Main Menu

Ислам и светское государство — не соперники, а партнёры

В сентябре 2017 года по инициативе Кыргызстана в Бишкеке состоялась международная конференция «Ислам в современном светском государстве» с участием 19 стран и ряда международных организаций. Особое внимание участники форума обратили на исламские ценности в современных условиях, дающие возможности гармоничному развитию религии без противопоставления религиозных канонов светскому законодательству.

Современный мир в условиях глобализации с каждым днём становится более унифицированным. Этот процесс, помимо прочего, способствует распространению выработанных и проверенных временем ценностей и подходов. В их числе можно назвать светскую модель государства.

Преимущество светского государства состоит в его способности создавать и сохранять баланс интересов представителей разных религиозных общин, верующих и неверующих. В то же время в мире идёт процесс переосмысления роли и места религии. Под воздействием современных вызовов возникают новые формы взаимодействия государства и религии. Появляются и распространяются новые религиозные идеологии. А значит, религия в целом и ислам в особенности является сегодня предметом дискуссий.

Поэтому Кыргызстан, учитывая накопленным им опыт, выступил с инициативой создания постоянно действующей международной площадки для диалога.

В современной политической науке ислам рассматривается как система общечеловеческих морально-нравственных ценностей и целостная неделимая структура. В арабском языке слово «ислам» означает «покорность», «повиновение», «смирение». В шариате оно приобрело значение «повиновение Аллаху путём поклонения Ему одному, подчинение Ему, отречение от многобожия и враждебности по отношению к Его сторонникам».

Важно отметить, что Кыргызстану необходим современный традиционный ислам ханафитской школы с учётом национальной специфики и культуры, укрепления национального суверенитета. Ислам — это особая цивилизация, в рамках которой сложилась и наша кыргызская культура, своя система духовно-нравственных ценностей, национальных обычаев.

Ислам — это целый мир, он включает и доктрину, и поведение человека, его влияние на общество огромно.

Мы видим, что более полутора миллиарда мусульман, проживающих сегодня в независимых национальных государствах, со своей историей, культурными особенностями не могут быть одинаковыми. Исторически все религии развивались, адаптируясь к конкретной среде и культуре, впитывая местные обычаи и традиции.

Сложившаяся здесь исламская правовая школа «ханафитский мазхаб» не противопоставляет доктринальный ислам местным традициям. Наши предки в своё время приняли ислам ещё и потому, что он не противоречит мировоззрению кочевников, и сегодня он стал неотъемлемой частью нашей национальной культуры.

При этом и после принятия ислама на территории современного Кыргызстана свободно проживали представители других конфессий, развивались традиции и культурные ценности всех народов региона.

Только на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимопомощи мы сможем сохранить многообразие и сделать наш мир более современным. Многообразие — это идея самого Созидателя.

Ведь ислам не обязывает никого использовать религиозную атрибутику, не навязывает свои идеи, и об этом сказано в 256-м аяте суры «Бакари» Священного Корана: «Нет принуждения в религии». Исламская религия учит мусульман уважительно относиться к другим религиям.

Необходимо отметить, что стратегия государства в отношении ислама не должна противодействовать исламу и не рассматривать его как идеологического противника, что противоречит гармоничному сосуществованию светского государства и религии. Наоборот, стратегия государства в отношении ислама должна способствовать формированию национальной идеи, основанной на базисных принципах с учётом национальной специфики Кыргызстана, его культуры, истории, исламских ценностей и т. д.

Государство должно видеть в возрождении ислама в стране фактор стабильного развития страны, осознавать исламскую культуру как важную составляющую жизни общества, что способствует гармонизации отношений между светским государством и религией.

Конституция Кыргызской Республики не допускает вмешательства в деятельность госорганов со стороны религиозных организаций, но не препятствует их взаимодействию в различных формах по вопросам, представляющим обоюдный интерес.

Сегодня мусульманская община республики постепенно приходит к пониманию необходимости реализовывать свои интересы в социальной жизни страны, равноправного участия в социальных, политических процессах. Главным вопросом является конструктивность подхода с обеих сторон — как со стороны светского государства, так и со стороны религии. Поэтому проведение реформы в системе как религиозных, так и светских образовательных учреждений является стержнем, который служит начальным этапом их гармоничных отношений.

При этом весьма важной целью реформирования образовательных учреждений является разработка методологии и программ преподавания, направленных на гармонизацию содержания.

Количественный рост верующих мусульман в республике заставляет обратить внимание на качество религиозного образования. Сегодня большинство исламских образовательных учреждений даёт только узкорелигиозное образование, не способно отвечать на новые вызовы современности и не может противостоять радикальным идеологиям, а также не обеспечивает информационную безопасность, мир и согласие.

Путём взаимодействия государства и религии, закреплённого на законодательном уровне, можно избавиться от существующего недоверия и настороженности между духовенством и светской властью. И, самое главное, переход отношений государства и религии на новый качественный уровень имеет первостепенную роль в укреплении основ кыргызской государственности, конституционного строя, обеспечении гармоничных отношений внутри общества, защите национальных интересов.

Отрадно, что религиозные организации исторически представленных в Кыргызстане конфессий (ислам, православное христианство) в последние годы стали постоянными участниками различных мероприятий по профилактике правонарушений, противодействию проявлениям религиозного экстремизма и иному содействию правоохранительным органам. На мой взгляд, чтобы достичь гармоничного сосуществования светского государства и ислама, направленного на обеспечение суверенитета, стабильности, мира и согласия, сторонам необходимо использовать все имеющиеся механизмы диалога, прилагать усилия к взаимному пересмотру и изменению отношений. При этом обе стороны должны стоять на позициях конструктивизма и равновесия и не видеть друг в друге врага или соперника.

Своевременное и продуманное включение религиозных общин Кыргызстана в социально-экономические процессы в свою очередь укрепляет структуры кыргызского общества, решает не только духовно-нравственные, социальные проблемы, но и актуальные межрегиональные, межклановые, межнациональные вопросы. Необходимо отметить, что укрепление авторитета муфтията безусловно способствует внутриобщинной интеграции, повышению статуса мусульманской общины, гармонизации межнациональных отношений.

Предстоит определённая работа по организационно-правовому закреплению сотрудничества, формированию собственной национальной модели государственно-конфессиональных отношений.

Разумеется, достижение полнокровного гармоничного сосуществования светского государства и ислама в нашей стране требует немалых усилий и времени, но я твёрдо уверен, что свободолюбивый, гордый и мудрый народ Кыргызстана, следуя курсом демократизации общества, безусловно, постепенно достигнет этой замечательной цели — гармоничных отношений в обществе.

Болотбек ИШЕНАЛИЕВ,
мусульманин.






Добавить комментарий