Main Menu

Уроки народного гнева

Пошёл девятый год с того дня, когда народ Кыргызстана, загнанный в угол коррупцией и беззаконием, свергнул семейно-клановый режим Бакиева. Победа далась высокой ценой. На площади Ала-Тоо погибли 84 человека, 1 500 получили ранения и травмы. Особенно жива боль потери молодых ребят, ценой своей жизни изменивших историю страны.

7 апреля 2010 года воин-ветеран баткенских событий Мирлан Ибраев был дома, когда позвонили боевые товарищи и сообщили, что за виадуком по улице Алма-Атинской, в районе «Медиа Форума» собралась многочисленная толпа людей, слышна интенсивная стрельба, а по телевидению показывают первые жертвы. Договорились встретиться у оптового рынка «Мадина». К тому моменту шествие уже направлялось к «Белому дому», увидев среди митингующих своих друзей, примкнул к ним. Милиция пыталась перекрыть дорогу демонстрантам, завязалась рукопашная, и стражи порядка открыли огонь на поражение. «До сих пор отчётливо помню, — говорит Мирлан, — как мой друг Эркин Медеров, с которым вместе служила в разведроте во время баткенской кампании, вдруг опустился на колено, а потом рухнул на землю. Пуля попала ему в предплечье. Эркина вытащили из толпы торговцы «Мадины» и оказали ему первую помощь».

Как вспоминает наш герой, в штурме Дома правительства участвовали в основном молодые люди. В их числе были ребята, приехавшие из других регионов страны. Внимание Мирлана привлекли атлетически сложенные мужчины в белых бейсболках. Только потом он узнал из СМИ, что это были специально подготовленные спортсмены, в задачи которых входило выявление лидеров среди демонстрантов, их ликвидация, подстрекательство к мародёрству и организация межэтнических конфликтов.

…Увлекаемый толпой, Мирлан оказался прямо у забора Дома правительства. К этому времени деморализованная милиция, применявшая резиновые пули, дубинки и слезоточивые гранаты, покинула площадь, и казалось, что на этом всё закончится, к митингующим выйдет кто-то из представителей бакиевской власти и выслушает их требования. Но этого не произошло. Огонь на поражение открыли бойцы спецподразделения «Арстан», непосредственно подчинявшиеся Жанышу Бакиеву, а снайперы, расположившиеся на крышах Дома правительства, Исторического музея и фабрики «Илбирс», начали точечно отстреливать демонстрантов. Пуля Мирлану попала в левое бедро, когда он пытался спасти мальчишку, получившего ранение в голову, и вынести его в безопасное место. Какие-то трое пожилых мужчин взвалили Мирлана на милицейский щит и отнесли на улицу Киевскую, где находились машины скорой помощи. После того как врачи вынули пулю и обработали рану, Мирлан, отказавшись от госпитализации, снова вернулся на площадь. То, что он здесь увидел, поразило даже его, человека, прошедшего войну: кровь на асфальте, десятки раненых, убитых мирных граждан, подбитые гранатомётами горящие машины. Ему удалось найти небольшой грузовик, под прицельным огнём погрузить в него несколько истекающих кровью ребят и доставить их в Национальный госпиталь, к тому времени уже переполненный до отказа. Один из хирургов рассказал ему о своих подозрениях, что ранения получены от пуль со смещённым центром, перед выходом насквозь поражающих все жизненно важные органы. Поздно вечером, возвращаясь домой, Мирлан потерял сознание. Помогли ему случайные прохожие, позвонили супруге Жамал и попросили приехать. Наутро, посмотрев в зеркало, он обнаружил на голове седую прядь волос. Словно в кошмарном сне ветеран Баткена вдруг снова оказался на войне, где свистели пули и погибали люди. Сказался тяжёлый психологический стресс, а последствия ранения негативно отразились на здоровье, и Мирлан стал инвалидом.

«В 1999-2000 годах мы врага знали в лицо, — делится воспоминаниями участник апрельских событий. — Агрессоры — бандформирования Исламского движения Узбекистана получили достойный отпор, но тот противник угрожал целостности и независимости Кыргызстана, а в 2010-м врагом для власти стал собственный народ, и она применила против него оружие. Поначалу мирно настроенные граждане хотели высказать свои требования по ряду социальных проблем, рассказать о повсеместной коррупции и несправедливости, надеясь, что их услышат чиновники из бакиевского окружения и глава государства, но пролилась кровь, и остановить их было уже невозможно. Я и сегодня нисколько не сожалею, что 7 апреля был среди митингующих против произвола».

…В тот день, несмотря на ноющую рану, Мирлан не мог усидеть дома и ближе к полуночи пришёл в объединённый штаб добровольных дружин на улице Горького. Там уже находились воины-«афганцы», ветераны Баткена, МВД, Министерства обороны и простые бишкекчане. Кровавой бойней на площади, хаосом и бездействием правоохранительных органов воспользовались мародёры и провокаторы. Столицу сотрясали грабежи, были попытки захвата государственных объектов. Это уже потом выяснилось, что разнузданными толпами мародёров руководили те же «белокепочники», что и у «Белого дома», действуя по указке чиновников и некоторых политиков. Сами они не участвовали в погромах, но умело играли настроением людей и направляли их в нужное русло. Ситуация грозила непредсказуемыми последствиями, вспоминает Мирлан, но совместными усилиями удалось её стабилизировать, навести порядок и восстановить законность. По его словам, зло берёт на тех, кто сегодня пытается выводить на митинги людей, провоцирует столкновения на политической почве. Кыргызстанцы уже видели 7 апреля, чем это чревато. Нам нужен мир и стабильность, за это заплачено кровью простых людей, вышедших протестовать против прежней власти.

Из основных моментов тех трагических событий можно отметить бегство К. Бакиева и последующую за этим отставку премьер-министра Д. Усенова. Вот как об этом рассказывает политолог Табалды Акеров. «Главу государства и его приближённых вывезли на двух «джипах» через туннель бомбоубежища под Домом правительства, откуда можно было незаметно выехать на бульвар Эркиндик. Участники штурма БД видели, как через ворота прорывался кортеж машин, но остановить их было невозможно: охрана открыла шквальный огонь на поражение, что могло бы привести к большим человеческим жертвам. Таким же путём исчезли снайперы, переодевшись в гражданскую одежду и смешавшись с толпой митингующих. Подписав заявление о своей отставке, Данияр Усенов не отдал приказа о прекращении огня. Кровопролитие продолжалось ещё несколько часов до тех пор пока оборонявшие «Белый дом» военные не сложили оружие, а сам экс-премьер-министр просто исчез».

Перед уходом специалисты СГО, которой руководил Жаныш Бакиев, заминировали несколько кабинетов БД, в том числе апартаменты президента, но, к счастью, в рядах участников штурма нашлись сапёры, и им удалось обзвредить взрывные устройства.

Революционные события 7 апреля стали отправной точкой, с которой страна начала жить с чистого листа. Многие вещи мы только теперь начинаем осознавать. Главное, надо всегда помнить, от какого чудовищного зла спасли страну те, кто тогда стоял под пулями на площади Ала-Тоо. Вечная им память…

Сергей СИДОРОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.






Добавить комментарий