Main Menu

Вижу город подо мной (фото)

Хотели ли вы когда-нибудь почувствовать себя птицей? Красивые снимки, сделанные с недосягаемой высоты, позволяют поразиться и восхититься масштабностью и архитектурой Бишкека. Когда видишь город с борта Ми-8 во время служебного облёта? удивляешься, какой он волшебный, чудесный, заманчивый и интригующий. Даже не верится, что эти чёрные точки внизу — люди со своими заботами, радостями и тревогами. А различные пирамидки и квадратики с башенками и куполами — это здания, украшающие родной мегаполис. Тонкие, пронизывающие весь город линии — это освежающие в испепеляющий зной спасительные арыки. И так вдохновенно с поднебесья глядят на это панорамное чудо наши глаза, что на душе становится легко, в ней мир и лад. И нечаянно вспоминается детская песенка: «Я на шариках летела, во все стороны глядела, вижу — город подо мной, и зеленый он какой. Там сады кругом, цветы небывалой красоты, и дома стоят большие, словно корабли морские. Как зовётся город этот, мне скажите по секрету?» Но секрета ни для кого нет, это родной и, казалось, до боли знакомый Пишпек — Фрунзе — Бишкек.

В этом году нашей столице исполнится 140 лет. 26 апреля 1878 года по решению Туркестанского генерал-губернатора К. Кауфмана небольшой поселок Пишпек преобразовали в город — центр сначала Токмакского, а затем Пишпекского уезда, а первый план строительства города был утверждён военным губернатором Семиреченской области Г. Колпаковским 31 августа 1878 года (эта дата и считается теперь днём рождения Бишкека). План представлял собой прямоугольную сетку улиц, идущих с юга на север и с востока на запад с разбивкой на кварталы, на которых располагалось от двух до четырёх усадеб. В 1881 году первоначальный план несколько изменили, в него внесли места для площадей, базаров, кладбищ и парков.

В центре города размещалась площадь с церковью, с запада к центру вплотную примыкал военный плац, а с востока — гостиный двор. Вокруг этого центра строились жилые дома для чиновников, офицеров, торговцев, на восточной окраине отвели места для базара с сенной площадью. Первоначально город охватывал территорию в границах: на севере — улица Ташкентская, на востоке — река Аламедин, на юге — улица Лагерная, на западе — улица Казарменная. В 1897 году здесь проживало 6 115 человек. По сведениям городского старосты И. Терентьева, в будущей столице имелось 752 дома, в том числе из сырцевого кирпича, глинобитных под камышовой крышей, деревянных. Через семь лет, в 1904 году, в Пишпеке насчитывалось уже 38 улиц, 24 переулка, 1 417 строений.

Согласно тому историческому генплану, маленькое неказистое село с глинобитными мазанками и войлочными юртами должно было превратиться в красивый европейский город с прямоугольной планировкой широких улиц и проспектов, множеством парков, аллей, скверов и площадей. Таким мы и видим Бишкек сегодня, хотя старинных памятников в городе практически нет, но их с лихвой компенсируют весьма интересные архитектурные образцы начала ХХ и ХХI веков, которые нелегко отыскать на фотографиях, сделанных с высоты птичьего полёта, даже очень зоркому взгляду. А опустившись на землю, мы любуемся очень стильными видами зданий Национального музея изоискусства имени Г. Айтиева и Национального русского драмтеатра имени Ч. Айтматова. В них есть скромное обаяние «советского модернизма», монументальность, достоинство, красота, нет мишуры и дешевого гламура. Здания хорошо вписываются в общую городскую композицию и не могут не удивлять. Эти замечательные проекты значимы организацией пространства, градостроительным решением, им до сих пор мало равных в городе по архитектурной уникальности. Редким случаем органичной архитектуры является сувенирный магазин «Улитка». Его авторы архитекторы Р. Мухамадиев и К. Алыкулов, создали красивый и пластичный объект, который, несмотря на не совсем ухоженный вид, до сих пор украшает один из скверов центра столицы.

Наш взор обязательно выделит и бизнес-центр на улице Токтогула (пересекает улица Т. Молдо), построенный по проекту М. Шеримкулова, который привлекательно смотрится и своим высотным дизайном гармонично вписывается в общую композицию столичного центра. Оригинально выглядит и совсем недавно украсившее город здание «Космопарка» (неподалёку от Орто-Сайского рынка). Нестандартный замысел архитектора К. Ибраева и его качественное исполнение в реальности соответствуют стилистике современного Бишкека. Те, кому по душе памятники советского классицизма, обязательно обратят внимание на бывшее агентство «Аэрофлота», центральный павильон бывшей ВДНХ, которые сомасштабны с окружающей застройкой, а главное, не утратили своей актуальности и сегодня.

Одним из самых ценных архитектурных «высказываний» советского зодчества является в столице здание мемориального Дома-музея М. Фрунзе. Это одно из первых зданий, построенное в современном стиле. Профессионально красив Международный университет Кыргызстана, выполненный по проекту архитектора Е. Писарского. Здесь прежде всего задерживает взгляд великолепный лепной декор в виде кыргызского национального орнамента. А вот разрезающие воздух вместе с птицами минареты и купола главной мечети Бишкека. Недавно выстроенная недалеко от проспекта Жибек Жолу она интересна не столько своим стилем, сколько самим фактом присутствия и возвышения над всем городом. Сверху мечеть кажется очень похожей на только что приземлившийся космический корабль.

Архитектура в Бишкеке также родилась в 1878 году с генплана за подписью генерал-губернатора Г. Колпаковского. С этого момента начинается стабильное строительство на территории города. Генплан составляли, по некоторым сведениям, зодчие, а по другим — военные топографы. Они приняли так называемую Гипподамову систему. Существуют лучевая, кольцевая, линейная системы городской планировки, у нас же строго прямоугольная. Город изначально поделили на квадраты, кварталы, и улицы проложили в направлении север-юг и запад-восток. Это решение оказалось очень удачным, потому что у нас есть господствующие ветра в западном направлении. С запада на восток столица хорошо продувается.

За свою эпоху Бишкек пережил немало градостроительных новаций.

До революции он развивался как одноэтажный, двухэтажных домов в нём практически не имелось. В 1925 году в Пишпек прибыл кооператив чехословацких коммунистов «Интергельпо», они оказали огромное влияние на развитие местной архитектуры. Кооператив первый начал застраивать Рабочий городок, где применил кольцевую систему планировки, которая отличается от всех остальных районов. После войны строительство продолжалось в том же ключе, появились некоторые уникальные здания, созданные в так называемом сталинском стиле. В 1950-х годах партия и правительство подписали постановление о переходе на индустриальные методы строительства. С 1960-х годов началось массовое возведение «хрущёвок» — типовых крупнопанельных четырёх-, пятиэтажных домов. Сейчас их сильно критикуют, но на тот период это считалось самым лучшим примером в мире массового жилья.

Самым значимым в то время стало строительство микрорайонов в южной части города. В них предусматривались не только дома, но и социальная инфраструктура — детсады, школы, парки и прочее. Даже сегодня микрорайоны являются комфортными местами для проживания, поскольку находятся в экологически благоприятной части Бишкека.

Новая волна строительства пришлась на 2000 год и продолжается по сегодняшний день. Быстро развивается возведение многоэтажных домов, но, к сожалению, с нарушением правил градостроительства. Особый бум наблюдается в центре города, поскольку цены на недвижимость здесь намного выше. И каждый инвестор покупает маленький кусок земли и, как может, заказывает проект. Новые застройки не взаимодействуют с другими объектами, и архитектура Бишкека таким образом обезличивается. Зодчие ориентируются нынче на не очень хорошие аналоги из других стран, не используют национальные мотивы. Будем ли мы дальше слепо копировать западную либо российскую архитектуру или начнём создавать свою? Это тоже серьёзный вопрос. В мире же широко применяется такая практика: самый важный объект выставляется на конкурс, причем не инвестиционный, который проводится среди строительных компаний, а среди архитекторов для того, чтобы разработать прежде всего оригинальный проект. Эта идея всё время витает среди градостроительной общественности, но она, к сожалению, до сих пор не получила должной поддержки от столичных властей.

И ещё одна важная мысль приходит при взгляде на столичную панораму из поднебесья. Оттуда хорошо заметно, как полководцы-инвесторы и архитекторы ведут неустанное мраморно-асфальтовое наступление на зелёные лёгкие Бишкека, которые увы, сокращаются, как приснопамятная «шагреневая кожа». В серьёзных документах говорится, что на одного человека в Бишкеке должно приходиться 20 квадратных метров зелёных насаждений, 40% города должно отводиться под главный климатический фактор — парковые зоны, которые исчезают. А ведь именно с учётом этой особенности градостроительное устройство Фрунзе послужило примером для многих городов бывшего Союза, поскольку столица построена по методу сетки, которая даёт возможность проветриваться улицам. Скверы и парки можно назвать природно-климатическим поясом Бишкека, так как они составляют зону пониженного давления и производят физическое втягивание горячего воздуха. Город проветривается не только из-за бриза, который продувает его сверху вниз, но и благодаря разнице давления, которое создаётся зелёными зонами в верхней части столицы. Для примера мы можем сравнить площадь Ала-Тоо и Дубовый парк. Разница средней температуры между ними составляет около 3-5 градусов.

Арычная система тоже играет большую роль. Когда под деревом проходит вода, количество испаряемой влаги увеличивается в разы. Переход на поливные системы капельного орошения и дождевания позволят сэкономить воду, но арыки и фонтаны — это важный климатообразующий фактор нашего города. Когда специалисты говорят об общественных пространствах, то именно зелёные зоны являются основными из них. Сегодня перед «Зеленхозом» стоит сложный вызов — число парков в столице сократилось, а население выросло. Сейчас на человека приходится 3,7 квадратных метра зелёных насаждений с учётом того, что ботанический сад и скверы считали по площади, а не с учётом зелёного покрова их территорий. Настало время собрать вместе за одним столом мэрию, «Бишкекглавархитектуру», «Зеленхоз», бизнес и науку и выработать оптимальное и мудрое решение, от которого для Бишкека наступит его звёздный час, и он будет удивлять своими градостроительными и архитектурными изюминками не только с высоты птичьего полёта.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий