Main Menu

Как стать счастливым. Метод Джумабекова

В это воскресенье, 20 мая свой профессиональный праздник отмечают травматологи и ортопеды всего мира. Интервью с академиком, профессором, директором Бишкекского научно-исследовательского центра травматологии и ортопедии Сабырбеком Джумабековым проходило вечером. Было видно, что собеседник утомлён сложным трудовым днём: несколькими операциями и консультациями пациентов. Усталость читалась в глазах, в напряжении тяжёлых век, в сдержанности движений. Но когда хирург начал говорить о профессии, призвании врача — постепенно облик его менялся, появилась живость в лице, интонации заиграли в голосе, загорелись глаза. «Я считаю себя счастливым человеком, потому что правильно выбрал профессию. Это моя жизнь», — заметил в нашей беседе доктор. У людей будни измеряются величинами, связанными с их профессиональной деятельностью. У водителя — количеством маршрутов, у дорожников — километражем отремонтированных дорог, у журналистов — написанными материалами. Для врача — это число излеченных больных. Профессор Джумабеков ежедневно консультирует 60-70 человек, плюс пациенты в отделении. Каждый день проводит по нескольку операций, за месяц их насчитывается до 200, в год до 2 500. Прибавьте к этому занятия с аспирантами и научную деятельность, работу над изобретениями. График неимоверно плотный. И в таком беспощадном режиме, где учитывается каждая минута, доктор живёт как минимум 20 лет.


— Что же заставляет вас находиться в столь напряжённом ритме?

— Необходимость приносить пользу своими знаниями, способностями. Такое чувство изначально заложено в людях нашей профессии: помогать тем, кто нуждается в нас. Причём делать это бескорыстно. В 1980-х годах, когда я учился, никто не предполагал, что медицина станет коммерческой. В советское время она считалась и на деле была бесплатной. Осознание своего профессионального долга закладывалось нашими учителями. Перед нами стояла одна цель — стать хорошими врачами. А с наступлением капитализма пришло понимание, что здоровье человека стоит больших денег, и медицина стала коммерческой. Молодёжь, что приходит в профессию сегодня, это очень хорошо понимает. Но мораль не позволяет мне измениться. Я, как академик, могу назначить за свою консультацию 1 000 сомов. Но я этого не делаю. И знаю немало хороших специалистов — простых врачей, профессоров, — мыслящих так же. Внутреннее состояние не даёт нам преступить те принципы, которым нас учили наши педагоги.

— Вы добились больших результатов в своём деле, признания, смогли внедрить многие свои изобретения, открытия. Что вам интересно сегодня в профессии?

— Для меня по-прежнему важно помогать своим пациентам. Очень много поступает сложных больных, а после удачно проведённой операции человек получает возможность вернуться к полноценной жизни. Вот это для меня интересно. Вся моя жизнь проходит в больнице. Домой прихожу только переночевать, а порой остаюсь на ночь здесь, если того требует дело.

— Откуда берёте силы, чтобы выдерживать такие нагрузки?

— Каждый день по вечерам стараюсь пробегать по 10 километров. Спорт меня и стимулирует, и мотивирует. Заметил, если не бегаю, начинаю плохо себя чувствовать, быстро устаю. После трёх-четырёх операций появляется слабость, истощение, тянет в сон. А пробежки держат в тонусе. Недавно участвовал в международном Иссык-Кульском марафоне. Люблю плавать, велопрогулки. Могу в горы уйти на 4-5 часов. Поднимаюсь вверх, дышу свежим воздухом. Такое проведение свободного времени для меня самое большое наслаждение. Это даже не хобби, это необходимость для того, чтобы работать дальше. Большое значение имеет, конечно же, поддержка семьи, где понимают мой график и особенности работы.

— Какие заболевания в сфере ортопедии и травматологии характерны для Кыргызстана?

— Очень много поступает тяжёлых пациентов после автоаварий. Порой людей приходится собирать по частям. В некоторых случаях медицина оказывается бессильна. К нам привезли девушку после ДТП с травмами, несовместимыми с жизнью: разрывы внутренних органов, многочисленные переломы. Два дня мы боролись за неё, но начались необратимые процессы и она умерла. Такое тоже случается.

