Main Menu

Коррупция — это реальная угроза безопасности государства

«Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части»
Конституция Кыргызстана

Сегодня в современном мире коррупцию можно воспринимать как одну из наиболее важных угроз разрушительного действия на личность, семью, общество и государство в целом.

Это социальное явление, обозначающее использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав и связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам (Большой толковый социологический словарь, с. 68). К коррупции можно отнести и подкуп должностных лиц, их продажность, получение взятки, растрату госдоходов.

Коррупционером может стать любой чиновник: депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, преподаватель высшего учебного заведения и т. д. Коррупция подрывает веру граждан в справедливость, порождает социальную напряжённость, препятствует устойчивому развитию государства. Исследователи доказали, что её исторические корни находятся в древности, когда уже существовали обычаи народов делать подарки, чтобы добиться расположения. Чем дороже оказывался подарок, тем больше он способствовал тому, что  просьбы и чаяния просителя выполнят. Поэтому в первобытном обществе плата жрецу или вождю была обыденной нормой. На протяжении всей истории развития государства одновременно происходила и эволюция коррупции. Одним из первых правителей во второй половине XXIV века до н. э., который боролся с коррупцией, стал Уруинимгина — шумерский царь города-государства Лагаша. Первый трактат с осуждением коррупции в IV веке до н. э. — «Артха-шастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индия). С аналогичными проблемами сталкивались и фараоны Древнего Египта, в котором сложился огромный бюрократический аппарат чиновников, позволявший творить беззаконие и произвол в отношении крестьян, ремесленников и даже военной знати. В Древнем Риме термин corrumpere начинает использоваться в значениях «подкупать судью» и «менять за деньги показания в суде».

Но начиная с конца XVIII века на Западе наступил перелом в отношении общества к коррупции. Преобразования стали проходить под лозунгами, что госвласть и законы существуют для блага людей. В частности, согласно Конституции Америки, принятой в 1787 г., получение взятки считалось преступлением, за которое президенту США могли объявить импичмент. Новым этапом в истории развития коррупции в развитых странах стал рубеж XIX и начало ХX вв. С одной стороны, усилился госконтроль, соответственно власть чиновников, с другой — рождался крупный частный бизнес, который в конкурентной борьбе прибегал не к эпизодическому подкупу отдельных мелких госслужащих, а к прямому подчинению высших чиновников и политиков делу защиты интересов капитала. Со временем в развитых странах (особенно в странах Западной Европы после Второй мировой войны) получила развитие партийная коррупция, лоббировавшая интересы крупных фирм и транснациональных корпораций, которые платили не политикам лично, а в партийную кассу. Во второй половине XX века коррупция получила широкое развитие и стала международной проблемой. Подкуп корпорациями лиц из высших эшелонов власти приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция одной страны стала негативно сказываться на развитии многих других государств. Согласно исследованиям учёных, сегодня коррупцию можно классифицировать по следующим критериям: бытовая (взаимоотношения граждан и чиновников), деловая (взаимоотношения власти и бизнеса), по типу выгоды (получение прибыли, уменьшение расходов), по направленности (внутренняя, внешняя), политическая (взаимоотношения власти и выборов и т. д.). Также эксперты выявили следующие причины развития коррупции в обществе: его неподготовленность к смене политической власти, переходу от одной модели государства к другой; несовершенство социальных институтов, которые обеспечивают механизмы сдерживания коррупции; нестабильная политическая ситуация в стране; отсутствие налаженных механизмов взаимодействия институтов власти; зависимость стандартов работы бюрократического аппарата от политики правящей элиты; развитие кумовства и политического покровительства, которые приводят к тайным соглашениям и ослабляют механизмы контроля над коррупцией; дублирование деятельности различными инстанциями; низкий уровень участия граждан в контроле над государством; недостаток правовой культуры граждан; отсутствие должного контроля властей; низкий социально-экономический уровень жизни населения; сложные условия ведения предпринимательской деятельности; высокий уровень госвмешательства; трудный доступ к кредитованию населения; низкий уровень заработной платы в госсекторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги; оторванность бюрократической элиты от простого народа; экономическая нестабильность общества; этническая неоднородность населения; двусмысленность законов и т. д.

Выделены и организации, которые сегодня наиболее подвержены коррупции, — таможенные службы, медицинские структуры, автоинспекции, судебные органы, налоговые, правоохранительные органы и т. д. Зачастую в нашем обществе коррупция встречается в лицензировании и регистрации предпринимательской деятельности; при выдаче разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами; получении кредитов; получении экспортных квот; проведении конкурсов на закупку товаров и услуг за счёт бюджетных средств; строительстве и ремонте за счёт бюджетных средств; надзоре за соблюдением правил охоты и рыболовства; освобождении от призыва на военную службу; поступлении в государственные высшие учебные заведения; регистрации государственных и аккредитации негосударственных высших учебных заведений; поступлении в специализированные общеобразовательные школы и дошкольные воспитательные учреждения; приёме на службу, формировании партийных избирательных списков и т. д.

Следует отметить, что один из основных путей коррупционного обогащения для верховной политической элиты — госрасходы: крупные инвестиционные проекты, госзакупки, внебюджетные счета. Среди других, наиболее прибыльных в плане коррупции, налоговые льготы, продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных, районирование земли, добыча природных ресурсов, продажа госактивов, приватизация госпредприятий, предоставление монопольной власти определённому виду коммерческой деятельности, контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.), назначение на ответственные посты в органах власти.

Коррупция имеет катастрофические последствия для процесса развития нашего общества, поскольку средства, которые предназначены для школ, больниц и других жизненно важных госструктур, перенаправляются в руки бесчестных чиновников или преступников. Ведёт она и к обострению насилия и нестабильности общества. Может вызвать разочарование в законной деятельности госучреждений и правительства в целом, гневить население и привести к беспорядкам. Самые опасные формы коррупции квалифицируются как уголовные преступления. К ним, прежде всего, относятся растрата (хищение) и взятки.

В государственном масштабе выделяют следующие последствия коррупции: переход от общенационального к властвованию отдельных олигархических группировок; падение доверия к власти, отчуждение её от общества, тем самым ставятся под угрозу любые благие намерения власти. Падает рейтинг страны на международной арене, растет угроза её экономической и политической изоляции, снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии, и возникает угроза разложения демократических институтов, увеличивается риск крушения нарождающейся демократии и прихода диктатуры. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, тем самым способствуют предательству интересов национальной безопасности страны. Неэффективное распределение и расходование госсредств и ресурсов, потери налогов из-за их частичного присвоения налоговыми органами; потери времени из-за чинимых препятствий в работе госаппарата в целом. Разорение частных предпринимателей; отток квалифицированных кадров в другие страны; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общественного сервиса; нецелевое использование грантов международных организаций; рост социального неравенства; усиление организованной преступности — превращение преступных группировок в мафию. Сюда же можно отнести ущерб политической легитимности власти; снижение уровня общественной морали и нравственности; в высококоррумпированных бюрократических аппаратах практикуется сознательное направление госресурсов в каналы, где легче всего брать взятки. Политика правящей элиты зачастую направлена на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы слова граждан, свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующей оппозиции и индивидуальных прав граждан. По мере того как государство борется с коррупцией, затраты на борьбу с ней возрастают ещё больше и требуют бесконечных усилий.

В условиях глобализации коррупция приняла массовый характер и превратилась в системную проблему, которая затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности и противодействует мировому развитию. Поэтому для принятия конкретных мер и усиления борьбы с ней на мировом уровне Генеральная Ассамблея ООН 21 ноября 2003 года подписала Конвенцию против коррупции (резолюция №A/RES/58/4), а день 9 декабря (отмечается с 2004 года) провозглашён Международным днём борьбы с коррупцией.

Сегодня в нашем обществе тоже принят ряд мер по борьбе с коррупцией. Следует выделить нормативно-правовые акты: Конвенция ООН против коррупции; Конституция страны; Уголовный кодекс; Уголовно-процессуальный кодекс; Закон «О противодействии коррупции»; Закон «О борьбе с коррупцией»; Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан»; Закон «О государственной службе»; Кодекс «О профессиональной этике сотрудника»; Государственная стратегия антикоррупционной политики КР и т. д.

Исходя из вышесказанного, для предотвращения коррупции предлагаются следующие меры: отмена неконституционных норм законодательства, информационное обеспечение граждан, открытость и прозрачность ведомственных систем, соцобеспечение чиновников, правовая грамотность граждан, отличное медобслуживание, беспроцентные кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия, повышение заработной платы в госсекторе и т. д.

Судя по исследованиям, эта мера не оказывает немедленного воздействия на коррупцию, однако способствует повышению качества бюрократии с течением времени. Следует отметить, что один из важнейших сдерживающих факторов для коррупции — применение уголовного законодательства, которое ужесточит систему наказания за неё по справедливости.

Антикoррупциoннaя пoлитикa должна стaть системной чaстью гoсудaрствeннoй пoлитики. А это знaчит, чтo надо бeзoтлaгaтeльнo рaзрaбoтaть и зaпустить aнтикoррупциoнную прoгрaмму, кoтoрaя пeрeрaстёт в пoстoяннo дeйствующую систeму oгрaничeния кoррупции. Процесс искоренения её причин заключается в строительстве современного демократического, правового государства, эффективной рыночной экономики, формировании сильного гражданского общества, создании условий для развития свободной, созидательной, активной и социально ответственной личности. Жизнь доказывает, что успех борьбы с коррупцией зависит от выявления и строгого учёта причин и условий, её порождающих. Одна из главных причин — неисполнение госвластью законов, отсутствие координации их выполнения ответорганов власти, широкое развитие теневой экономики, правовая слабость гражданского общества. Усовершенствование законодательства, строгий учёт и контроль действия закона — приоритетная мера борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

Строгое соблюдение законов позволит развивать созидательный потенциал личности и общества, откроет возможности для широкого развития малого и среднего бизнеса, обеспечит развитие здоровой конкуренции, позволит внедрить инновационные технологии, повысить качество госуслуг населению. В итоге соблюдение законов создаст благоприятные условия для роста экономики, ликвидации бедности, формирования сильного среднего класса, эффективного государства, подъёма конкурентоспособности страны. При этoм oснoвoй этoй политики дoлжна стать цeлeнaпрaвлeннaя и эффeктивнaя рaбoтa пo развитию систeмы цeннoстeй, интeрeсoв и цeлeй гoсудaрствa и oбщeствa, кoтoрыe выступят интeгрирующим нaчaлoм гoсудaрствa в рeшeнии зaдaч бoрьбы с oргaнизoвaннoй прeступнoстью, oздoрoвлeнии oбщeствa в цeлoм. Как отмечено в Госстратегии антикоррупционной политики Кыргызстана: «Пагубное воздействие проявлений коррупционного характера на процессы политического, социально-экономического, общественного развития, формирование нравственных ценностей граждан, подрыв доверия к институтам госвласти представляют реальную угрозу национальной безопасности Кыргызской Республики и требуют разработки новой антикоррупционной политики в общереспубликанском масштабе. Она должна стать действенным средством объединения усилий государственных органов и гражданского общества».

Жизнь доказывает, что одного законодательного аспекта госполитики недостаточно. Необходимо провести реформу всей системы управления антикоррупционной деятельностью, усовершенствовать законы и разработать эффективную программу, внедрять антикоррупционную идеологию, культуру наряду с другими социнститутами (политика, образование, религия, семья, культура и т. д.), в общеобразовательные учреждения и вузы ввести программу обучения антикоррупционной культуре, уделять внимание воспитанию новых ценностей в обществе, антикоррупционного сознания молодёжи, разработать новую модель общественного поведения, новую модель подготовки управленческих кадров, для которых коррупционные действия не будут в почёте. Надо учитывать,что коррупция обусловлена правовыми, политическими, историческими, социальными и экономическими условиями.

Молодое поколение должно стать носителем антикоррупционного сознания, и в этом заключается главная задача старшего поколения. Информированная, способная, активная молодёжь может внести большой вклад в распространение антикоррупционного правосознания, внедрение антикоррупционных моделей поведения. И в воспитании этих новых ценностей, новой модели поведения личности надо определить роль семьи как главного института в подготовке молодого поколения к жизни, социализации личности в обществе.

Семья включает в себя всю систему общественных ценностей и отношений — брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Родители порой, пошагово воспитывая, внушая, оказывая влияние своим положительным примером, способствуют формированию личности ребенка. Благодаря этому семья как социальная  общность является первичным звеном, формирующим связь личности с обществом. Отсюда и следует важнейшая функция семьи — социализация личности в обществе, передача культурного наследия новым поколениям. Следовательно, следует сделать выводы, насколько родители осведомлены, развита правовая, политическая, гражданская, антикоррупционная культура родителей, так как от этого зависит влияние их на детей в этом плане. Надо развивать антикоррупционную, правовую, нравственную культуру и информационную осведомлённость самих родителей.

Нурлан ИСМАНОВА.






Добавить комментарий