Main Menu

Оптимистический прогноз АБР. Бюджетный дефицит сократится

Благодаря новому экономическому курсу правительства, направленному на сдерживание расходов, совершенствование налогового и таможенного администрирования как результата вхождения Кыргызстана в ЕАЭС, к 2019 году наша страна сократит дыру в бюджете до 2,5% от ВВП (сегодня 3,2%).

Это станет возможным, потому что в республике уже несколько лет подряд народная казна увеличивается более высокими темпами, чем растёт внутреннее валовое производство.

Напомним: ВВП поддерживается в основном швейниками, агропереработчиками и в некоторой степени строительными фирмами. Что касается спроса, то растущие с каждым годом переводы денег трудовых мигрантов своим семьям гарантируют в долгосрочной перспективе повышение доходов ряду домохозяйств, особенно в сельской местности, что приводит к увеличению потребительского спроса. По мнению директора постоянного представительства АБР в Кыргызстане Кэндис МакДэйган, денежный поток от мигрантов в 2018-2019 годах увеличится ещё на 25%. Чтобы верно представлять нынешнее экономическое положение нашей страны, необходимо сравнение: с соседними странами, партнёрами по Евразийскому союзу, СНГ, государствами Центральной Азии, да и вообще неплохо бы сопоставить себя с глобальной мировой экономикой. Надо чётко уяснить, что Кыргызстан — совсем не большая страна, живущая в окружении стран-гигантов, поэтому наше благополучие во многом зависит от экономической политики прежде всего Казахстана, затем и России.

Сегодня в соседней стране полным ходом идёт диверсификация производственной деятельности, особое внимание правительство Казахстана уделяет реализации проектов государственно-частного партнёрства. Инфляция в этой республике замедлила свой бег — подросли мировые цены на нефть; по словам экспертов, обменный курс тенге полностью стабилизируется лишь к 2019 году.

В Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане наблюдается сильный производственный рост, прогнозы АБР в отношении этих стран тоже оптимистичные.

Приведённые выше цифры и факты были озвучены на презентации очередного отчёта по развитию Азии. Это основная публикация (в электронном виде, на бумажные варианты Азиатский банк предпочитает не тратиться). Тема текущего года — влияние современных технологий на создание рабочих мест.

Технический прогресс во вред?

«За последние четверть века мировое технологическое развитие трансформировало двухмиллиардную армию работников на рынки труда в Азии, способствуя созданию ежегодно 30 миллионов рабочих мест в секторах промышленности и услуг, способствуя сокращению бедности в этом регионе, увеличению заработных плат», — говорится в отчёте.

Его презентовала эксперт Гулькаир Тентиева (постоянное представительство АБР в Кыргызстане). Она предупредила, что в скором времени некоторые специальности вообще исчезнут в Азиатском регионе из-за автоматизации производственных процессов. Исследование показало, что в преддверии прорыва в таких областях, как робототехника и искусственный интеллект, можно остаться на плаву и уверенно смотреть в будущее, не боясь потерять источник существования, только если своевременно побеспокоиться о том, чтобы не применять автоматы по всей цепочке создания добавленной стоимости, а только тогда, когда подобная замена человека механизмами экономически оправдана, целесообразна.

Растущий потребительский спрос, являющийся результатом повышения производительности труда (без внедрения новых технологий никак не обойтись), компенсирует исчезновение некоторых видов работ, создаст импульс к зарождению новых профессий. Они уже появились в ИКТ, вскоре займут ведущие места в сфере образования и медицины, а также финансов, страхования и недвижимости.

Виды работ, требующие выполнения несложных, повторяющихся рутинных задач, люди, не имеющие соответствующего образования или подготовки для перехода в другие профессии, обязательно столкнутся со снижением своей заработной платы. Это усугубит неравенство, которое в последние десять лет увеличивается быстрее, более чем в 2,5 раза в сравнении с общей годовой занятостью трудящихся.

Эксперты АБР рекомендуют правительству Кыргызстана заблаговременно заняться решением этой проблемы, которой не избежать ни государствам Центральной Азии, ни Закавказья (то есть территориям, где работает АБР). Путь к будущему трудоустройству — образовательные курсы с использованием компьютерных алгоритмов, следует также изменить школьные занятия, сделать их ближе к практическим запросам.

Достижения Кыргызстана в области биометрической идентификации поспособствуют не только сохранению конфиденциальности личных данных населения страны, но и повысят эффективность программ современной социальной защиты, то есть она должна стать строго адресной, а работа по трудоустройству граждан — более гибкой, с обязательным отслеживанием результатов.

Правительство Кыргызстана активно проводит начатые реформы, поддерживает экономическую диверсификацию через цифровую трансформацию. Это высокотехнологическая программа, её успех зависит от применения новейших технологий, умных решений, привлечения талантливых специалистов в сферу управления и ИТК.

Для достижения объективной оценки эксперты АБР сравнили экономические показатели Кыргызстана с данными пятилетней давности. Вот что получилось. В прошлом году рост ВВП нашей республики достиг 4,6% по сравнению с 4,3% в 2016-м, и это несмотря на дополнительные финансовые траты, связанные с выборами Президента. Постарались промышленники, помогли переводы трудовых мигрантов. Инфляция увеличилась до 3,2%, зато дефицит счёта текущих операций сократился до 4,8% от ВВП (в 2016 году было 11,6%).

