Main Menu

Реформа СМИ: перспективы и риски

Региональная журналистика стоит на пороге значительных перемен. Программа реформирования, объявленная правительством и разработанная в стенах Департамента информации и массовых коммуникаций при Министерстве культуры, информации и туризма, готова к внедрению.

Тема не рядовая и напрямую касается информационной безопасности страны, укрепления диалога между местными органами власти и населением, правильного понимания жителями регионов государственной политики. По этому поводу редакция «СК» обратилась к экспертам в области массмедиа Игорю Шестакову и Алмазу Исманову и попросила их оценить возможности предстоящих изменений в работе региональной журналистики.

Сократить и обновить

Но сначала кратко о реформе. Согласно данным Департамента информации, в подчинении этого ведомства находятся шесть областных государственных телерадиовещательных организаций и общественная региональная телерадиокомпания «Ынтымак», 12 областных, 34 районные газеты, издательства журналов «Байчечекей» и «Кырчын», редакция республиканской газеты «Жеткинчек». Государственные районные газеты функционируют не везде, неохваченными остаются шесть районов страны. Реформирование предполагает исправить этот недочёт.

Главные причины изменений — недостаточность средств для обеспечения полноценной работы изданий в регионах и изменение существующего контента. Надо отметить, что после развала Советского Союза болезненным вопросом для СМИ, впрочем, как и для всей страны, стал поиск источников доходов. В Бишкеке, Оше и ряде других городов за счёт активной экономической жизни появились частные издания и интернет-редакции, а со временем политики стали открывать собственные информационные порталы, газеты и телеканалы, осознав, что это сильный инструмент в борьбе за влияние на умы сограждан. Но в регионах местная экономика достаточно слабая, чтобы предприниматели оказались заинтересованы в широкой рекламе в местных СМИ или в открытии собственных редакций. Поэтому обеспечение населения информацией осталось в ведении государственных газет и телевидения.

Кстати, что касается нашей редакции, то в программе реформирования с удивлением прочитали, что «СК» отнесли в список государственных изданий, финансируемых за счёт бюджета. Странно, что в Департаменте информации даже не знают, что все затраты по коммунальным платежам, изданию, выплате заработной платы, обновлению оргтехники редакция несёт сама, не получая из казны ни тыйына. Но это так, к слову.

Бюджетных средств, выделяемых государством для региональных печатных изданий, оказалось не так много. В результате имели место: слабая техническая база, низкие зарплаты сотрудников, отсюда проблемы с молодыми кадрами. «Основная цель реформы — способствовать становлению ограниченного количества государственных СМИ как полноценных устойчивых и конкурентоспособных игроков на медиарынке, которые в будущем смогут обеспечивать себя при минимальном или полном отсутствии финансирования из республиканского бюджета», — говорится ещё об одной важной задаче предстоящих изменений в программе, подготовленной Департаментом информации. Как видим, экономика диктует свои условия даже в вопросах стратегической безопасности.

Итак, на основе реформирования региональных государственных средств массовой информации решено сократить значительную часть штатных единиц где-то процентов на 20. Предлагается создание региональных медиацентров на базе государственных областных телерадиокомпаний с наличием нескольких платформ в виде ТВ, пресс-центра, новостного веб-сайта, газеты и онлайн-вещания. Районные газеты преобразуют в корреспондентские пункты, где смогут работать два человека. Их оснастят ноутбуком, мобильным телефоном, Интернетом. Корреспонденты станут постоянно объезжать район и направлять в медиацентры информацию и видео для размещения на областном ТВ, веб-сайте, в виде SMM и показе через онлайн-вещание. Самые интересные и важные материалы попадут на страницы газет. Такие издания планируют выпускать еженедельно.

Пилотный проект пока внедряют в трёх областях: Баткенской, Джалал-Абадской и Таласской. Вторым этапом охватят остальные области республики.

Перспективы и риски

Наши медиаэксперты Игорь Шестаков и Алмаз Исманов уверены, что потребность в обновлении работы региональных изданий назрела уже давно.

— Жизнь меняется, появляются новые возможности передачи информации, СМИ становятся всё более виртуальными. А нехватка средств не позволяла региональным редакциям идти в ногу со временем, — считает И. Шестаков. — Но вопрос касается информационной безопасности страны. И важно, чтобы в результате реформирования жители сёл и отдалённых районов получили свободный доступ к отечественным газетам, порталам. Особенно это злободневно в приграничных регионах, где медиапространство заполняется телевещанием из сопредельных государств и население формирует своё понимание текущих событий на основе получаемой информации оттуда. В целом государству нужно внимательно отслеживать, как идёт реформа. Если у населения появятся проблемы с доступом к изданиям, то нужно обеспечить доставку в такие районы таких уже зарекомендовавших себя газет, как «Слово Кыргызстана», «Кыргыз Туусу».

Солидарен с точкой зрения, что от проводимой реформы зависит информационная безопасность страны, и другой собеседник редакции Алмаз Исманов:

— У нас ещё не всё хорошо с охватом населения цифровым телевидением. Люди в регионах жалуются, что очень часто сигнал пропадает, характерно подобное, например, для Джалал-Абадской области. Многие частные телекомпании в регионах финансово не смогли потянуть вещание в «цифре» и закрылись, тем самым сократился объём информации. Тогда как на юге телевизоры очень хорошо ловят пакет соседнего узбекского цифрового вещания, куда входят 20 телеканалов, — отмечает А. Исманов. — Моё мнение, что пока не стоит идти на столь радикальный шаг и повсеместно закрывать ещё и газеты.

Возможно, вначале следовало провести слияние районных изданий, укрепив наиболее рентабельные. Да и двух человек в штате каждого медиацентра крайне мало, чтобы выполнять тот объём работы, который на них возлагается.

Надо брать в расчёт и то, что Интернет хорошего качества есть не во всём Бишкеке или Оше, что же тогда говорить о глубинке. Что касается распространения новостей через мобильный Интернет, то, выезжая в регионы, всегда обращаю внимание, какие у людей телефоны. У большинства кнопочные, смартфоны — лишь у представителей бизнеса, чиновников, студентов. К тому же мобильный Интернет дорогой и не всегда люди будут тратить средства на просмотр информации. Поэтому газеты в глубинке востребованы. А резкое закрытие редакций может привести к информационному вакууму в регионах. И здесь уже пора вступить в дело профильным специальным службам и проверить сию реформу на предмет подрыва информационной безопасности страны. Лучше поздно, чем никогда.

Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий