юбилея. Главной из главных стала задача увековечить память поэта всенародным памятником.

У истоков самой идеи создания памятника А. Пушкину в Кыргызстане находились президент КР А. Акаев, посол России в Кыргызстане Г. Рудов, ректор Кыргызско-Российского Славянского университета В. Нифадьев, общественные деятели и преподаватели КРСУ М. Рудов, В. Плоских, А. Орусбаев и многие другие.

Затем произошла встреча со студентами и преподавателями университета. Разумеется, идея установки памятника Поэту у центрального входа в КРСУ была встречена с восторгом.

Все происходящие события совпали с пребыванием в Кыргызстане губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя. Состоялось совместное совещание фонда, губернатора и членов комиссии. Э. Россель взял на себя организацию работы по отливке памятника на заводе «Уралмаш».

Одновременно в Бишкеке организуется конкурс скульпторов на право создания макета памятника. Правда, были предложения о приобретении готовой фигуры из мрамора. Но это предложение было отклонено. Решили создать свой проект.

На конкурс представили одиннадцать творческих проектов. В качестве членов жюри привлечены общественная реферантура, представители Союза художников. Победителем был признан проект скульптора В. Шестопала — профессора КРСУ, народного художника Кыргызской Республики, члена Союза художников СССР.

Началась творческая работа, лепка в натуре.

«В мире установлено более 370 памятников Пушкину. Это ли не мировое признание его творчества и любовь к великому русскому поэту! Сколько разнообразных подходов к теме и интересных находок сделали скульпторы, раскрывая многогранный образ поэта! — вспоминал Виктор Арнольдович. — Мне нужно было найти своё понимание. Задача стояла сложная. С чего начать? Я обратился к произведениям Пушкина и воспоминаниям современников о нём, прочитал материалы исследователей-пушкинистов, изучил изобразительный материал, посвящённый поэту. Постепенно стала материализовываться идея проекта памятника.

Я решил трактовать образ поэта через конфликт между окружающей средой и его творческим мировоззрением. Поэт отрешён от окружающей его суеты, он погружён в свой, созданный им мир. Он не хочет жить по законам аристократического общества, хотя вынужден быть его составной частью, но внутренне не приемлет его ценностей.

Идея противопоставления внутреннего мироощущения и миропонимания творца и окружающей среды пронизывает человеческое общество на протяжении всего пути его развития. Художник и его время не всегда находятся в единстве, а чаще проявляется их абсолютная полярность, особенно если художник не идет на компромисс с обществом. Так и А. Пушкин, выходец из старинного дворянского рода, воспитывался в аристократических условиях, но в то же время с детства находился под влиянием няни Арины Родионовны и того вольнолюбивого духа, который ворвался с Запада, с берегов революционной Сены в строгие стены Царскосельского лицея, а также под впечатлением войны 1812 г. В результате он уже не мог мириться с затхлыми, консервативными устоями Двора.

Постепенно в нём формировались демократические ценности, которые вскоре противопоставили мир царского двора творческим интересам поэта. Эту идею я положил в основу памятника А. Пушкину.

Поэт одет как денди, по моде тех лет, но в то же время это просто дань тому обществу, в котором он жил. Скрещённые на груди руки как замок закрывают его от внешнего мира, защищая мир внутренний. Голова повернута на восток, в сторону восходящего солнца — символа Свободы и Жизни.

Он стоит спокойно и уверенно, но в мыслях своих устремляется в далёкое будущее. Именно так я представил себе образ этого великого поэта».

Параллельно, по специальному графику отливки скульптуры в Свердловске, происходят взаимопоездки представителей Чуйской и Свердловской областных администраций — областей-побратимов — архитектора Р. Муксинова и скульптора В. Шестопала. Одновременно разрабатываются мероприятия по созданию гранитного постамента на токмакском заводе «Тоо-Таш». В течение почти года пришлось совершить восемь поездок в Свердловск для уточнения договоров между министерствами по сырью, транспорту. Благодаря Э. Росселю все условия договоров выполнялись чётко, слаженно и в сжатые сроки.

Специалисты, задействованные в работе по созданию памятника, подошли к решению всех проблем профессионально. Классический металл — бронза для скульптуры — подарен свердловчанами.

«Рабочие завода, где отливался из бронзы памятник поэту, восприняли этот почётный заказ кыргызстанцев с огромным энтузиазмом и вахтенным способом с честью выполнили работу в срок и качественно в знак дружбы наших народов», — отметил в своём выступлении на церемонии открытия памятника А. Пушкину губернатор Свердловской области Эдуард Россель.

С транспортировкой памятника в Бишкек произошли буквально «странные сближения». Сроки поджимали. В это время в Москве в ремонте находился самолёт президента Кыргызстана. После ремонта самолёт пошёл в Бишкек через Свердловск, чтобы, захватив на борт, перевезти бронзовую фигуру поэта к месту возведения памятника.

Ящик с бронзовой фигурой в багажном отделении самолёта, по форме очень похожем на пещеру, закрепили на цепях и подвесили, почти как «гроб хрустальный» в сказке поэта «О мёртвой царевне и семи богатырях». Таким образом, памятник вовремя и, как говорится, в целости и сохранности прибыл в Бишкек, к постаменту, его ожидающему…

Торжественная церемония открытия памятника произошла на площади перед центральным зданием КРСУ. Как заметил архитектор Равиль Мунирович Муксинов, доктор архитектуры, академик Академии архитектуры и строительства КР, «…общее архитектурное решение соблюдено: лицо поэта обращено на восток, хотя вся бронзовая фигура памятника сориентирована на север, что в общем-то необычно. Памятником поставлена точка в архитектурном комплексе центрального здания КРСУ, построенного гораздо раньше».

Теперь фигура памятника А. Пушкину — свеча — обращена на просторы Кыргызстана и России — родины поэта.

Свеча — свет — как освещение самой идеи создания КРСУ, а также идеи связи Кыргызстана и России. Через Пушкина осуществляется посыл к российской культуре.

Согласно словарю символов, понятие свет традиционно приравнивается к духу. Мудрецы утверждают, что превосходство духа непосредственно узнаваемо по интенсивности его свечения. В то же время свет есть проявление нравственности, интеллекта и семи добродетелей. Его белизна символизирует единство всего со всем. Свет это и творческая сила, космическая энергия, сияние.

Согласно мифологии, символическое сияние исходит с востока. Озариться сиянием — значит, проникнуться пониманием источника света и, следовательно, осознать его духовную силу, что вполне соответствует идее памятника Поэту и университета.

Что же касается понятия «светильник», то его можно рассматривать и как символ ума и духа. У древних вид лампы соответствовал предназначению светильника для ритуальных потребностей. Он также выражал принадлежность к тому или иному божеству.

Р. Муксинов считает, что символика архитектуры сложна и многослойна. Она основана на соотношениях между архитектурными структурами и моделями организации пространства.

Наиболее значительным и фундаментальным архитектурным символом является «гора — храм». В его основе лежит сложная геометрия, включающая в себя пирамиду, лестницу и гору.

Фасад центрального корпуса КРСУ наиболее подходит к архитектуре ансамбля: кроме вышеназванных символов, здание имеет ещё и другие элементы — по восемь колонн с каждой стороны фасада, вход в центр здания через лестницу.

Традиционным знаком является также куполообразный центр входа. Помимо всего, он символизирует свод небес — здесь ясно просматривается геометрия космоса, где круглые формы связаны с небом, все квадраты — с землёй. Боковые колонны можно интерпретировать как стражу у входа в здание — храм.

Архитектура храма вполне соответствует Светочу, Свече, которая символизирует памятник А. Пушкину. Кстати, к постаменту ведёт также небольшая ступенька. Сам постамент выполнен из серого гранита и наилучшим образом соответствует фигуре, отлитой из бронзы. Он составлен из двух блоков 80х80 см. Общий рост постамента со ступенькой — 3,30 м, памятника — 6,30 м, рост фигуры с плинтом — 2,70 м, вес фигуры — 900 кг.

Гранит для постамента найден в природных запасниках Кыргызстана.

На постаменте начертаны все необходимые данные о памятнике:

На северной плоскости четырёхгранного пьедестала: Александр Сергеевич Пушкин.

На восточной стороне: Копко мени эн унутпайт, кылып урматтап, Апткени мен лирам менен мээршапкат ойготтум…

На западной: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.

На южной: Воздвигнут в честь 200-летия со дня рождения великого поэта 6 июня 1999 г. Отлит на заводе «Уралмаш» в дар Кыргызстану от Свердловской области. Уулу акындын 200-жылдык юбилейинер арналып 1999 жылы 6-июнда орнотулду Свердлов областынын Кыргызстанга белеги «Уралмаш» заводунда куюлган.

Скульптор В. Шестопал. Архитектор Р. Муксинов.

* * *

6 июня 1999 г. на площади перед центральным корпусом КРСУ состоялась церемония открытия памятника Александру Сергеевичу Пушкину. При огромном стечении народа, особенно студентов, в ней приняли участие президент Кыргызстана А. Акаев, посол Российской Федерации в Кыргызстане Г. Рудов, ректор КРСУ В. Нифадьев, губернатор Свердловской области Э. Россель, главный дирижёр и художественный руководитель государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» В. Спиваков, члены фонда «А. Пушкин на берегах лазоревого Иссык-Куля», общественные деятели и многие другие.

По республике к этому времени прошли конференции, праздники поэзии, пушкинские чтения, фестивали, конкурсы, выставки… А 6 июня, в день открытия памятника в Бишкеке, в театрах и Национальной филармонии состоялись концерты оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков тогда сказал: «Звезда пленительного счастья засияла над площадью перед Кыргызско-Российским Славянским университетом. Я счастлив, что удалось принять участие в открытии этого прекрасного памятника и украсить его волшебной музыкой Моцарта и Чайковского».

С того памятного дня прошло уже девятнадцать лет. И мы все, почитающие творчество Пушкина, счастливы тем, что имеем возможность, помня его Завещание:

«…Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный
И, долго слушая, скажите: это он: Вот речь его.
А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь…»,

собраться у нашего памятника Поэту, почитав его «свиток верный», выразить свои высокие чувства, уверенные в том, что наш памятник, как «неповторимая свеча по небывалому поэту», будет светить нам вечно как нечто жизненно необходимое, как дыхание.

Валентина ВОРОПАЕВА,
профессор Кыргызско-Российского Славянского университета.






Добавить комментарий