Main Menu

Опередивший время

«Людей выдающихся немного. Их потому и именуют выдающимися, потому что их мало и они известны. Известность выдающейся личности определяется её трудами и личными качествами. Их отличает главное — масштаб. Они организаторы и дальновидные руководители больших коллективов, работающих с неизменным успехом. Как верно заметил Борис Пастернак, есть такие отрасли духовной жизни общества, где преуспеть может лишь хороший человек. Поэзия, история — в их числе. Здесь знание и понимание срастаются воедино. Это требует глубины», — заметил Арон Абрамович Брудный в одной из многочисленных бесед, в которых мы нередко проводили свободное время.

Вспоминая об Ароне Абрамовиче, я окончательно склоняюсь к мысли о том, что его, как никого другого, следует причислить именно к ряду тех «людей выдающихся», о которых он говорил и писал в своих научных трудах.

Он вполне соответствует своему же вердикту: «Время живёт в людях, а не только люди во времени».

В итоге пятидесятилетней научной деятельности он стал известен научному и педагогическому миру как выдающийся психолог, историк, экспериментатор, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, заслуженный деятель образования, лауреат Государственной премии Кыргызской Республики. Его научные труды оценены учёными мира: он был избран членом-корреспондентом Национальной академии наук Кыргызской Республики, действительным членом Московской государственной академии педагогических и социальных наук, действительным членом Российской академии естественных наук, членом Калифорнийской и Нью-Йоркской академий наук.

Коллеги по Кыргызско-Российскому Славянскому университету помнят, что Арон Абрамович является основателем кафедры психологии в университете.

Наиболее лаконичную, по мнению учёных, характеристику научной значимости трудов Арона Абрамовича сделали учёные Института психологии Российской академии наук: «Арон Абрамович — известный советский философ. Основная тема его исследования — человек как объект познания. Он один из основателей психолингвистики как научного направления.

В его трудах по проблемам понимания и общения обоснован ряд положений, получивших признание в отечественной и зарубежной науке. Разработанный им метод смыслового анализа получил эффективное применение. В его работах раскрыты существенные возможности человеческого фактора».

А. Брудный является автором около 300 научных работ, в том числе монографий «Семантика языка и психология человека», «Наука понимать», «Пространство возможностей», получивших весьма высокую оценку научной общественности. Он инициатор издания и редактор серии сборников «Сознание и действительность», «Знак и общение», «Сознание и общение», «Философско-психологические проблемы коммуникации», «Сознание и понимание», «Философско-методологические проблемы теории общения» и др. В них последовательно освещён ряд методологических проблем комплексного изучения человека. Результаты его исследований используются в различных сферах науки и практики: информатике, психологии, экологии, языкознании; при решении проблем обучения, проектирования и изобретательской деятельности.

Школа, которую он основал, разработала актуальные проблемы теории познания, под его руководством подготовлено и защищено около 30 кандидатских и докторских диссертаций.

А. Брудный неоднократно выступал на международных конгрессах, организовывал симпозиумы и секции на научных съездах и конференциях. Его работы переведены на иностранные языки.

Один из видных организаторов науки, он являлся председателем проблемного Совета по комплексному изучению человеческого фактора при Президиуме АН Киргизской ССР, членом редколлегии научного журнала «Известия Академии наук Киргизской ССР», двадцать лет руководил работой киргизского отделения Общества психологов СССР.

Многие учёные и коллеги считают, и совершенно справедливо, А. Брудного одним из творцов современной философии. Удивительно одарённый от природы человек среди множества мнений и теорий задавался вопросами «понимания» и «смысла», помогая людям увидеть «пространство их возможностей».

Его жизнь складывалась неординарно. Он искал Истину Бытия всегда: и когда, получив блестящее медицинское образование, решил посвятить себя философии, и когда, будучи молодым доктором наук, увлёкся процессами понимания и только потом пришёл к психологии. Профессиональная жизнь Арона Абрамовича была беззаветным посвящением науке, служением психологии и философии. Его жизнь насыщена встречами с видными учёными современности.

Вся жизнь Арона Абрамовича, особенно его научное творчество, была связана с историей, философией и психологией народа Кыргызстана, причём именно так, как он говорил: «Время живёт в людях, а не только люди во времени».

Арон Абрамович родился в Кыргызстане, в городе Фрунзе, 13 января 1932 года.

Отец его, Абрам Львович, учился в медицинском институте в Ленинграде, после окончания которого получил диплом врача-отоларинголога. Молодой специалист, движимый естественным рвением помочь стране, он немедленно отправился в те места, где, как думал, совсем нет или очень мало врачей. Тем более что его специализация вполне соответствовала существующему положению — заболевания были распространены, а врачей всегда не хватало. Абрам Львович вначале отправился в Коканд, а затем во Фрунзе, где начал свою врачебную деятельность фактически с нуля.

Здесь же сложилась семья, родился сын Арон. Мать Арона Людмила Андреевна — девушка из офицерской семьи, училась в институте благородных девиц, владела иностранными языками, умела играть на фортепиано, прекрасно готовила. «Вообще Людмила Андреевна умела делать всё, что должна была уметь женщина», — вспоминал он о матери.

Отец, разумеется, проводил всё время на работе, в лечебницах. Но воспитанию и образованию сына родители уделяли много времени. В частности, в личном листке по учёту кадров Арон Абрамович в графе «Какими иностранными языками и языками народов СССР владеете» своей рукой записал: «английский — читаю и перевожу, немецкий, польский — читаю, могу объясняться». Вряд ли наша образовательная система позволяла освоить все эти языки нашему будущему учёному…

Среднее образование Арон получил в школе №6, одной из лучших школ города Фрунзе. Обучаясь в 9-м классе, он «умудрился» сдать экзамены за 10-й и окончил школу экстерном согласно специальному разрешению наркомата образования.

В тот же год он поступил в медицинский институт, а через год отправился «совершенствовать» своё медицинское образование в Ленинград. Здесь он слушал лекции учеников И. Павлова, участвовал в проведении лабораторных экспериментов.

Арон Абрамович получил блестящее медицинское образование и, как отмечено в личном листке, в 1954 году после окончания Киргизского медицинского института с дипломом с отличием по специальности «врач-лечебник» поступил в аспирантуру по специальности «физиология животных».

Следует заметить, что, проводя опыты на собаках, как было принято в «школе Павлова», когда он уже учился в медицинском институте, молодой врач чувствовал: медицинское образование даст ему знания «по болезням». Но ему хотелось знать больше: изучить человека в историческом времени. И он одновременно с медицинским институтом стал обучаться экстерном на историческом факультете Киргизского государственного университета. По его мнению, это было как раз то сочетание, которое очень подходит ему, — освоить его будущее увлечение человеком как объектом познания в историческом времени.

Свой первый научный труд — диссертацию — Арон Абрамович защитил по философии. Очевидно, приверженность психологии ещё не определилась.

Почти вся творческая жизнь замечательного учёного связана с Академией наук Кыргызской Республики. Здесь он защитил докторскую диссертацию на тему «Язык, сознание и действительность», а с 1984-го по 1998 год заведовал отделом комплексного исследования Института философии.

Следует заметить, что конец XX и начало XXI веков — это очень трудное, но интересное историческое время, которое переживали народы когда-то огромной великой державы. Тяжело это время переживала и академическая наука республики, и учёные, вынужденные буквально выживать, вели борьбу за её сохранение.

В 1993 году впервые в Центральной Азии в Кыргызстане состоялось открытие Кыргызско-Российского Славянского университета. Арон Абрамович вошёл в группу первых преподавателей первой кафедры истории и культурологии, философии и психологии, языка и литературы. В 1995-м из этой кафедры выделяется кафедра психологии и философии, работу которой возглавил Арон Абрамович.

В течение пяти лет он организовывал разработку планов и программ дисциплин, преподаваемых студентам. И, самое главное, всё своё время пребывания на кафедре проводил со студентами в беседах, конференциях, викторинах, привлекая извечным психологическим лозунгом к человеку: «Познай себя».

В 2000 году он, оставив заведование кафедрой, продолжал работать в должности профессора-консультанта кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета. Одновременно являлся профессором и заведующим исследовательской лабораторией Американского университета в Бишкеке.

Традиции познания, заложенные Ароном Абрамовичем на кафедре, живут и в настоящее время, а его соратники продолжают сеять Разумное, Доброе, Вечное.

Меня, как историка, особенно поражают глубина и масштабность его мыслей об историческом процессе и роли человека в нём. Следует заметить, что нам всегда было интересно беседовать на самые разные темы, вплоть до бытовых. В то время, а собственно и сейчас, я уверен, что самый глубокий, убедительный и исчерпывающий ответ давал именно Арон Абрамович. И я с удовлетворением вспоминаю о нашей совместной работе в Академии наук и в КРСУ. В последние годы жизни Арона Абрамовича мы задумали написать совместную «Книгу-беседу». Но не случилось, не успели… Правда, некоторые заметки об актуальных проблемах остались.

Однажды в личной беседе на вопрос, является ли человек главной фигурой исторического процесса, Арон Абрамович ответил: «Да. Именно люди делают историю. Здесь имеются в виду не только и не столько исторические личности, сколько особенности и свойства самого человека и мира, в котором он живёт».

И далее, развивая мысль о человеке — творце истории, он очень плавно, ненавязчиво, но убедительно переходит, наверное, к главному вопросу нашего времени: что есть история как реальность?.. Как тонкий психолог, Арон Абрамович отвечает на него так: «История — это движение человечества по стреле времени. Факт существования системы «прошлое — настоящее — будущее» не вызывает сомнений. Проблема состоит лишь между прошлым, настоящим и будущим. От того, какова эта связь (если она есть), зависит, удастся ли людям расширить сферу своих возможностей, продлить существование человечества в обозримом будущем».

То есть существование человечества есть проявление и следствие его жизнеспособности, думаем и мы, историки.

Нам, историкам, известно, что высокая жизнеспособность человека исторически определялась четырьмя неравнозначными факторами: реализацией способности к труду и способности проектировать и использовать продукты труда; наличием природных ресурсов, обеспечивающих источники средств к существованию; известной популяционной разобщённостью: разорительные явления, происходящие в отдельной части земли, не всегда влияли на жизнь других, и, наконец — базисным фактором, который Арон Абрамович, согласившись с тремя предыдущими, всё-таки считает первоосновой — способность человека к самовоспроизведению, половой отбор, производство человека человеком.

Арон Абрамович считал, что многое в истории человечества зависит от самих социальных систем. «В настоящее время мы адаптируемся к системе, не претендующей на полную разумность. Ушедшая в прошлое система, которая не уставала взывать к прогрессу и разуму, на деле отдалялась от разума с каждым годом своего существования», — с грустью констатировал мудрец Брудный.

Но тут же с оптимизмом он заметил: «Процесс развития человечества существует, движутся в будущее классы, нации, государства. Вписаться в движение тех социальных образований, которые имеют наиболее яркую историческую перспективу, — вот решение проблемы осмысленности индивидуального существования».

И, обращаясь к истории Кыргызстана, которая была постоянным объектом наших бесед, он заметил, что она обладает «собственной финальностью», которая придаёт ей смысл. Для этого необходимо возрастающее овладение силами природного материального мира, совершенствование человеческого бытия путём развития цивилизации и культуры, главные факторы тут — наука, философия, искусство и, конечно же, актуализация возможностей, заложенных в природе самого человека. Его силы и потребности лежат в основе цивилизации, и она совершенствуется, чему конца не видно. И нам, историкам, известно, как на протяжении более чем двух тысячелетий традиции кочевой цивилизации помогали народу не только противостоять вызовам времени в разные исторические эпохи, но и развиваться дальше.

Размышляя исторически, Арон Абрамович считал, что «хронотоп» (в смысле, придаваемом этому термину М. Бахтиным) кыргызской истории образуют современные цивилизации. «Особый интерес представляет для нас цивилизация, историческое пространство которой простирается в Восточной Европе, Кавказском регионе, Северной и Центральной Азии, а историческое время ещё предстоит определить…»

И опять возникает вопрос: могут ли выйти на историческую арену новые силы, может ли перераспределиться значение уже известных? На этот вопрос историкам трудно ответить и сегодня…

Но Арон Абрамович, руководимый какой-то своей фантастической прозорливостью, почти 20 лет назад заметил: «Согласно китайской концепции XXI века, производство будет сосредоточиваться в Китае и в странах Востока, ресурсы будут вносить в мир Россия и сопредельные страны, интеллект сосредоточится в Европе, а финансовым центром мира останутся США. Положение Центральной Азии в этом случае будет определяться тем, что она граничит с Китаем. По ней пройдут новые дороги. Недаром Наполеон говорил, что вся тайна цивилизации — в путях сообщения. В дорогах.

Центральная Азия, через которую шёл Великий Шёлковый путь, это знает. Ей, может быть, и предстоит дать ответ на вопрос о будущем евразийской цивилизации».

То есть, согласно концепции Арона Абрамовича, на вопросы о будущем ответы будет давать история человечества и, наверное, история самого человека с его психологическим потенциалом.

Арон Абрамович, умный, интересно и глубоко мыслящий философ, по его собственной формулировке самого понятия «философ», заметил: «…Философия, видимо, существует затем, чтобы решать вопрос о смысле существования субъекта. И решение этого вопроса вне анализа конкретных исторических обстоятельств вряд ли возможно. Но каковы бы ни были эти обстоятельства относительно субъекта, всё же можно сказать главное. Главное — это смысл его жизни. В чём же он заключается?.. В том, чтобы она продолжалась. В продолжении существования человечества — смысл его истории».

Сам А. Брудный очень гармонично вписывался в современную научную, социальную и даже политическую жизнь… С появлением в Кыргызстане фонда «Сорос» он стал одним из первых преподавателей Школы будущей элиты. Включившись в политическую жизнь, стал членом группы по подготовке программы Социал-демократической партии Кыргызстана и активно печатался в первых оппозиционных газетах. Как философ широкого профиля, он всегда интересовался культурным наследием и стал одним из редакторов журнала «История культурного наследия Кыргызстана». Он был одним из инициаторов проекта «История развития Кыргызстана» под названием «Третий путь».

В тяжёлые годы перестройки, то есть переустройства духовного состояния общества, он всем своим научным творчеством старался приблизить предсказанные им же преобразования в обществе. Он постоянно и одинаково активно выступал со статьями по актуальным вопросам истории и философии.

Современники однозначно отзывались о нём, как о «большом учёном и прекрасном педагоге», о том, что «его научные труды, его работы научно-популярного характера широко известны», о том, что «результаты его экспериментальных исследований всегда имели выход в конкретные научные знания», о том, что «будучи известным философом, он обращался к проблемам, непосредственно связанным с информатикой, проектированием и изобретательской деятельностью», и многом другом.

Известный философ, он принял активное участие в программе «Кыргызы и Кыргызстан: опыт нового исторического осмысления». Программа эта требовала Основы, считал Арон Абрамович. «Основы фактической, которая создаётся годами конкретных исторических и иных научных исследований; основы духовной, которая слагается как результат достижения учёными внутренней зрелости; наконец, основы общественно-политической, создающей такие условия для учёных и науки, которые позволяют рассчитывать на постижение Истины». Здесь речь идёт о преемственности и важности трудов предшественников.

И сегодня его коллеги, друзья и ученики считают, что Арон Абрамович Брудный всегда был главным хранителем «духа Человека-книги», «духа Учёного и Учителя». Надо сказать, что этот дух остался и живёт в его учениках и в его книгах. Его книги, его мысли будут передаваться из поколения в поколение. Быть может, именно это и является главным итогом его жизни.

В. ПЛОСКИХ,
академик Национальной академии наук Кыргызской Республики, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета.

P. S. В день самой первой встречи с первыми студентами Кыгызско-Российского Славянского университета в большом актовом зале была прослушана первая в стенах КРСУ лекция, прочитанная профессором Ароном Абрамовичем Брудным. Она была посвящена истории университетов, концепции университетского образования и тому значению, которое приобрела в нём философия — ПЕРВАЯ собственно вузовская дисциплина.






Добавить комментарий