Main Menu

Уроки памяти и мужества

Течёт река времени, минуло уже семь десятков лет с того незабываемого страшного дня, когда началась война. Много воды унесла река. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и сёл, появились новые поколения, но в памяти человечества 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж начала отсчёта долгих дней и ночей Великой Отечественной войны. 27 млн. советских людей погибли в ней, разрушено 1 710 городов и посёлков, взорвано около 37 тысяч промышленных предприятий, более 80 тысяч школ.

Память о той войне, самой жестокой в истории человечества, не подвластна времени, бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века. Проводниками той памяти сегодня выступают школьные учителя.

Одним из таких подвижников является заслуженный учитель КР, педагог столичной АУВК физико-математической школы-лицея №61 Демьян Алексеевич Шевцов. Уже пять лет он, преподаватель биологии, целеустремлённо проводит замечательные уроки исторической памяти, на его счету уже 200 таких патриотических диалогов с о школьниками разных классов. Педагог даже создал учебно-методический сборник подобных уроков для коллег из других школ, которые последуют его примеру, а таких уже немало. Мы побывали на одном из уроков памяти и мужества Демьяна Алексеевича, который он проводил с учащимися 8-го класса.

Как пояснил сам педагог, главную цель классного часа он видит в воспитании у ребят любви к Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, в закреплении и углублении исторических знаний, развитии и воспитании патриотических чувств на ярких примерах героизма армии, храбрости и мужества народа. Традиционно он начинает урок с вопросов к ученикам, а что такое война и какие слова ассоциируются у ребят с ней? Ответы последовали такие: боль, горе, слёзы, герой, патриот, кровь, пот, ужас, весна, подвиг, память и победа.

Учитель рассказал о плане нападения на СССР «Барбаросса», о том, как фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Фашисты затеяли смертоносную войну, имея прекрасно обученных, дисциплинированных солдат, их военный арсенал составляли 140 дивизий, 5,5 млн. человек, около 5 000 самолетов, свыше 3 000 танков. «Всё это двигалось на нас, на наших дедушек и бабушек, которые были молоды, как и мы с вами», — подчеркнул преподаватель.

Класс слушал его вдохновенный рассказ о том, как огромная страна вставала на смертный бой, как враз взрослели мальчишки и девчонки, уходя со школьной скамьи на фронт: «Юные безусые герои, юными остались вы навек, перед вашим вдруг ожившим строем мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причина, благодарность вечная вам всем, маленькие стойкие мужчины, девочки, достойные поэм». Вспомнил учитель, как сам мальчиком в далёком сибирском селе встретил известие о войне, как всей деревней провожали тогда мужчин на фронт, как уже спустя месяцы с опаской возле каждого дома встречали люди проходящего мимо почтальона, боясь, что принесёт он «чёрный» треугольник.

Демьян Алексеевич поведал о значимом вкладе кыргызстанцев в победу над фашизмом. На фронт из республики ушло более 350 тысяч человек, из них не вернулись свыше 150 тысяч, 76 наших отважных земляков удостоились звания Героя Советского Союза. С особенным вниманием дети слушали его рассказ о подвигах воинов-панфиловцев, их боевом командире — военкоме Киргизской ССР, генерал-майоре Иване Панфилове, сформировавшем легендарную 316-ю стрелковую дивизию. Рассказал он и своём друге-фронтовике Петре Никифоровиче Чеснокове, похоронку на которого дважды за годы войны приносили родителям. Но солдат «всем смертям назло» выжил после тяжелейших ранений и прожил затем долгую и наполненную яркими событиями жизнь.

Ребята вслед за учителем мысленно переносились в те суровые и грозные годы. Вот они слушают его взволнованное повествование о мемориале «Хатынь» в Беларуси: «Море, застынь, замрите в полёте, птицы, смотрит Хатынь, смотрит Хатынь вечным огнём нам в лица, смотрит живым нам в лица». 22 марта 1943 года большой отряд фашистских карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Её жителей — мужчин и женщин, стариков и детей выгнали из домов. Гитлеровцы обшарили каждую избу, каждый погреб, не укрылся ли там кто-нибудь. Затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Вдруг вспыхнуло пламя, немцы подожгли строение. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался выбраться из горящего ада. Кровавой расправой, учинённой фашистами, Хатынь была стёрта с лица земли, 149 человек погибли в огне, из них 76 детей. Из всей хатыньской детворы только два мальчика остались живы. Выбравшись из огня, они нашли спасение в лесу. Хатынь не одна — 186 деревень вместе с людьми сгорели дотла на земле Беларуси.

В тишине класса на экране вспыхивают кадры документального фильма «Первые месяцы войны», посвящённого Смоленской операции, проведённой советским командованием летом 1941 года. Это был период отступления, тяжёлых потерь, горьких испытаний. Фашисты уже заняли Минск, Ригу, Каунас и продолжали наступать в трёх направлениях: на Ленинград, Москву, Украину. Бои шли на фронте протяжённостью две тысячи километров. На Ленинград была нацелена треть всех фашистских войск. Наши бойцы встречали гитлеровцев на оборонительных рубежах под Лугой и Кингисеппом, шли бои у озера Ильмень, готовился к обороне непокорённый Ленинград. Его жители первыми создали народные ополчения. На юге тяжёлые оборонительные бои развернулись под Киевом. Героически сопротивлялись защитники Одессы. Больше двух месяцев держался город. Враг бросает главные силы на центральный участок фронта, намереваясь группой армий «Центр» окружить и уничтожить советские войска в районе Смоленска и двинуться на Москву. Здесь происходит самое большое и упорное сражение первых месяцев войны — Смоленское. Советских войск вдвое меньше, чем у фашистов, не хватает боевой техники. Наше командование срочно перебрасывает резервы, и под Ельней впервые звучат залпы «катюш», наповал разя гитлеровцев. В битве на земле Смоленщины было впервые остановлено стремительное продвижение войск коварного врага.

Интересные и живые рассказы Демьяна Алексеевича незаметно подводят урок к эпилогу: «Перед нашей родиной мы сочтёмся славой, все, кто кровью собственной породнился с ней, шла война великая, шла война кровавая, тысяча четыреста восемнадцать дней». Миллионы жизней унесла война, но жертвы не напрасны. Гитлеровцы были разбиты. 9 мая 1945 года в Берлине последний оплот фашизма пал и всё небо взорвалось салютом долгожданной Победы. «В девятый день ликующего мая, когда легла на землю тишина, промчалась весть от края и до края: «Мир победил, закончилась война!» Народ с честью выдержал испытания войною, он раздавил фашистскую гадину. За мужество, отвагу и воинскую доблесть 13 млн. воинов награждены боевыми орденами и медалями, 11 тысяч удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Народ Союза Советских Социалистических Республик совершил подвиг, которому нет равных в истории. На родине помнят своих солдат, в каждом городе и посёлке есть памятники воинам Великой Отечественной войны, есть они и в нашей республике, где достойно чтут своих героев.

Заканчивая урок, учитель, обращаясь к школьникам, говорит о том, что о героях других войн они могут узнать от учителя истории или прочесть в книгах, а вот про Великую Отечественную им ещё могут рассказать сами её солдаты, живые свидетели и участники. Их, к сожалению, немного осталось. В Кыргызстане всего 475 ветеранов. Нынешние юные кыргызстанцы — последнее поколение, кто ещё может поговорить с живыми фронтовиками — авторами великой Победы. «У тех, кто родится после вас, уже не будет такой счастливой возможности. Мы не должны забывать этот страшный урок истории: «Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: давайте, люди, никогда об этом не забудем! Пусть память вечную тех дней хранят об этой муке и дети нынешних детей, и наших внуков внуки!» — эти пронзительные строки и завершали мудрый урок памяти.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий