Main Menu

Кыргызская семья: встать с головы на ноги

В свой последний визит в Бишкек осенью 2017 года я приятно поразилась позитивным изменениям в облике страны, настроениях людей, динамике общественного развития. Единственная сфера, в которой, на мой взгляд, ситуация изменилась к худшему, — это взаимоотношения в кыргызской семье.

В советское время семейные отношения более или менее строились на паритетной основе за счёт гарантированного трудоустройства, социальной защищённости и благ, а её целостность и этика взаимоотношений мужа и жены, плохо ли, хорошо ли, контролировались государством в лице партийных и профсоюзных организаций. Постсоветская реальность со всем её хаосом, социальной турбулентностью, непредсказуемостью заставила людей самостоятельно, полагаясь только на самого себя, строить стратегию выживания. Надо признаться, что кыргызские женщины справились с этой задачей гораздо лучше, чем кыргызские мужчины. Женщина в большинстве случаев стала главным добытчиком семьи. Она много работает, при этом выполняет практически все домашние обязанности, занимается детьми, содержит мужа, зачастую и его престарелых родителей, а то и нуждающихся родственников.

Практически идеальной считается семья, в которой муж, пусть и не зарабатывает много, но хотя бы работает, не пьёт и не бьёт свою жену. Но, к сожалению, такие семьи не представляют большинство. Наблюдается следующая динамика: пока семья молодая, её обеспечение частично или даже полностью ложится, как правило, на плечи родителей мужа. Именно родители создают все условия для того, чтобы молодожёны успешно завершили обязательное высшее образование и получили стартовые условия для самостоятельной жизни. Но возможности родителей не безграничны — подрастают другие дети, которым тоже нужно помогать.

Что же происходит с молодой семьёй? Получив престижные, но не востребованные на рынке труда дипломы юристов, политологов, дипломатов и т. п., молодые, ставшие уже сами родителями, пытаются реализоваться. Более прагматичны в этом плане женщины, которых материнский инстинкт заставляет не тешиться иллюзиями о престижной работе, а находить применение своим силам в тех сферах труда, где можно заработать на содержание семьи. В кыргызской культуре девочки не могут рассчитывать на материальную поддержку своих родителей. Поэтому для того, чтобы выжить, они не только не гнушаются самой чёрной, трудоёмкой и непрестижной работой, но и быстро учатся новым умениям, навыкам и профессиям. Более того, именно женщины, как cвидетельствует доклад Всемирного банка, одновременно заняты на нескольких работах. Не имея возможности конкурировать с мужчинами за и без того значительно сократившиеся вакансии в государственной службе или занимать высокооплачиваемые позиции в сферах торговли, банковского дела, туризма, агропромышленности, здравоохранения и т. д., женщины вытесняются в менее регулируемые и социально незащищённые сферы труда. Наиболее предприимчивые стараются наладить собственный бизнес. Причём зачастую для утешения мужского самолюбия формальным главой этого бизнеса они назначают собственного мужа, хотя на деле ведение его целиком и полностью ложится на плечи жены. Так, с 2004-го по 2006 год, по данным Всемирного банка, 85% всех микрокредитов, взятых на развитие малого бизнеса, приходится именно на женщин.

Что касается молодых мужчин, то все эти «менеджеры», «экономисты», «адвокаты» и т. п., не найдя применения своим дипломам, все свои усилия направляют на то, чтобы любыми путями занять пусть номинальную, с крошечной зарплатой, но социально престижную должность. Самые удачливые, имеющие хорошие связи и влиятельных родственников, умудряются получить какой-никакой «портфель». Другие «cчастливчики» либо трудоустраиваются в семейный бизнес, либо, опираясь на родительский капитал, открывают своё дело. Но таких диспропорционально мало, ибо значительная часть молодых ребят с нереализованными амбициями либо продолжает паразитировать на родителях, или находит не самую трудоёмкую и непыльную работу. Я в этом убедилась сама. Постоянно пользуясь в Бишкеке услугами такси, я пришла к выводу, что в Кыргызстане самые высокообразованные таксисты. Практически каждый водитель такси — обладатель «престижного» диплома.

Задаюсь вопросом, почему, несмотря на кардинальные изменения в постсоветском обществе, адаптация кыргызов-мужчин к новым социально-экономическим условиям на таком низком уровне? Почему для большинства из них характерен крайний социальный инфантилизм? Почему их жизненные ориентиры и позиции практически не меняются? Лишь очень небольшая, наиболее одарённая и амбициозная их часть стремится реализоваться и становится настоящими главами семьи, взяв на свои сильные мужские плечи заботы по её обеспечению и благополучию. Остальные с плеч родителей плавно перекочёвывают на плечи жён.

Возможно, корень этих проблем в прошлом? Так, по свидетельству известного этнографа С. Абрамзона, 100 лет назад: «Труд по обслуживанию всего домашнего хозяйства, воспитанию детей, уходу за скотом, изготовлению одежды, утвари и т. п. ложился тяжёлым бременем на киргизскую женщину. Она являлась главной рабочей силой в семье, что приводило её к преждевременной старости». C большим сожалением приходится констатировать, что современное бытоустройство кыргызской семьи мало изменилось с тех пор.

Я думаю, пора актуализировать эту проблему и прежде всего понять: почему такая ситуация складывается изначально. На мой взгляд, это происходит потому, что в воспитании детей, и особенно мальчиков, в кыргызской семье не делается упор на их подготовку к самостоятельной и независимой жизни. Родители в угоду своим амбициям и с оглядкой на мнение ближайшего окружения делают всё, чтобы их чада тратили от пяти и более лет на получение специальностей, совершенно не нужных и не востребованных на рынке труда. Я уже не говорю о том, насколько это пресловутое «высшее» образование зачастую является чисто формальным, проплаченным родителями от начала до конца так последовательно, что обладатель диплома о высшем образовании за эти 5 с лишним лет практически не приобретает никаких дополнительных знаний или квалификации.

А тем временем страна нуждается в строителях, агрономах, сварщиках, швеях, медсёстрах, ветеринарах, механиках, электриках и т. д. Вы только вдумайтесь в эти цифры: в Кыргызстане ежегодно количество студентов вузов составляет от 220 000 до 230 000, а учащихся профессиональных учебных заведений насчитывается всего около 30 000. И это при том, что востребованность таких специалистов чрезвычайно высока не только в Кыргызстане, но и в России, и даже за рубежом.

Поверьте мне, я живу уже 20 лет за границей и знаю, о чём говорю, — наиболее востребованные на европейском и американском рынках труда именно рабочие различных специальностей с большим опытом работы. Например, в Новую Зеландию и в Австралию легче всего иммигрировать высококвалифицированным рабочим. Да этот факт и не требует доказательств, ведь в каждой семье есть «высокообразованные» родственники, которым в России пришлось заново на практике обучаться и трудоустраиваться именно по рабочим специальностям. А сколько кыргызов с «высшим» образованием работает в той же Америке кровельщиками, строителями, сварщиками и т. д. Так стоит ли убивать годы жизни и тратить с трудом заработанные деньги на совершенно ненужные дипломы? На мой взгляд, это явный парадокс. Такое впечатление, что все «стоят на голове», и только жизненные реалии заставляют людей заново «вставать на ноги».

К сожалению, для кыргызов это просто невообразимо, если их сын или дочь приобретут реальную профессию и по-настоящему научатся чему-либо. А что скажут родственники, друзья, соседи?! Это же позор! Пусть лучше родители истратят массу денег, а дети — годы жизни, но они не упадут в глазах окружающих! А спрос рождает предложение, и вот уже как грибы растут пресловутые «академии», «университеты», «колледжи» и т. д. и т. п. Кыргызстан уже побил все рекорды по количеству вузов на душу населения. Цифры просто поражают — 54 вуза в такой сравнительно маленькой стране. Скоро, я думаю, можно уже будет говорить о тотальном всеобщем высшем образовании.

Хочешь не хочешь, а сравнивать приходится: в советское время все вузы в стране можно было пересчитать по пальцам; отбор в них проходил достаточно жёстко; количество студентов регулировалось и планировалось в соответствии с потребностями общества; качество и стандарты обучения оставались достаточно высокими. А что происходит сейчас: отбор практически отсутствует — плати и учись; полная анархия в наборе студентов, работает коммерческий принцип — больше набрано студентов, значит больше денег. При этом совершенно не берутся в расчёт интеллектуальные, материальные и инфраструктурные возможности новоявленных «вузов». О каком качестве обучения в таких условиях можно говорить?!

Пора задуматься и о том, что подавляющая часть молодых людей в 17-18 лет в силу физиологической и социальной незрелости не в состоянии сделать сознательный выбор профессии с учётом своих возможностей. И именно родители с их опытом, реальным и зрелым восприятием жизни должны помочь детям сориентироваться и сделать правильный выбор не в угоду своим амбициям и тщеславию, а с целью дать им надёжный фундамент для самостоятельной и независимой жизни. А высшее образование никогда не поздно получить. Оно требуется тогда, когда человек, во-первых, хочет и готов учиться; во-вторых, имеет достаточный уровень общего образования; в-третьих, нуждается в дополнительных знаниях; в-четвёртых, верит, что это поможет его карьерному росту; в-пятых, ему гарантировано трудоустройство по избранной специальности. А самое главное, он должен сам, независимо, без «финансовой» или коррумпированной поддержки сдавать все тесты и экзамены и в результате получать требуемый уровень знаний и профессиональной квалификации.

Уважаемые родители, подумайте, что для вас важнее — мещанское, обывательское мнение ваших родственников и друзей или благополучие ваших детей?! Помогите своим детям по-настоящему встать на ноги, а не способствовать и поощрять их «стояние на голове». Ведь в конечном итоге такое неестественное «стояние» просто неудобно и затратно не только для них, но и для вас и вашего кошелька. Да и потом, «с головы падать» не только неудобно, но можно и «ушибиться». Каково это молодому человеку с «престижным» дипломом становиться водителем такси? А на большее он ведь не способен, его ведь ничему не научили! От осознания своего социального банкротства, от последующих материальных проблем, от стрессов молодые люди начинают злоупотреблять алкоголем, азартными играми, а в результате — семейные неурядицы и разбитые судьбы.

Именно поэтому я обращаюсь к вам, РОДИТЕЛИ, если вы НЕ УВЕРЕНЫ, что ваше чадо готово 5 и более лет без ваших денежных субсидий, абсолютно независимо учиться в каком-либо вузе и потом успешно трудоустроиться, то БУДЬТЕ РЕАЛИСТАМИ — дайте возможность детям научиться настоящему делу. Дайте им шанс жить и выживать самостоятельно, честно и продуктивно работать и гордиться своими достижениями. Дайте шанс молодым семьям выстроить взаимоотношения, основанные на уважении друг к другу, равном партнёрстве, на самодостаточности и уверенности в будущем. Дайте своим детям возможность научиться крепко стоять на собственных ногах, а не опираться до конца дней на ваши натруженные плечи. Не культивируйте из них изначально социальных инвалидов, неудачников и трутней. Только задумайтесь, сколько разрушенных семей можно при этом избежать? Сколько молодых мужчин не станут алкоголиками только от осознания своей никчёмности? Скольким детям придётся расти в полноценных, счастливых семьях, где и папа и мама честно работают и могут обеспечить им достаточно высокий уровень жизни? Пусть дети учатся настоящей жизни и строят её согласно своим способностям, интересам и возможностям. И чем раньше они научатся этому, тем лучше для всех и прежде всего для вас — родителей.

Онола ДЕРБИШЕВА-МАКГИДИ,
доктор философии.
Новая Зеландия.






Добавить комментарий