Main Menu

Введение в цветоводство, или Трудный опыт взросления

Когда они появляются на свет, эти самые беззащитные и трогательные существа на свете, являют собой чистый лист, на котором непредсказуемая судьба вскоре напишет всё, что посчитает нужным. Они не готовы к её превратностям, не способны выбирать, у кого родиться и родиться ли вообще. За них все эти вопросы решают другие, которых условно назову взрослыми, но, как показывает жизнь, взрослыми они порой являются лишь по признаку половозрелости.

«Они» — это дети, те самые «цветы жизни», как образно и восторженно сказал когда-то некто творческий и не лишённый воображения. «Но пусть растут на чужих подоконниках», — добавили впоследствии циники и скептики, но это уже, как говорится, совсем другая история…

Давайте вместе посмотрим, что же мы сажаем и выращиваем на своих подоконниках.

Семья, о которой пойдёт речь, к сожалению, далеко не единственная. Кыргызстанка Б. К. и семеро её детей живут в небольшом съёмном жилье. Самый младший — совсем кроха, ему всего месяц, старшей 12 лет. Вместо того, чтобы исправно посещать школу, общаться со сверстниками и радоваться нехитрым детским радостям, девочка уже работает. Нет, её мама — не мать-одиночка, папа в этой семье присутствует. Несмотря на неважное здоровье, он работал, но то ли организм дал сбой, то ли безысходность и беспросветность сказались на его отношении к жизни, — в общем отец теперь водит дружбу с бутылкой. С учётом размеров семьи и всё возрастающих потребностей небольшая помощь от государства — капля в море. (Пособие на ребёнка, недотягивающее даже до тысячи сомов в месяц, — это предмет моего искреннего изумления и горечи одновременно. — И. П.). Как жить этой женщине, чем кормить и во что одевать-обувать такую команду, как дать образование, хотя бы в пределах средней школы? На эти вопросы я не в состоянии дать вразумительного ответа. К сожалению…

Но если временно пригасить эмоции — сострадание, жалость, желание непременно помочь хоть чем-нибудь, — то трезвая оценка ситуации такова. Речь идёт о разумном отношении к вопросу рождения детей. Очевидно, что такие родители ведут себя безответственно, в первую очередь, по отношению к собственным детям. «Бог дал зайку, даст и лужайку», «Где одна тарелка супа, там и вторая найдётся» — этими или очень близкими по смыслу теориями руководствуются они. Наивные! Если у вас есть одна полная тарелка супа, то из неё не получится две или семь таких же полных, даже если вы откажетесь от своей порции в пользу детей! Малыши, рождённые хронически недоедающей женщиной, автоматически попадают в группу риска. Даже с грудным молоком, если оно есть, ребёнок не получает необходимого для своего развития — чай с лепёшкой никак не эквивалент здорового и полноценного питания.

Хроническим недоеданием в Кыргызстане страдают 21% детей в возрасте до 5 лет в регионах, при этом доля детей этого же возраста, отстающих в росте, составляет 12,9%. Кыргызстанцам до трёх лет больше всего недостаёт питательных веществ. Такие малыши ежедневно недополучают 390 ккал, 28 граммов белка и 24 грамма жиров. По республике лишь 36,2% учащихся четвёртых классов получают положительные оценки по математике и 34,7% — за грамотность. Одной из причин плохой успеваемости является хроническое недоедание в раннем детском возрасте, отрицательно влияющее на физическое и умственное развитие.

Понятно, что те семеро детей уже существуют и проблему нужно решать, но как объяснить их родителям, что пора перестать рожать и озаботиться нуждами уже рождённых?

Немного утешает то, что эта многодетная семья хотя бы является полной — и мама, и папа в наличии. А по данным Национального статистического комитета каждый четвёртый малыш в Кыргызстане появляется на свет у мамы, которая не имеет с отцом скреплённой законом связи. Больше всего таких детей в Чуйской области — 34 процента, или каждый третий новорождённый. На втором месте идёт Бишкек: в столице вне брака рождается 27 процентов младенцев. Замыкает тройку лидеров Иссык-Кульская область, где 26 процентов внебрачных новорождённых. Далее следуют Таласская (25 процентов), Ошская (23) и Джалал-Абадская (22) области. Лишь один ребёнок из пяти появляется на свет вне брака в Нарынской области. В Баткенской таковых всего 17 процентов.

Не это ли одна из причин того, что число отказных детишек в наших родильных домах растёт? Конечно, можно (и нужно!) проводить воспитательную работу в роддомах, убеждая нерадивых мамаш не бросать своё чадо на попечение государства. Но, на мой взгляд, уже давно назрела (и перезрела) необходимость всерьёз задуматься о разработке хорошо продуманной программы по рациональному планированию семьи, особенно в отношении рождения детей. Перераспределить средства, направленные на призрачные пособия, на стимулирование семей, способных вырастить физически и духовно здоровое поколение.

Многовековой уклад жизни и сформировавшиеся традиции безусловно направлены на поощрение многодетности. Но если 500-100 лет назад она была обусловлена жизненной необходимостью, так как большая рождаемость гарантировала хотя бы 50-процентную выживаемость младенцев, то стремительные успехи в области медицины обеспечили к настоящему времени практически стопроцентную жизнеспособность всех рождённых в семье детей. Кроме того, что бы ни говорили, но уютное существование в семье братских народов под надёжной эгидой советского государства на несколько поколений породило непоколебимую уверенность в том, что забота о детях — прямая обязанность этого самого государства, пусть даже сейчас и независимого. Увы, дверь в светлое советское прошлое захлопнулась навсегда, и сейчас о своих детях обязаны заботиться родители и только они. И каждый раз, мечтая о пополнении семейства, крепко задуматься, а хватит ли их безграничной любви и заботы, даже той самой пресловутой «тарелки супа» на всех детей, или кому-то придётся черпать чайной ложкой или звякать ею по дну пустой посуды.

Результаты демагогии в вопросах контрацепции и планирования, которой в течение многих лет занимаются профильные министерства и дяди-тёти из многочисленных НПО — добрые, но равнодушные к нашим детям (итогом их деятельности становятся лишь пухлые фолианты отчётов, отправляемых своим боссам за границей, и профанация активной работы), — полная дремучая безграмотность в вопросах половых отношений, строительства здоровой семьи и её планирования, оставленные в родильных домах (в лучшем случае) или брошенные, как мусор, где придётся. По-настоящему трагическое непонимание того, что относиться к будущему или уже рождённому малышу нельзя, как к котёнку или обёртке от мороженого, — это уже преступление.

Среди причин того, что роженицы решительно готовы оставить в роддомах своё чадо: нет мужа, боится позора и осуждения, низкий достаток в семье, «так получилось, вовремя не пошла на аборт». То есть перед беременностью мысли о контрацепции (при всём богатстве выбора средств и их доступности всем) и «как растить и чем кормить» не возникают. Беспросветная неграмотность и легкомыслие в вопросах семьи и деторождения породили этот порочный круг: дети становятся заложниками необразованности и дикости взрослых, вырастают больными и необразованными… и т. д., и т. д.

Способно ли государство разомкнуть этот круг, дать всем детям — и ожидаемым, и уже живущим — шанс быть желанными, любимыми, счастливыми, не бубня сухую цифирь отчётов о благоденствии или выпуская фейерверки восторга и умиления на мероприятиях к дням матери и защиты детей, и уделить самое пристальное и искреннее внимание самому лучшему цветнику в стране… Не хочу, чтобы этот вопрос остался риторическим!

Ирина ПРОКОФЬЕВА.






Добавить комментарий