Main Menu

Мама нужна каждому

С удовольствием узнал, что в Бишкеке действует проект снижения случаев отказа от младенцев. Это партнёрская работа столичного Специализированного центра реабилитации детей и семьи и общественного фонда Uplift. О том, с чем приходится сталкиваться специалистам этой программы, мы поговорили с директором фонда Назгуль СУЛЕЙМАНОВОЙ.


— В 2005 году наша организация начала работать со Специализированным центром реабилитации детей и семьи, тогда он назывался Бишкекским домом ребёнка. У нас успешно действовала программа, в рамках которой мы обучали женщин-волонтёров массажу, работе с малышами. Дело в том, что у персонала нет возможности и времени всех детишек обнять, уделить им время на игру, на какие-то развивающие занятия. А новорождённым необходимы прикосновения. Три раза в неделю наши волонтёры приходили и работали с детьми. Результат показывали прекрасный. Младенцев, с которыми занимались, быстро усыновляли, с ними было легко установить контакт через глаза, они охотно шли на руки, не боялись людей, — рассказала Н. Сулейманова. — В центре реабилитации детей и семьи велась программа по предотвращению отказов от детей. Этой работой там занимается один сотрудник, и мы предложили свою помощь. Потому что поняли: если уменьшить число случаев отказа мам от детей, это поможет снизить и количество брошенных ребятишек. С 2008 года мы являемся партнёрами в этой программе с Домом ребёнка.

— Как на деле происходит такая работа?

— В роддомах врачи видят, что мама колеблется, скрывает свою фамилию, не показывает документов, старается не кормить ребёнка грудью, чтобы не привыкнуть к нему. Тогда медики звонят нам. И мы вместе выезжаем в роддом. Главное — успеть застать маму, пока она не убежала.

Приезжаем и начинаем беседовать с ней. Главное — установить контакт. Иногда беседы длятся по нескольку часов, некоторым женщинам порой даже некому высказать всё, что накопилось в душе. Ведь главная причина того, что они приходят к такому непростому для себя решению, это одиночество, отсутствие поддержки, несмотря даже на то, что имеются муж, родители, родственники.

— Какие ситуации чаще всего толкают женщин на отказ?

— Причин очень много. Девочки незамужние, боятся признаться родителям, что зачали ребёнка вне брака. Часто мигранты попадают в такую ситуацию. Например, жена уехала на работу, там забеременела от другого. Приехала сюда родить тайно от супруга, оставить ребёнка и снова уехать на заработки. Встречаются малоимущие, с отсутствием жилья, работы. Было несколько мамочек с туберкулёзом, они должны были оставить новорождённого, пока не пролечатся. Кто-то говорит, что забеременел в результате насилия и малыш нежеланный. Муж-тиран также может повлиять на такой поступок. Очень часто причиной отказа служит ребёнок с инвалидностью. При этом на женщину давят родня и муж, обвиняя в том, что родился такой младенец.

— Как же вам удается переубеждать мам?

— В разных случаях по-разному. Незамужних убеждаем забрать с собой малыша и рассказать обо всём родителям. Прежде всего сообщить маме. Кто как ни мама поймёт свою дочь. Как правило, конечно же, родители принимают правильное решение. Правда, иногда, чтобы не сообщать отцу, разыгрывают, как будто дитя подкинули, бабушка записывает малыша на своё имя, и он остаётся в семье.

Зачастую женщинам нужно предоставить информацию о тех возможностях и помощи, которые предоставляет государство матерям. Многие не знают, что им положены пособия, пенсии по инвалидности. Наша организация оказывает поддержку, если мамочка соглашается оставить малыша. Мы выдаём материальную помощь, приобретаем лекарства, если они требуются. Плюс помогаем памперсами, передаём одежду. Её нашему фонду приносят в качестве благотворительной помощи со всего Бишкека. Бывает, что молодой женщине некуда идти. У нас есть партнёры, например кризисный центр «Сезим», которые предоставляют на определённое время жильё. Если у ребёнка проблемы со здоровьем, мы связываемся с врачами, находим возможность провести операцию.

Надо заметить, что мы не бросаем семью в течение года: поддерживаем, интересуемся, какие возникают проблемы, а если малыш имеет инвалидность, то ведём патронаж и после года.

— Каковы результаты такой работы? Всегда ли женщины, забравшие дитя, становятся достойными мамами?

— Бывает, что оставила ребёнка, но потом так и не прикипела к нему, передаёт его родным и продолжает дальше вести прежний образ жизни. Такое тоже случается. Но в целом программа показывает хорошие результаты. По статистике у нас примерно 102 вызова в роддома в год, из них больше половины мам забирают с собой младенцев.

Но в эту программу нужно больше вкладывать ресурсов. От нашего фонда и от Специализированного центра реабилитации детей и семьи в этом направлении в Бишкеке занято всего три специалиста. Если бы в каждом роддоме смог работать психолог, хотя бы на полставки юрист, который мог бы разъяснять женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, их права, возможности, было бы очень хорошо.

Ещё один аспект состоит в том, что молодёжь, и особенно девочек, нужно больше просвещать о половом воспитании, о том, какие последствия имеют половые связи, как строить отношения с противоположным полом. Родители стараются избегать этих деликатных тем, особенно это характерно для регионов, но информация помогла бы избежать многих ошибок молодости.

Записал Дмитрий ОЗЕРОВ.






Добавить комментарий