Main Menu

Такая трагедия нам не грозит?

Мысль об этой статье появилась после случившейся страшной трагедии в Кемерове, где обычный поход в кино стал последним для десятков невинных людей, большая часть из которых дети. Во время сеанса тогда в торгово-развлекательном центре разгорелся пожар. В огромном здании с сотнями посетителей не сработала противопожарная система, заблокировались автоматические двери. Цена ошибки техники и наличия быстрогорящих материалов (таких как цветные поролоновые кубики) — человеческие жизни.

В этой связи появился вопрос: «Застрахованы ли наши торгово-развлекательные центры, каких сейчас уже немало, от такой беды?» Ведь детские площадки и кинозалы в них также расположены на верхних этажах, а коридоры и выходы очень узкие.

В вопросе безопасности зданий столицы «СК» разбиралась с лучшими архитекторами страны.

Как рассказал доктор архитектуры Кыргызско-Российского Славянского университета имени Б. Ельцина Юрий Смирнов, среди распространённых ошибок — неправильно установленные двери. По противопожарным и строительным нормам и правилам открываться они должны наружу, но на деле смотрят в другом направлении. — Сейчас строительные бригады часто допускают такую нелепую и опасную погрешность. Она есть и в ночных клубах. Ни в коем случае двери не должны открываться внутрь и препятствовать экстренной эвакуации людей в случае пожара и любого другого чрезвычайного происшествия. Особенно в зданиях с большим потоком людей. Также должно быть несколько выходов, в том числе запасных, чтобы люди не скапливались в одном месте.

По словам Юрия Смирнова, трагедия в Кемерове показала, что необходимо следить и за освещением, исправностью электрических проводов и розеток. Ведь электрические двери в кинозале заблокировались из-за замыкания, в результате чего были жертвы. — После этого события у нас в вузе прошло совещание. И затем мы провели с нашими студентами — будущими архитекторами — специальное занятие по пожаробезопасности. На встречу пригласили экспертов архитектуры, которым они задавали интересующие их вопросы. Кстати, эта лекция продемонстрировала, что наши студенты уже замечают элементарные ошибки в зданиях. Но, к сожалению, владельцы общественных заведений, даже зная о них, то ли из-за дефицита времени или денег, то ли из-за отсутствия желания эти погрешности не исправляют.

— Наверное, чувствуют безнаказанность, поскольку к ним не применяют ужесточённых мер, штрафов? — поинтересовалась я у Юрия Николаевича.

— Скорее всего да. Поэтому я всегда говорю, что мы должны быть принципиальными. Необходимо постоянно напоминать руководству о строительных ошибках в их зданиях, настаивать на их устранении, — ответил Юрий Смирнов.

Говоря в целом о безопасности общественных помещений, он отметил, что в большей степени серьёзных нарушений противопожарных и строительных норм и правил в них нет. Поскольку большая часть архитекторов страны обладает этими знаниями. К тому же ведётся постоянный контроль за пожарным состоянием. И в целом стройпроекты проходят тщательную экспертизу.

Однако при этом в некоторых зданиях, помимо неправильно установленных дверей, наружные рекламные растяжки не пропускают свет, превращая их в темницы. — Даже на первых этажах темно. Случись в них не дай бог пожар, люди, так же как и в Кемерове, не смогут ничего видеть и жертв может оказаться не меньше. Поэтому на всех уровнях надо поднимать тревогу для исполнения всех строительных, противопожарных норм.

— Какой в идеале должна быть система пожаробезопасности? — спросила я у архитектора.

— С хорошими проходами и незагруженными выходами. Необходимо обилие не механических, а естественных путей. К примеру, в ЦУМе есть не только эскалаторы, но и широкие рабочие лестницы, которые не закрывают. Важны просторные выходы в разных концах здания, — говорит Юрий Смирнов.

По его словам, когда много электроприборов, техники, некачественных быстрогорящих стройматериалов, повышающих риски пожара, важна подготовка людей к возникновению чрезвычайных происшествий.

— В нашем вузе факультет МЧС возобновил учения. На последней такой репетиции студенты показали хорошие навыки. Кстати, здание КРСУ — одно из немногих — построено по всем нормам. А вот в некоторых других университетах нет необходимого числа выходов, широких коридоров, часто корпуса не предназначены для студенческих занятий, — рассказал Юрий Николаевич.

В завершение разговора архитектор выразил желание, чтобы проверки на пожаробезопасность зданий проводились более тщательно.

— Зачастую при плановых осмотрах у нас требуют план эвакуации. Смотрят на наличие огнетушителей и их количество. Но чаще всего это формальность, — подытожил Ю. Смирнов.

Изучение безопасности торгово-развлекательных центров столицы навело меня на информацию о разработке новых строительных норм и правил (СНиП), специально созданную Госпроектным институтом градостроительства и архитектуры Госархстроя. Как рассказал его директор Жыргалбек Асаналиев, соответствующее поручение дано правительством ещё в прошлом году. В группу разработчиков вошли представители МЧС, противопожарных служб, архитекторы.

— Существующие СНиП остались ещё со времён Советского Союза. И после обретения независимости он не сильно изменился. Однако сейчас время выдвигает новые требования. И с учётом всех сегодняшних реалий мы актуализируем и обновляем СНиП, изучая опыт наших соседей. Первые версии уже опубликованы на сайте ключевых ведомств и проходят обсуждение, — пояснил он.

Когда эти новые нормативы вступят в силу, то проверяющие эксперты могут проводить анализ не только строящихся, но и уже возведённых зданий.

По мнению Жыргалбека Асаналиева, торговые центры стали другими. — Сейчас они многофункциональные. В них имеются магазины, кинотеатры, рестораны, детские площадки, в общем масса всего. Но это не только у нас, по всему миру так. Поэтому надо привести их работу в порядок согласно требованиям. К детским местам развлечения они одни, к местам массового скопления посетителей — другие. И такие принципиальные вопросы, как: на каких этажах допустимо их расположение, сейчас обсуждаются экспертами, — подытожил он.

Аида ШИРИНОВА.
Фото автора.






Добавить комментарий