Main Menu

Путешествие из Бишкека в Исфану (из личного архива офицера финполиции)

Прошедшее в феврале 2018 года заседание Совета безопасности под председательством Президента Сооронбая Жээнбекова показало, что масштабы коррупции в стране остаются высокими, опасными для национальной безопасности. Коррупция, взяточничество и другие поборы за последние десятилетия прочно вошли, что называется, в плоть и кровь наших соотечественников, стали обыденным явлением, которое могут не замечать только ленивые и дураки.

Озабоченность Президента проблемой коррупции и поставленные им задачи перед органами прокуратуры, правосудия и правоохранительными структурами, и Антикоррупционной службой ГКНБ вызвали в обществе.

Ни для кого не секрет, что все предыдущие власти объявляли борьбу с коррупцией, но вся беда заключалась в том, что в большинстве своём не все властьпридержащие были заинтересованы в реальном искоренении этого зла, ибо сами являлись частью коррупционных схем и пирамид.

В последнее время из СМИ стало известно о проведении правоохранительными органами Казахстана широкомасштабной операции по пресечению деятельности преступной группировки, орудовавшей в южных областях соседней республики. Причём в её составе оказались и граждане Кыргызстана, в том числе депутат Жогорку Кенеша. Такую операцию силовики Казахстана проводят не впервые. Резонансным стало и успешное аналогичное мероприятие на казахско-китайской границе — на таможенном посту Хоргос.

К чести кыргызских правоохранительных органов, они также провели одно из крупнейших подобных оперативных мероприятий. Так, в 2012 году в кыргызской прессе опубликованы результаты многоходовой операции по раскрытию коррупционной схемы в отношении должностных лиц, которые промышляли вымогательством взяток на дорогах и злоупотребляли служебным положением. Мероприятие провели оперативники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД и Генеральной прокуратурой республики.

Эта операция уникальная и по существу единственная за последние годы по комплексу охваченных проблем и разоблачений взяточничества среди сотрудников правоохранительных органов, которые сами обязаны соблюдать законность и пресекать правонарушения. Её история ещё раз свидетельствует, что Президент С. Жээнбеков многократно прав, заявив, что корни коррупции надо искать прежде всего в ведомствах, которые как раз обязаны бороться с этой самой коррупцией.

Так ли они борются, насколько эффективна эта работа, нет ли предателей и коррупционеров в самих этих ведомствах — вот вопросы, поставленные ребром на последнем заседании Совета безопасности.

У истоков операции

Многие коррупционные и другие нарушения законности на территории Кыргызстана осуществляются открыто. Схемы извлечения преступных доходов достаточно прозрачны. Но свидетели этого безобразия умалчивают об этих фактах до тех пор, пока не коснётся их лично. Виной этому традиционное равнодушие наших соотечественников и так называемый «кыргызчылык». О коррупционных явлениях в стране прекрасно знают в правоохранительных органах, прокуратуре, да и все чиновники во властных структурах.

Напомним, что в мае 2012 года правительство своим постановлением запретило тяжеловесным автотранспортным средствам, а именно бензовозам марки HOWO китайского производства, проезд по автомобильным дорогам общего пользования и дорогам международного значения внутри республики. Куда же везут бензин и солярку бензовозы? Кому они принадлежат? Даже в Жогорку Кенеше депутаты заинтересовались значительным превышением поставок в Баткенскую область над фактическим потреблением топлива. Как известно, ГСМ поставляются из России по льготным ценам. Ясное дело, куда они идут далее. Но это тема отдельного разговора.

Историю подготовки и проведения операции по поимке мздоимцев на трассе Бишкек — Баткен предлагаем в изложении одного из опытных оперработников Русланбека Умарова. В данном случае водитель большегрузного китайского бензовоза HOWO стал свидетелем многочисленных поборов на контрольно-пропускных пунктах по пути следования из Бишкека в Баткенскую область — до границы с Таджикистаном, и сам пострадал от поборов. Как бы там ни произошло, отметим его гражданское мужество, добровольное участие в мероприятиях.

Бишкек — Сосновка

Для детального изучения оперативной обстановки на трассе Бишкек — Баткен — Исфана и подготовки условий для последующей поимки взяткополучателей на всех КПП по данному маршруту вместе с водителем-заявителем под соответствующей легендой выехал оперработник Умаров. Эта трасса — самая протяжённая в Кыргызстане, и мы разговариваем с водителем на разные темы, но в первую очередь — о проблемах страны, коррупции, разъедающей жизнь кыргызского общества.

Выехали из Бишкека рано. Утром прохладно и свежо. Да и дороги свободны от транспорта. В настоящее время сёла Чуйской долины на протяжении всей трассы почти сомкнулись и границы между ними символические. Область — самая густонаселённая в стране. Здесь уже проживает почти миллион человек, не считая жителей столицы, много мигрантов из других регионов. А трасса Бишкек — Кара-Балта — самая загруженная в Кыргызстане.

По дороге гневаемся по поводу качества кыргызских дорог, выбоин и традиционного ямочного ремонта. Ведь это ничем не прикрытая кормушка для дорожников. Кажется, что дороги строят специально на год-два, дабы иметь объём работ в скором будущем. «Чёрт побери, и здесь коррупция! И где только её нет?» — возмущаемся мы с водителем. Беседуя с ним, я прихожу к убеждению, что он большой патриот в душе. И таких простых граждан, болеющих за отечество, много, но что они могут сделать… Остаётся одно — доставлять этот контрабандный груз, выполнять волю власть имущих, богачей и проходимцев. Надо же семью кормить!

Первый КПП на нашем пути, знаменитая «Сосновка», который водители называют кровопийцем. Сначала пост ДПС, через 300 метров весогабаритный контроль. «Сосновка» считается началом всей коррупционной схемы по нашему маршруту. Если машину с перевесом выпустят из этого поста на юг страны, считай, что проехал 80% трассы.

После небольшого торга с гаишником остановились на сумме 1 000 сомов. Водитель взамен получил документы на машину и водительские права. Около поста ДПС подошли трое мужчин в штатском, представились служащими финансовой полиции (позже выяснилось, что это сотрудники Жайыльского РОВД) и предложили посредничество в проезде через пост весогабаритного контроля. Водитель вынужден был дать взятку в 2 000 сомов, сказав при этом, что сам решит вопрос. Весы показали перевес несколько тонн. Торг занял 15 минут — с 200 долларов до 7 000 сомов. Водитель передал деньги, шлагбаум открыли, и бензовоз проехал КПП «Сосновка», минуя регистрацию на весогабаритном контроле. Ни на одном этапе документы или квитанции не выданы.

Туя-Ашуу, Париж и Ала-Бель

Со вздохом облегчения продолжаем путь навстречу ветру и чистому воздуху Кара-Балтинского ущелья. Чудесна природа Кыргызстана, красива и могущественна: крутые горные склоны окружают трассу вплоть до перевала Туя-Ашуу, порой в тени выступов и скал. Эта дорога много веков связывает юг и север страны, здесь пролегали караванные тропы. Другой дороги нет, разве что в объезд через Ташкент…

Спустившись с перевала, попадаем в городок придорожных кафе, палаток и юрт, пафосно именуемый их владельцами Парижем. Здесь действительно есть всё, кроме Эйфелевой башни.

До следующего перевала Ала-Бель дорога ровная, широкая, можно развить хорошую скорость. А вот сам перевал Ала-Бель трудный, особенно крутой спуск с него в сторону Чычканского ущелья. Здесь часто случаются аварии, а бывает, и лавины сходят.

Ущелье Чычкан

После Ала-Беля наш китайский друг — массивный бензовоз доставляет нас в райскую природу ущелья Чычкан. Глаз радует разноцветье зарослей, белизна берёз, пирамиды сочно-зелёных елей. Тишину нарушает разве что гул проносящихся навстречу автомашин.

Дорога огибает Токтогульское водохранилище, а там рукой подать до Кара-Куля, где нас поджидают «кровососы» на очередном КПП.

КПП «Кара-Куль»

На весогабаритном посту Кара-Куля сразу же зарядили 3 000 сомов, попросив не торговаться. Машину даже не стали регистрировать и загонять на весы. Взяли деньги и отпустили.

Избавившись от кара-кульского капкана, мы, стремительно набирая скорость, уходим прочь. На душе несколько полегчало. Под песню Асанкалыя Керимбаева «Кара-кульские девчата» и с ветерком мы следуем далее. Но недалеко… Через пять километров останавливает сотрудник ДПС по Джалал-Абадской области. 300 сомов — и вперёд. При въезде в Джалал-Абад на посту ДПС с нас сняли всего-то 50 сомов.

Ош — жемчужина Ферганской долины
«Келгиле-келгиле, Ошко келгиле!
Шорпо-шорпо, шорпо ичкиле!»

При въезде в «жемчужину» ставки ДПС резко повысились. Сначала отдали 1 000 сомов, а в Кызыл-Кие развели за 4 000.

Ош славится своим традиционным гостеприимством, отличной национальной кухней, особенно пловом и тандырными самсами. Въезжая в город, мы предвкушали хороший ужин. В знакомом кафе плотно и с аппетитом поели, не торопясь выпили крепкий зелёный чай.

Отдохнув, двинулись вперёд — на Баткен!

КПП поселка Кадамджай

На КПП «Кадамджай» (граница с Узбекистаном) пограничники потребовали 500 сомов за то, что «тоже стоят на страже порядка, а не охраняют кукурузу». Пришлось отдать, чтобы они только открыли шлагбаум. Через 25 метров — таможенный пост. Цена проезда через его территорию — 4 000 сомов.

Затем таможенник объяснил, что на посту ДПС тоже надо бы получить добро на проезд. И если мы там договоримся, то только после этого он нас пропустит и только тогда возьмёт 4 000 сомов. На посту ДПС пришлось отдать 4 000 сомов, и нас выпустили. Ночью перед Баткеном, водителю пришлось отдать ещё 1 000 сомов на очередном посту.

Проезд через Баткен к Исфане обошёлся водителю в общей сложности ещё в 5 300 сомов… Вот наконец и Исфана! Но… На стационарном КПП свою долю откатов получает неизвестный человек с погонами.

«За время нашей одиссеи я наблюдал большое количество бензовозов HOWO, и нетрудно подсчитать сумму взяток на дорогах. Это более миллиона долларов США в месяц!» — восклицает Русланбек Умаров.

Очевидно, что в этой схеме задействованы все правоохранительные органы и, видимо, являются основным источником дохода структур, которые «питаются» за счёт трассы.

На самом краю кыргызской земли

Самая южная точка Кыргызстана на границе с Таджикистаном — Кулунда Лейлекского района. Межгосударственный контрольно-пропускной пункт. Именно здесь узел контрабандных перевозок нефтепродуктов за кордон. Мы сливаем груз в хранилища АЗС, принадлежащей известному бизнесмену.

Наконец можно расслабиться и отдохнуть. Заходим в гости к знакомому местному жителю. В ходе радушного приёма с отменным пловом он рассказывает историю села, о взаимоотношениях с соседями-таджиками. Рядом с Кулундой малая родина великого сына кыргызского народа, выдающегося государственного деятеля Исхака Раззакова. О его трудном сиротском детстве, исключительной честности и порядочности вспоминают не только односельчане. «Вот такие руководители нужны Кыргызстану», — говорит хозяин дома.

Большая «хлопушка»

Вернувшись в Бишкек, Русланбек Умаров подготовил собранные материалы с видеозаписями скрытой камерой о вопиющих фактах коррупции на дорогах, где замешаны все силовые органы республики и подразделения Минтранса.

Материалы переданы в Генеральную прокуратуру. Созданной следственной группе предстояла огромная работа по задержанию всех причастных лиц. Масштабность операции могла привести к утечке информации, так как, по предварительным данным, к мероприятию планировалось привлечь не менее 70 человек: следователи Генпрокуратуры, оперативные сотрудники МВД и спецназ. Во избежание огласки с деталями операции ознакомили только старших групп.

Генеральная прокуратура Кыргызстана организовала следственно-оперативные мероприятия в отношении должностных лиц дорожных органов Министерства транспорта и коммуникаций, Главного управления безопасности движения и других территориальных подразделений МВД, Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями, Государственной таможенной службы, Государственной пограничной службы, Государственного комитета национальной безопасности и так далее. То есть намечалась большая «хлопушка» одновременно на шести КПП республики. И расчёт оправдался: при повторной контролируемой поставке ГСМ с участием уже четырёх водителей бензовозов за вымогательство и получение взятки задержаны 27 служителей закона!

Следователи Генпрокуратуры и оперативники МВД продемонстрировали высокий профессионализм и довели расследование до логического конца, то есть передали материалы судебным органам. Уголовное дело по этой крупномасштабной операции передано в Первомайский суд Бишкека.

С тех пор прошло шесть лет! До сего дня ни один судебный процесс не состоялся ввиду неявки подозреваемых, свидетелей, адвокатов и т. д. Никто из задержанных не привлечён к уголовной ответственности, и на дорогах ничего не изменилось, поборы продолжаются. Как портили дороги тяжеловесные машины, так и портят.

Есть ли у нынешних силовиков и прокуроров стремление и опыт провести аналогичные масштабные мероприятия и поставить точку? Или многие из них не уверены, что результаты кропотливой оперативной работы кому-то нужны.

Подполковник финполиции Русланбек Умаров не теряет надежды, что политическая поддержка и решимость Президента Сооронбая Жээнбекова вести реальную борьбу с коррупцией позволит всем честным сотрудникам правоохранительных органов активно включиться в борьбу с этим злом.

Бектемир ЭРГЕШОВ.






Добавить комментарий