В 2017-м сельское хозяйство подросло всего на 2,2%, это меньше, чем в предыдущие годы. Темпы роста оптовой и розничной торговли также замедлились. Более высокий рост потребительских цен спровоцировали подорожание продуктов питания — на 4%, услуг — почти на 7%. Инфляция имела все шансы подскочить вверх, если бы не среднегодовое повышение курса национальной валюты по отношению к доллару.

Так, в минувшем году денежно-кредитная политика Национального банка Кыргызстана оставалась весьма осторожной, выбросы на рынок долларов производился лишь в целях смягчения резких колебаний обменного курса. Это позволило НБ сохранить учётную ставку на уровне 5%. Средняя ставка по депозитам снизилась на 2,1 процентных пункта — до 4,4%. Кредиты подешевели, их объём увеличился, а широкая денежная масса в обращении увеличилась на 17%, что несколько больше, чем в 2016-м. Несмотря на успехи в кредитно-денежной политике, долларизация экономики, по словам экспертов АБР, остаётся высокой: в конце прошлого года около 40% всех кредитов и почти 50% депозитов люди держали в иностранной валюте.

Дефицит счёта текущих операций сократился, что говорит об улучшении сальдо внешнеторгового баланса. Мы стали больше экспортировать за рубеж драгметаллов, а также овощей и фруктов, а закупать — нефтепродукты, стройматериалы, текстиль и товары народного потребления; импорт увеличился на 11,5%. На конец 2017-го международные резервы Нацбанка достигли $2,2 млрд., то есть республика могла жить, ничего не импортируя на свою территорию 4,4 месяца. Это хороший показатель. С укреплением сома внешний долг, включая заимствования под гарантию правительства, снизился, составив 94,9% от ВВП (сравните с цифрой 103,2% от валового внутреннего продукта годом ранее).

Прорыва не ждём

По прогнозу исследователей АБР, в текущем году рост экономики будет умеренным, не выше 3,5%, а потом, в 2019 году, восстановится до 4%. Замедленные темпы развития производства сельхозпродукции и сервиса с лихвой перекроят индустриальные предприятия, в частности в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, а также в электрической сфере.

Правительству удалось сократить дефицит бюджета до 3,2% по сравнению с 4,4% в 2016-м. Почти на треть от ВВП выросла доходная часть бюджета, а расходы остались на уровне предыдущего года. С учётом укрепления сома и повышения его курса государственный внешний долг сократился до 56% от ВВП (был 56,6%), внутренний долг составил менее 6% от валового продукта.

Этот показатель отчётного доклада АБР вызвал бурю эмоций и разноречивых высказываний. Журналистам стало известно, что депутаты Жогорку Кенеша подготовили законопроект, увеличивающий до 70% от внутреннего валового продукта размер внешних заимствований. “Мы сядем в долговую яму! Кыргызстан превратится в банкрота!” — подобные возгласы вызывали тревогу за будущее нашей родины, так как в мировой практике долг, соизмеримый с цифрой в 50% к ВВП, считается пределом. Кстати, об этом записано и в Бюджетном кодексе ЕАЭС, принятом в прошлом году.

Эксперты АБР успокоили: «Экономика Кыргызстана стабильно увеличивается, обязательства по внешним долгам Кыргызстан выполняет, к тому же международные финансовые институты предлагают льготные кредиты, в которых (как, к примеру, в АБР) половину сумм обязательно составляют гранты. Наша страна развивающаяся, поэтому ей выдают кредиты с большим сроком погашения и отсрочкой выплаты основной суммы и процентов. Опасаться не надо, ведь у правительства есть стратегия долгосрочного социально-экономического развития страны аж до 2040 года и более конкретная программа «Единство. Доверие. Созидание», рассчитанная на 5 лет. Как она отразится на общей социально-экономической ситуации в стране, время покажет. Мы внимательно будем следить за всеми изменениями».

Реформа в торговой политике

При обсуждении отчёта АБР возникли сомнения относительно достоверности цифр, использованных исследователями этого международного финансового института. Ведь, как известно, в Кыргызстане велик процент частных предприятий, работающих в тени. На что кыргызские чиновники ответили: в мировой практике подобные деяния носят название неформальной экономики. Полностью истребить её не удаётся ни одной стране в мире. Между тем в Кыргызстане правительственная программа перехода на «цифру» резко сужает возможности желающих работать в тени, не платить налоги в полном объёме. Счета-фактуры, поданные в электронном формате, ставят надёжный заслон всем махинациям. Собранные министерством экономики сведения говорят о том, что в последние годы так называемая неформальная экономика снизилась с 39%, зафиксированных в 2012 году, до 20-23% в текущем. Впрочем, в Министерстве экономики на носу новое исследование, которое проведут специалисты, выигравшие тендер. Дождёмся результатов.

Чтобы улучшить управление государственными инвестициями, поощрять местных «капиталистов» к вкладыванию своих кровных в инфраструктурные проекты, скажем, в энергетику, правительству необходимо прежде всего заняться профессиональной подготовкой кадров. Тогда бизнесмен сможет нанять квалифицированный штат работников, отвечающих современным требованиям. Полезной окажется и реформа в торговой политике, она позволит крестьянам и сельхозпереработчикам извлечь максимальную выгоду от преференций, которые предоставляет Российская Федерация по договорам, заключённым с её партнёрами в рамках Евразийского экономического союза.

Галина ЛУНЁВА.
Фото предоставлено АБР.



« (Previous News)



Добавить комментарий