Немало ортопедических заболеваний. С ними к нам попадает большое число детей. Такие болезни связаны с врождёнными недугами, возникающими из-за урогенитальных инфекций у родителей, анемии, внепланового зачатия. Нашим людям нельзя забывать, что рождение ребёнка нужно планировать, готовиться к этому важному шагу, посещать во время беременности врачей, следить за своим здоровьем, проходить исследования, не принимать бесконтрольно различные препараты. У нас пока население этого не понимает. Поэтому очень много рождается детей с инвалидностями, сложными заболеваниями.

— Вы рассказали, что за все годы работы провели около 27 тысяч операций. Какие случаи остаются в памяти?

— Для начала хотел бы отметить, что для меня нет лёгких и простых операций. К любому случаю готовлюсь основательно, изучаю научную литературу. Объясняю пациентам, как пройдёт операция, какие конструкции поставлю. Но порой возникают такие ситуации, когда от того, насколько быстро ты примешь решение, зависит жизнь человека. Это произошло несколько лет назад. В Бишкеке шёл саммит ШОС. К нам поступил мальчик с переломом позвоночника, упал с пятого этажа. Операцию провели быстро, поставили имплант позвонка, но из-за потери крови больной умирает. Срочно нужна кровь. Но её из-за саммита держат на случай возможной чрезвычайной ситуации. У мальчика 1-я группа, у меня тоже. Тогда я начинаю прямое переливание. Хотя по закону у нас такое запрещено. В тот момент я про это долго не раздумывал. Когда у меня взяли 500 миллилитров, у мальчика появилось давление. После этого анестезиолог также даёт свою кровь, и так мы спасли жизнь пациенту. Сейчас он полностью восстановился, ходит, двигается.

— Вы решительный человек от природы или этому научила профессия?

— Во всём старался быть первым с детства. И в школе, и в занятиях спортом. Всего достиг через труд, и не просто труд, а фанатичный труд. Окончил кыргызскую школу, а когда поступил в мединститут, плохо знал русский. Поэтому усиленно изучал и латинский, и русский, и спецпредметы.

Когда учился в Крымском медицинском университете в аспирантуре, больше всех оперировал, писал научные статьи, больше всех вносил рационализаторские предложения. Специально ходил на математический факультет на курсы по черчению. Когда разрабатываю конструкции для лечения ортопедических заболеваний, всё рассчитываю и создаю чертежи сам.

До сих пор продолжаю учиться, много читаю научной литературы, слежу за тем, как развивается ортопедия и травматология в мире. Учу своих учеников: нельзя останавливаться на достигнутом, нужно постигать профессию дальше, развиваться. Вот тогда достигнешь хороших результатов.

— В каком состоянии находится ортопедия в Кыргызстане?

— Могу уверенно сказать, что мы идём в ногу с самыми современными мировыми достижениями. Для этого 3-4 раза в год езжу на международные значимые симпозиумы, конгрессы, где звучит информация о самых последних наработках в этой области. Все новые технологии, будь то методики лечения, внедрение современных конструкций, везу в Кыргызстан. Чтобы наши граждане получали доступ к лечению, как и жители той же Европы, США. Много сам вкладываю, друзья помогают приобретать оборудование, конструкции. По линии различных программ к нам приезжают специалисты из Японии, Южной Кореи, Турции, США, видят, какие мы проводим операции, результаты лечения, наше оборудование. Говорят: «Нам нечему вас учить. Давайте сотрудничать». После этого идёт обмен знаниями.

Мои ученики работают на юге страны, проводят сложные операции. Специалистов хватает. Одно время сам много ездил в Ош, оперировал. Мне важно было подготовить специалистов на местах.

Дмитрий ОЗЕРОВ.

P. S. Когда я уходил от профессора Джумабекова, несмотря на то что рабочее время уже давно закончилось, его в приёмной ждали пациенты. Я знал, что доктор их примет. Он понимает, что через дверь его кабинета для многих из них начинается путь в здоровую жизнь.






Добавить комментарий