Main Menu

Шахматная академия семьи Съездбековых

Ещё шесть-семь лет назад шахматный спорт в Кыргызстане переживал кризис. Но когда в руководство федерации пришли молодые амбициозные люди во главе с Миланом Турпановым, ситуация стала постепенно выправляться. Нынче отечественное шахматное сообщество имеет законный вес на международном уровне. Наши игроки, а особенно юное поколение, неоднократно побеждали на крупных турнирах. В молодёжном чемпионате Азии, прошедшем осенью 2015 года в Бишкеке, они завоевали две бронзы. За прекрасную организацию турнира Кыргызская профильная федерация удостоилась шахматного «Оскара». Весной следующего года на этом же чемпионате ребята взяли уже два серебра и бронзу. Летом 2016 года в Иране на континентальном первенстве среди школьников выиграли серебро. Наконец, под Новый год в ОАЭ состоялся юношеский чемпионат Западной Азии, и юный Руслан Съездбеков выиграл на нём два золота и бронзу. А на днях пришла замечательная новость с проходящего в Таиланде молодёжного первенства Азии, где два члена шахматной семьи Съездбековых принесли в копилку нашей сборной золотую и бронзовую медали. Отличилась семилетняя Айжан, выигравшая в своей категории звание чемпионки по блицу, а её шестнадцатилетний брат Руслан в этом виде завоевал бронзовую награду. Они, кстати, не единственные в их семье шахматисты. Из восьмерых детей, пожалуй, ещё по-настоящему не сели за шахматную доску только две самые младшие сестрёнки — Аида и Анара. С малых лет дети учатся играть под началом главы звёздного семейства Съездбека Таштекеева, у которого вместе с его супругой Гульбарчын теперь много поводов для гордости за своих чад.


— Говорят, что один шахматист в семье — это уже много, а вы как считаете?

— Самому старшему моему сыну Арзыбеку 17 лет, а самой младшей дочурке Анаре только два годика. Арзыбек — победитель ряда международных соревнований, Руслан — многократный чемпион КР, двукратный чемпион Азии, другой сын — Алмаз — пять раз выигрывал чемпионат республики и был призёром первенства Азии. Семилетняя Айжан — чемпионка Кыргызстана, серебряный призёр Азии и вот теперь победитель молодёжного первенства континента 2018 года. Все они стремятся стать гроссмейстерами и выиграть чемпионат мира.

— А почему именно шахматы стали увлечением детей?

— Шахматы — это игра умных, это логика, математика, они помогают везде, поэтому я хотел, чтобы дети с отрочества умели думать и упражняли свой ум. Сам я также увлекался этой замечательной игрой, прилично играл и люблю это делать до сих пор. Однако посвятить шахматам всего себя не удалось, стал учителем языка и литературы. Сейчас муниципальный служащий. Но с шахматами не расстаюсь. И свою мечту о шахматных победах воплощаю в детях. Дети начинали с поединков со мной, все игровые азы, можно сказать, осваивали в «домашней» академии, поначалу я им поддавался, чтобы заинтересовать, зажечь состязательный дух, а когда подросли, то мне туговато приходилось. Сейчас же они меня просто обыгрывают. Руслан уже мастер спорта КР, Арзыбек также этот норматив выполнил. Алмаз — кандидат в мастера спорта. Разве что с пятилетним Нурсултаном я ещё на равных сражаюсь.

— А кто их сейчас тренирует?

— Они дома сами занимаются. Главный тренер — Интернет. Я помогаю тем, что нахожу на сайтах шахматные задачи и этюды, стараюсь подобрать такие, чтобы они были разноплановые и эффективные, разбираем с ребятами лучшие партии мировых гроссмейстеров, чемпионов мира. Скачиваем различную шахматную литературу в Интернете, и они этот материал изучают досконально. В общем, вот так дети проходят науку побеждать. А старшие Арзыбек и Руслан теперь уже сами тренируют младших. Я начинал учить шахматам, когда Арзыбеку было 7 лет, а Руслан первые ходы сделал в пятилетнем возрасте. Сейчас они друг с другом соперничают.

— Первыми словами ваших детей были, случайно, не «шах» и «мат»?

— Нет (смеётся), тут всё нормально было, они «апа» и «ата» говорили. Шахматы к ним пришли, когда уже ходить и бегать научились. Моя супруга по профессии бухгалтер, но всю жизнь посвятила детям. С кем бы ни был спортсмен, ключ к успеху у него всегда связан с условиями и возможностями, которые предоставляет семья. Матери знают, как важна психологическая поддержка детей, и с этой точки зрения я глубоко благодарен Гульбарчын.

— А ещё чем, кроме шахмат, увлекаются ваши дети, как они проводят свободное время, если оно у них, конечно, есть?

— Они с раннего детства увлекались различными занятиями. Трое сыновей в пять-шесть лет ходили на гимнастику, а позже увлеклись карате и получили пояса. Сейчас все четверо увлекаются дзюдо, вместе со мной занимаются в «Спартаке» у одного очень хорошего профессионального тренера и человека Марата Табалдиева, очень ему благодарен за парней. Кроме спорта, дети играют на музыкальных инструментах — у нас дома есть фортепьяно, аккордеон и комуз. Старшие учат младших игре. А ещё пишут стихи, так что у них нет времени просто слоняться по дому. Игре на комузе старший Арзыбек учился у талантливого народного музыканта Нурака Абдырахманова, а сейчас сам учит братьев и сестёр. Когда занимаются музыкой, то отдыхают от шахмат. Перемена занятий весьма хорошо сказывается на развитии и здоровье.

Ещё мы всей семьёй любим природу и часто ездим в разные уголки республики. Мы с женой стараемся, чтобы дети хорошо и с пользой отдыхали, ведь давно известно, когда человек умеет отдыхать, то он умеет и плодотворно работать. Прошлым летом мы побывали на Сон-Куле, в Ак-Тале, Тогуз-Торо, на Иссык-Куле и в Каркыре. Я благодарен общественному фонду Р. Отунбаевой, они нам в этом помогли. Айжан даже дала на Сон-Куле сеанс одновременной игры.

— А в какой профессиональной сфере вы хотели бы их видеть? Кем они сами хотят стать?

— Арзыбек хочет посвятить себя юриспруденции и серьёзно готовится к этому. Руслан видит себя в сфере экономики, он любит математику и учится в классе с математическим уклоном, выиграл школьную олимпиаду по этому предмету в Национальной компьютерной школе-гимназии №5. Ещё один сын Алмаз хочет трудиться в финансовой сфере.

— В школах, где ваши дети учатся, педагоги дают им поблажки, всё-таки чемпионы, честь страны в столь юном возрасте защищают?

— Если они пропускают уроки из-за международных либо крупных отечественных турниров, учителя относятся с пониманием. Спасибо им огромное. Все мои дети хорошо учатся, если пропустили уроки, то занимаются с удвоенной энергией и навёрстывают пропущенные часы и программу. Мне даже не надо их подгонять и как-то увещевать. Чемпионам почёт и слава, но с них и большой спрос, и надо с малых лет учиться этому соответствовать.

— Кого из шахматистов ваши дети считают кумиром, с кем бы хотели встретиться за игрой?

— Кумиров масса, например, Руслан давно хочет сыграть с ныне действующим чемпионом планеты норвежцем Магнусом Карлсеном. Это сейчас предел его спортивных целей. Арзыбек мечтает провести партию с теперь уже экс-чемпионом мира индийским шахматистом Вшиванатаном Анандом. Не знаю, как скоро осуществятся их планы, получится или нет. Айжан желает стать самым первым отечественным гроссмейстером среди женщин в КР и самым молодым гроссмейстером в мире. Вот так, и не меньше! Это хорошие амбиции, но надо будет очень и очень ей постараться, дабы это желание осуществить.

Большие надежды подавала моя старшая дочь, 12-летняя Назира, которая также побеждала во многих соревнованиях, дважды — в 5 и в 7 лет — прошла отбор, но из-за отсутствия средств не смогла участвовать ни в одном из чемпионатов Азии. Она играла так, как сейчас семилетняя Айжан. Сыновей я могу отпустить вместе с другими ребятами, но из-за того, что дочь была маленькая, я сам должен был её сопровождать на турниры, а возможности поехать туда у меня не было. Назира разочаровалась и стала терять интерес к шахматам. Я обещал, что, когда следующий раз мы пройдём отбор на чемпионат, я сделаю всё, чтобы она туда поехала.

Устроители чемпионатов, например, Азии, создают условия для первых номеров сборных, включая оплату проезда, как, например, сейчас в Таиланде, куда поехали Айжан и Руслан. Они выбрали Азию, выиграв два отбора на первенства континента и мира. А в октябре состоится чемпионат мира в Испании, и уже для поездки туда надо найти средства. Федерация шахмат КР помогает, но средств у неё недостаточно. Сейчас активно ищу спонсоров. Каждый день обращаюсь в разные организации и к разным людям. По опыту знаю, что намного дешевле купить билет заранее, очень хочу, чтобы сыновья и дочери стали сильнейшими в Азии, каждый в своей категории.

 — Был ли в жизни случай, когда шахматный опыт помог вам лично?

— Шахматы очень похожи на жизнь. Если в жизни нет цели, то жить сложно. В шахматах так же. Все победы детей я заранее планировал и делал всё возможное, чтобы их подвести к успеху. Я ставил цель и пусть с огромным напряжением, но достигал её и, радовался всем победам сыновей и дочерей. Мы всей семьёй над этим работали.

— Что бы вы посоветовали сделать людям, чьи дети интересуются шахматами?

— Каким бы видом человек ни занимался, чтобы достичь успеха, он должен бесконечно любить свое дело и сосредоточиться на нём. В шахматах человек опирается не на физический труд, а на силу разума. К тому же, чтобы принять верное решение, нужно терпение, когда встречаются равные по силе шахматисты, кроме расчёта и сдержанности, в дело включается интуиция. И побеждает тот, у кого сильнее развита проницательность. Шахматы имеют только положительное влияние на детей, насколько они успешно овладевают шахматами, настолько старательными и рассудительными они становятся.

С шестилетней Айжан я беседую, как ровесник, точно так же с Нурсултаном, а в диалогах со старшими — просто их друг. Я уважаю их точку зрения, и у нас идёт обмен мнениями. Никогда ещё не наказывал детей. Обязанности по дому мы им не распределяем, они всё делают сами — у кого что лучше получается, этим и занимаются.

Я понял, что нужно ценить успехи детей, даже если они небольшие, всё равно надо их хвалить. Это воодушевляет. Каждый ребёнок талантлив, родители должны уметь это открыть и воспитать в нём уверенность. Поэтому каждая победа наших детей — для нас с Гульбарчын просто счастье.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Добавить комментарий