Main Menu

Позитивные практики противодействия радикализму

Центральную Азию и Россию свяжет целая серия мероприятий, посвящённых борьбе с общей угрозой экстремизма. Первым в этом ряду стало проведение в Бишкеке международной экспертной площадки «Позитивные практики противодействия религиозному радикализму: взгляд из Центральной Азии». Ему предшествовало подобное мероприятие «со взглядом из России», которое прошло в граничащем с нашим регионом российском Оренбурге.

Инициаторами продолжения межгосударственного диалога по актуальным вопросам совместного обеспечения безопасности уже в столице Кыргызстана выступили Ассамблея народа Кыргызстана, Ассамблея народов России, АНО «Содружество народов Евразии» и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского госуниверситета. В работе форума приняли участие заместитель руководителя аппарата Президента М. Карыбаева, председатель Совета АНК Т. Мамытов, директор НИСИ при правительстве А. Дикамбаев, первый заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России В. Амелин, дипломаты, религиоведы, политологи и социологи из России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана.

Глава Ассамблеи народов России, председатель правления АНО «Содружество народов Евразии», доктор исторических наук, профессор Виеналий Амелин отметил актуальность и важность проблемы, поскольку сегодня действия запрещённых экстремистских и террористических организаций, использующих исламистские лозунги, представляют одну из серьёзных и глобальных угроз безопасности. Развитие религиозной радикализации вызывает растущую обеспокоенность государственных и общественных кругов России и стран Центральной Азии, связанных общим пространством интеграционных объединений и значительными миграционными потоками. За 2017 год в РФ предотвращён ряд преступлений террористической направленности, пресечена деятельность десятков законспирированных террористических ячеек, ликвидированы и задержаны члены бандформирований и их пособники.

Сегодня в ходе фильтрационных проверочных мероприятий не допускается въезд в Россию иностранных граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, а также выезд за рубеж лиц, попавших под влияние экстремистских вербовщиков. Также блокируются пропагандистские ресурсы, страницы сети Интернет. Это стало возможным благодаря эффективным механизмам межгосударственного сотрудничества, налаженного в рамках СНГ и ОДКБ, обмену оперативной информацией, ориентировками, оказанию правовой помощи в розыске, задержании, экстрадиции преступников, пресечению каналов финансирования, вербовки боевиков, военно-технической помощи для укрепления границ. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, на Ближний Восток выехали и воюют в рядах международных террористических организаций около трёх тысяч граждан России и других стран СНГ. Становится очевидным, что государственные меры по устранению условий и последствий экстремистской деятельности должны подкрепляться системной, предупредительной, профилактической работой общественных, религиозных и экспертных кругов РФ и стран Центральной Азии по профилактике экстремизма, воспитанию молодёжи на основе традиционных духовных ценностей, разъяснительной работой против искажения исламских догматов идеологами и вербовщиками террористических организаций.

Заместитель руководителя, заведующая отделом этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом аппарата Президента Мира Карыбаева заметила, что исторически и территориально сложившийся поликонфессиональный состав нашей страны является огромным богатством и наследием, которым кыргызстанцы искренне гордятся и поддерживают его многообразие. В качестве официальных праздников в республике отмечаются не только два основных мусульманских торжества, но также Рождество и Пасха являются официально объявленными праздничными днями. Также широко отмечается и Нооруз — зоароастрийский древний народный праздник. Эта культура многообразия является одним из достижений, которое необходимо беречь, резюмировала М. Карыбаева.

Она сообщила, что со времён обретения независимости Кыргызстан придерживается политики свободы вероисповедания. В стране сложилась интересная конфигурация верований, конфессий, и государство старается сделать всё для того, чтобы это многообразие продолжало существовать и являлось основой нашего стабильного и мирного развития. Для этой цели в 2014 году была принята Концепция госполитики в религиозной сфере на 2015-2020 годы.

Все отечественные официальные документы и политика ориентированы больше на превентивное развитие, на то, чтобы не допускать никаких осложнений в этой серьёзной сфере. В годы демократического развития в стране образовалось большое количество религиозных организаций, часть из них организовала религиозно-образовательные учреждения, но их системная сертификация и лицензирование находятся сегодня только в процессе развития. Уже начата работа по закрытию тех религиозных учебных заведений, которые не подходят под стандарты. К примеру, только в 2017 году закрыты 10 медресе и 20 получили предписания об исправлении нарушений. Это сокращение ориентировано на то, чтобы оставшиеся учебные заведения предоставляли образовательные услуги только согласно госстандарту. В 2017 году первое в истории страны исламское религиозное образовательное учреждение — Исламский университет Кыргызстана получил лицензию Министерства образования и науки.

Первый секретарь посольства России в Кыргызстане Виктор Харченко озвучил на заседании приветствие посла А. Крутько.

Глава дипмиссии в нём подчеркнул, что одним из факторов обеспечения устойчивого развития Центральноазиатского региона является поддержание необходимого уровня безопасности гражданина и общества, без которого просто невозможны поступательное движение вперёд и реализация любых крупномасштабных интеграционных проектов. Сегодня, когда мы сталкиваемся с реальными угрозами миру, стабильности и межэтническому согласию, равная заинтересованность ассамблей народов России и Кыргызстана в сохранении и преумножении традиций добрососедства, взаимопомощи и поддержки, является практической реализацией принципов народной дипломатии, подчеркнул посол.

Наша задача — сберечь согласие, которое достигнуто в обществе, в первую очередь обеспечив постоянное взаимодействие и конструктивный диалог власти и институтов гражданского общества. Предложенная организаторами площадки тема дискуссии вновь подтверждает, что между нашими странами установился особый формат межгосударственных отношений — стратегическое партнёрство. Он характеризуется выводом связей между государствами на более высокий и качественно новый уровень, ведь они осуществляются в проблемных областях, связанных с обеспечением суверенитета, национальной безопасности, требующих постоянного внимания и совместного решения, заключил посол России.

С обстоятельным докладом «Исламское государство 2.0: новые вызовы для Центральной Азии» на заседании выступила доктор политических наук, профессор КРСУ Лариса Хопёрская. Она отметила, что, говоря о позитивных практиках противодействия религиозному радикализму, невозможно не сосредоточить внимание на тех угрозах, которые исходят сегодня от различных радикальных религиозных течений, и прежде всего о самых новейших угрозах, которые возникли в начале этого года в связи с разгромом основной массы террористов в Сирии. Как пояснила политолог, Исламское государство, образованное в 2006 году, считает своими главными врагами США, страны Западной Европы, Россию и мусульманские государства со светской формой правления — страны Центральной Азии. Ситуация обострилась в 2014 году, когда государства нашего региона стали ресурсом вербовки новых боевиков ИГ. Они выступили каналом транзита афганского героина в Европу, ежегодный доход составлял до $1 млрд. В странах Центральной Азии начала распространяться радикальная исламистская идеология, заметила Л. Хопёрская. Далее она добавила, что, по данным Coufan centr, ИГ завербовало 9 тысяч выходцев из стран бывшего СССР. «Сегодня в Афганистане созревает ИГИЛ 2.0. В Центральной Азии внедряется новая модель террористической организации, и, чтобы противодействовать ей, необходимо наращивать евразийскую интеграцию», — подчеркнула профессор КРСУ.

Об особенностях радикализации мигрантов из Кыргызстана в России участникам экспертной площадки рассказал кандидат социологических наук, учёный секретарь Центра социальных исследований НАН Кайрат Джамангулов. Он сообщил данные масштабного исследования, которое было проведено в 2017 году учёными Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и России. Основными целями этой работы стали изучение условий, факторов и определение источников устойчивости для трудящихся мигрантов.

Респондентами были определены следующие причины радикализации гастарбайтеров: общая дискриминация на работе и на улице, в метро и ином виде транспорта, необоснованные и беспричинные проверки на улицах, утренние рейды по местам проживания мигрантов. Другой структурной мотивацией оказались проблемы занятости (отсутствие трудовых договоров, эксплуатация, недоплата или вообще задержка выплаты за труд, подозрительные посредники). Отмечены респондентами и мотивации на родине мигрантов (давление на верующих, репрессии правоохранительных органов, а также безработица, низкая зарплата, долги, кредиты, коррупция и недоверие к власти, проблема государственной идеологии, поскольку они не видят ясной и чёткой национальной идеи.

А к факторам устойчивости, оберегающим от радикализации, помогающим людям достигать целей, ради которых они приехали в РФ трудиться и заработать, респонденты отнесли: взаимоотношения в обществе, участие в проблемах диаспоры, землячества, саму религию, наличие образованных имамов, хорошие духовные книги, деятельность местных властей, взаимодействие с полицией. Среди существенных факторов также отмечены: проживание в России вместе с семьёй, легальный статус пребывания, вступление Кыргызстана в ЕАЭС. И, как показало исследование, серьёзными причинами устойчивости также являются светское образование, наличие специальности, знание русского языка.

Темы конфликтов на Ближнем Востоке и проблемы рекрутирования в террористические организации предметно раскрыты доктором исторических наук, профессором, главным научным сотрудником Института востоковедения РАН Ириной Звягельской.

Она сообщила, что в настоящее время мы видим распад и сильное ослабление национальных государств, проблему суверенитета, который становится очень хрупким, наличие террористических организаций, ещё больше его подрывающих, призывающих в свои ряды новых бойцов в разных районах мира и одновременно укрепляющих своё положение на Ближнем Востоке. Очень большую роль в этих процессах сыграла «арабская весна», в них вовлечены как региональные сверхдержавы: Иран, Турция, Израиль, Саудовская Аравия, так и глобальные лидеры. Как яркий пример — нынешняя ситуация в Сирии.

Как подчеркнула оратор, Ближний Восток всегда играл заметную идеологическую роль, в том числе в Центральной Азии. Экспорт идейного радикализма, по её мнению, начался не сейчас, и связано это с деятельностью небезызвестной организации «Хизб ут-Тахрир», которая в Центральной Азии появилась в начале 90-х годов прошлого века и также провозглашала идею халифата, что в основе своей означало отсутствие границ. А в этом регионе народы всегда жили очень перемешанно. И если во время Союза эти границы были административными, то после получения независимости они стали государственными.

В отличие от «Хизб ут-Тахрир», в новых реалиях ИГИЛ заявило о реальной территории, которую оно могло представить как шаг на пути к реализации идеи халифата. Успешность, которая поначалу имелась у ИГ и демонстрировалась до последнего времени, стала важным фактором для вербовки людей в его ряды. При этом нельзя считать основной причиной деньги, поскольку отмечены случаи, когда вполне обеспеченные люди шли туда по идейным соображениям. А молодёжи ИГ основательно внушает чувство мессианства и значимости в этом мире. Ближний Восток и сегодня остаётся прежде всего идейным фронтом, и он более опасен, чем та ситуация, что мы имеем в Афганистане, заключила И. Звягельская.

В завершение эксперты стран СНГ обсудили новые опасные тенденции и методы радикализации молодёжи, мигрантов, феминизации терроризма, рекрутирования боевиков в незаконные вооружённые формирования на Ближнем Востоке; попытки перегрузки международной террористической организации ИГИЛ 2.0 с переносом её активности в Центральноазиатский регион, обменялись взглядами по необходимым изменениям законодательства в борьбе с экстремизмом, а также позитивными наработками в сфере профилактики радикализма.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий