Main Menu

«Чёрная метка» власти

Вспомнить накануне годовщины Апрельской революции о преступлениях бакиевского режима, посягнувшего на права и свободу граждан, автора этих строк подтолкнуло убийство экс-руководителя президентской администрации Медета Садыркулова 13 марта 2009 года.

Тогда под давлением ближайшего окружения Бакиева в ходе расследования гибели его, водителя К. Сулайманова, директора Института стратегических исследований Сергея Слепченко рассматривалась только одна версия — дорожно-транспортное происшествие. Согласно ей, ранним утром того дня на автотрассе около села Кой-Таш в «Лексус», в котором находились потерпевшие, врезалась «Ауди». В результате удара произошло возгорание, джип взорвался и его пассажиры сгорели. Обвинили в автокатастрофе водителя легковушки О. Осмонова.

После событий 7 апреля по инициативе победившей оппозиции, считавшей, что физическое устранение М. Садыркулова — это политическое убийство, дело подняли из архива и передали в производство следственным органам Главного управления МВД по борьбе с организованной преступностью. Как вспоминали его соратники, после того как он был снят с поста руководителя администрации президента и отказался от должности министра иностранных дел, начал объединять вокруг себя антибакиевский оппозиционный блок. Медету Садыркулову начали поступать угрозы, за его домом установили слежку. В канун 2009 года его супруга получила новогодний подарок — пакет с фрагментами человеческого тела: отрезанным ухом и пальцем. Как потом было установлено, они принадлежали покойному бомжу. Но Садыркулов проигнорировал «чёрную метку». Влиятельный политик, имеющий огромный авторитет и поддержку в регионах страны, продолжал активную работу по объединению всех политических сил против семейно-кланового режима.

В годы правления Бакиева мало кто верил, что заказное убийство М. Садыркулова раскроют и виновные понесут наказание. Были уверены в своей безнаказанности и высокие чиновники, проходящие по делу, предварительно уничтожившие все следы и улики. Но они просчитались. Наступили другие времена, и их изуверские способы устранения неугодных по приказу «хозяина» всплыли наружу. Через два с половиной года после трагедии, в мае 2011-го, руководство МВД делает официальное заявление о том, что преступление раскрыто, расследование уголовного дела завершено и передано в суд для рассмотрения. Как установило следствие, 13 марта 2009 года машину М. Садыркулова, следующую из Алматы, остановили на пункте пограничного контроля «Ак-Жол-автодорожный» гаишники, среди которых были действующие и бывшие сотрудники ГСО и уголовного розыска МВД. Отобрав у пассажиров телефоны, они пересадили их в другую машину и привезли на дачу управделами президента К. Темирбаева, где уже находился Жаныш Бакиев. По его команде на них надели наручники и стали пытать. Особенно изощрялись члены ОПГ Алмамбета Анапияева. В пытках участвовали и сотрудники Государственной службы охраны, которой на тот момент руководил брат К. Бакиева. М. Садыркулова задушили удавкой, также изощрённо убили его спутников. После этого трупы погрузили в пригнанную сюда машину М. Садыркулова и, отогнав её к «Тёплым ключам», облили бензином и подожгли, чтобы инсценировать дорожно-транспортное происшествие. Небольшое отступление. Когда происходили эти события, автор материала работал в Главном управлении исполнения наказаний и хорошо помнит, что после того, как водителя «Ауди» О. Осмонова признали виновником ДТП и осудили на 12 лет колонии-поселения, в КП-32, где он содержался, поступила «малява» от вольного «общака» убрать его. Администрации исправительного учреждения удалось тогда предотвратить ликвидацию О. Осмонова, но киллеры от власти всё-таки добились своего. 7 апреля его труп с резаными ранами был обнаружен на окраине села Кок-Жар. Лишние свидетели им были не нужны.

Обвиняемыми на судебном процессе по делу убийства М. Садыркулова проходили 22 человека. Все фигуранты преступления получили длительные сроки заключения. Заказчики — К. Бакиев и его брат Жаныш — заочно приговорены к 24 годам лишения свободы и пожизненному отбыванию наказания соответственно. Пока они не досягаемы для кыргызской Фемиды.

Поставить точку в этом резонансном деле было делом чести новой власти, чтобы продемонстрировать всем преступную сущность правления семейно-кланового режима, его сращивание с криминалитетом в преступлениях против своего народа.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий