Main Menu

Каково жить без паспорта?

Люди остаются без документов по разным причинам (утеря, миграция, развод и др.), а потом долгое время не могут их восстановить. В Кыргызстане живут тысячи лиц без гражданства и документов. Сегодня они пытаются вернуться к нормальной жизни, но сталкиваются с большими препятствиями.

В их числе жители новостройки «Келечек», с которыми встретилась группа журналистов во время пресс-тура, организованного Центром защиты детей.

В семье 26-летней Оли уже четыре поколения живут без документов. Как рассказала девушка, изначально у её бабушки и дедушки паспорта имелись, и они являлись полноценными гражданами Кыргызстана, но затем из-за материальных трудностей в поисках работы уехали в Казахстан, где родилась их дочь, то есть мать Оли. «Свидетельство о рождении мама получила уже казахское», — объясняет она.

Через какое-то время семья мигрантов вновь вернулась в Токмок. А когда мама Оли повзрослела, то опять переехала в Казахстан к двоюродной сестре. «Там она получила казахский паспорт, вышла замуж. Когда появилась я, то мне тоже выдали свидетельство о рождении соседней страны. Далее отношения родителей разладились, и они развелись. После чего бабушка с дедушкой забрали нас с мамой в Кыргызстан. Тогда мне исполнился годик, и всего, что происходило, конечно, не помню», — делится Оля.

Проблемы с документами начались с того, что Олина бабушка попала на четыре года в тюрьму за воровство, на которое толкнула нужда. «Времена были тяжёлые. Когда её освободили, паспорт обратно не вернули. Положено ли так, опять-таки не знаю», — разводя руками, говорит Оля.

Об отце, который также является гражданином Казахстана, девушка тоже ничего не знает. Попытки найти его оказались безуспешными. И сегодня приходится испытывать многочисленные трудности из-за доставшихся ей в наследство проблем с документами. «Хотелось бы получить паспорт и устроиться на хорошую работу. Взять в дальнейшем кредит, чтобы встать на ноги. У нас с мужем пока нет собственного жилья, мотаемся по съёмным квартирам. Прописана я пока у бабушки. Ещё я не могу никуда выехать без паспорта, навестить своих родственников в Казахстане, России», — делится Оля.

Не имея документов и места постоянного проживания, она и все члены её семьи оказываются вне системы здравоохранения. К тому же страдать из-за отсутствия документов стали уже две дочки. «Они появились на свет здесь, но свидетельств о рождении у них нет из-за моих проблем с паспортом».

Старшей дочери Оли пришлось поменять две школы из-за переездов родителей. С подготовительного по 3-й класс она училась в селе Бирлик, где ранее проживала её семья. «В этой школе был очень хороший и понимающий директор. Она не трогала нас три года, говорила: «Как получится, сделаете документы». Но нам пришлось переехать в другое село. Вот и перевели ребёнка сюда. Тут директор уже другой, очень строгий, и учителя такие же. Чуть ли не каждый день требуют документы, пугают, что выгонят ребёнка из школы или отправят в интернат. Я не знаю, что делать. Мы уже хотели на мужа как на отца-одиночку деток оформить. Но и с этим не получилось. Уже шесть лет я пытаюсь получить документы. В своё время обратилась в отдел паспортизации и регистрации населения Аламединского района. Собрала кучу бумаг по совету тогдашнего зампредседателя паспортного стола, согласившейся помочь мне. «Будем определять твоё гражданство», — сказала она. В итоге комиссия присвоила мне статус лица без гражданства. А таким, как мне сказали, паспорт не положен. Тут же в паспортном столе мне посоветовали обратиться в казахское посольство за помощью. Жду всё это время, ответа нет», — рассказывает девушка.

Как сообщила присутствующая в этой новостройке социальный работник Центра защиты детей Кумар Эргешова, при организации действуют четыре консультативных центра. «В прошлом году в них обратилось более 900 человек. В основном с проблемами получения документов — паспортов и свидетельств о рождении».

По словам Кумар Эргешовой, большим препятствием является городская прописка. Многие внутренние мигранты не могут оформить без неё свидетельства о рождении своим детям, родившимся в Бишкеке. Документ выдаётся только по месту прописки. А ехать ради него в родной город не у всех есть возможность. В результате люди не могут получить гарантированные госуслуги — к примеру, образование. Во многих школах отказываются принимать детей без документов. Имеется приказ Министерства образования 2008 года о том, чтобы детей без свидетельства о рождении брали в школу, однако при этом в течение одной четверти, то есть трёх месяцев, родители обязаны оформить своему ребёнку документ. На это времени очень мало, иногда на восстановление документов уходит год», — говорит Кумар Эргешова.

Благодаря усилиям Центра защиты детей в прошлом году в школу устроено 50 мальчиков и девочек, не имевших документов. «Я думаю, пора менять систему, ребёнок не должен страдать из-за проблем своих родителей», — считает Кумар Эргешова.

Она также сообщила, что в последнее время количество работающих детей значительно сократилось.

Здесь, в новостройке «Келечек», центр ежедневно организовывает горячее питание для детей из уязвимых семей.

Посетили мы ещё одну новостройку «Калыс-Ордо», где половина жителей не имеют паспортов из-за проблем с оформлением дома и соответственно пропиской в нём.

Как рассказала местная жительница, она уже несколько лет, как и её соседи, не может получить красную книгу на дом. Поскольку стоит она дорого — 6 300 сомов, и такие расходы ей не по карману. «Было бы хорошо, если бы взнос отменили. Мой сын в следующем году окончит школу и должен поступать. Без паспорта его не примут. А получить его без красной книги и прописки он не сможет», — поделилась женщина.

Ещё один житель «Калыс-Ордо» рассказал, что сталкивается с такими же трудностями: «Семья у нас большая, и все практически без документов. Пытался получить красную книгу. Меня отправили в госрегистр за индексным номером. Там мне его не дали, поскольку у меня имеется только разрешение на землю, и перенаправили в отдел документационного обеспечения и контроля мэрии. Оттуда отфутболили в архив. Куда ещё обращаться, не знаю. 15 лет тут живём без паспортов. Дети уже выросли, должны поступать в университет, а документов у них нет».

Аида ШИРИНОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий