Main Menu

Бишкекские хранители тайн мироздания Николая Рериха (фото)

На днях с удивлением узнала, что в Бишкеке, оказывается, есть музей, посвящённый знаменитому художнику и просветителю конца XIX — начала XX веков Николаю Рериху. Музей расположился в 5-м микрорайоне столицы, в небольшом помещении многоэтажного дома. В нескольких уютных комнатах здесь собрана коллекция из репродукций картин знаменитого художника, книг о его жизни и учении и большого числа фотографий памятников культурного наследия, сделанных в самых разных частях планеты.

Одна из картин в музейном зале сразу же привлекает внимание, на ней изображён большой камень с нарисованным на нём конём и магическим красным знаком.

— Такой рисунок сделан на камне высоко в горах в Индии, — рассказала хранитель музея имени Рериха Джиргал Кутманалиева. — Это конь Чинтамани. Есть легенда, что там, где пройдёт этот конь, наступит мир и благоденствие. А знак на нём — это древний знак мира. Если присмотреться, то его можно найти повсюду: в старинной архитектуре, на картинах, и даже в древних изображениях, сделанных ещё до нашей эры. Он встречается по всему миру, независимо от вероисповедания людей — и на Соборе Парижской Богоматери, и на мусульманской мечети, и в Индии, и в Японии. Николай Рерих расшифровал, что он означает. Три точки внутри круга — это прошлое, настоящее и будущее в круге вечности.

Фрагмент экспозиции музея. В середине — картина Н. Рериха с изображением священного коня Чинтамани

О самом Николае Константиновиче Рерихе можно говорить долго. Он был художником, писателем, путешественником, археологом, общественным деятелем, философом, академиком Российской академии художеств. В течение жизни он создал около 7 000 картин и около 30 томов литературных трудов. Рерих организовал и участвовал в Центральноазиатской и Маньчжурской экспедициях, основал Институт Гималайских исследований «Урусвати» и ещё более десятка культурных и образовательных учреждений и обществ в различных странах.

В своих философских очерках Николай Рерих создал новую концепцию культуры, основанную на идеях Живой Этики. По его мнению, культура тесно связана с проблемами космической эволюции человечества.

— Человек — это микрокосмос, Вселенная — макрокосмос, и мы являемся его частицами, — рассказывает об учении Рериха сотрудница музея Наталья Сыдыкова. — Любое явление, которое происходит на Земле, надо рассматривать с точки зрения взаимосвязи человека с макрокосмосом.

Николай Рерих писал, что «культура покоится на Красоте и Знании», и повторял известную фразу с небольшой поправкой: «Осознание красоты спасёт мир». А познать красоту человек может лишь через культуру, неотъемлемой частью которой является творчество.

— Этот подход заключается в том, что всё, что происходит на Земле — это следствие, а причина находится выше, в космосе, — говорит Джиргал Кутманалиева. — Сначала всё совершается там, а потом уже мы, живущие на Земле, принимаем эту информацию: скульптор запечатлевает в мраморе, художник — в красках, музыкант — в нотах, поэт и писатель — в слове.

В понятие «культура» Николай Рерих включал лучшие достижения человечества в области религии, науки, искусства и образования. Он писал, что «Богатство само по себе ещё не даёт Культуры. Но расширение и утончение мышления и чувства красоты дают ту утончённость, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Именно он может строить светлое будущее своей страны». Исходя из этого, Рерих призывал человечество не только развивать культуру, но и обязательно её защищать. Для этого он подготовил проект договора о защите культурных ценностей, известный как Пакт Рериха.

— Пакт Рериха — это договор о сохранности исторических и культурных памятников не только в мирное, но и в военное время, — рассказывает Наталья Сыдыкова. — Пакт был подписан в 1935 году, тогда к нему присоединились 35 стран. В основном это были страны Латинской Америки. Европе и СССР было предложено подписать этот пакт, но они этого не сделали. И именно они во Второй мировой войне пострадали больше всего…

На стенах музея развешаны фотографии знаменитых культурных памятников мира, которые ныне уже утрачены в результате войн или вандализма: разрушенных храмов, разграбленных святилищ, уничтоженных святых мест, среди которых взорванные статуи Будды в Афганистане и древние памятники в Сирии.

— Сейчас Пакт Рериха, увы, не соблюдается, — говорит Джиргал Кутманалиева. — Так тяжко видеть разрушение музеев и культурных ценностей. Посмотрите, что происходит по всему миру! Мы говорим о культуре, живём в ХХI веке, ведём себя как будто чего-то достигли, но, по сути, мы, люди, такие же варвары, какими были тысячи лет назад.

Несмотря на вклад семьи Рерихов в мировую культуру, разграбление произошло и с музеем при Международном центре Рерихов в Москве, где хранились картины художника, архивные документы, книги, фотографии, семейные реликвии и личные вещи. В результате имущественных споров из-за помещения музей был варварски разгромлен.

— В Москве у музея Рериха очень сложное положение, — говорит Джиргал Кутманалиева. — Его разрушают, здание отобрали, кувалдами разбили витрины с экспонатами, разрушили экспозицию. Уникальные картины просто вырезали из рамок! Даже фашисты во время войны в музеях аккуратно снимали картины, чтобы не испортить, потому что они знали их ценность. А в московском музее Рериха случился настоящий вандализм! А ведь это был один из лучших музеев мира.

Музей имени Н. Рериха есть не только в Бишкеке, но и во многих городах по всему миру. Первый такой музей основан в 1923 году в Нью-Йорке. В то время это был единственный в Америке музей, посвящённый творчеству только одного художника. Сегодня он является старейшим в мире центром, представляющим живопись Рериха.

В Санкт-Петербурге с 2007 года существует Музей-институт семьи Рерихов. На сегодня его музейные фонды насчитывают около 15 тысяч предметов, среди которых личные вещи, рукописи, живопись, археологические находки, фотографии и другие экспонаты.

Дом-музей Рерихов в столице Монголии Улан-Баторе превращён в государственный музей-заповедник, экспозиция которого поделена на три тематических раздела: ранний период творчества Рериха, Центральноазиатская экспедиция и Пакт Рериха, институт «Урусвати» и индийский период его творчества.

Все музеи, посвящённые творчеству Рерихов, постоянно проводят экспозиции, связанные с оставленным ими наследием. Бишкекский музей не исключение, члены Тянь-Шаньского общества Рерихов каждый год устраивают несколько выездных выставок, проводят чтения, посвящённые творчеству известного художника и философа и работе его последователей и учеников.

Например, совсем недавно в Бишкеке прошли Первые шапошниковские чтения, посвящённые жизни Людмилы Васильевны Шапошниковой. Она в течение 26 лет руководила международным центром Рерихов и была уникальным человеком. Долгое время работала в Индии, где преподавала русский язык в университете Мадраса. Жила в индийских племенах и писала о них книги, за эту работу получила премию имени Джавахарлара Неру.

Картина Н. Рериха «Мадонна Орифламма» с изображением древнего знака мира

В Индии Людмила Васильевна познакомилась с младшим сыном Николая Рериха Святославом и прониклась идеей сохранения мировой культуры и космического предопределения человеческой жизни. В 1975-1980 годах Шапошникова в одиночку повторила маршрут Центральноазиатской экспедиции Рерихов. И написала несколько трудов по философской системе Живой Этики, в которых развила идею Рериха о стремлении человека к красоте и духовности.

— Книги наполнены высокой энергетикой, после них хочется жить в красоте и мире, — говорит Джиргал Кутманалиева. — Ведь всё в мире взаимосвязано. Когда человек думает о плохом, то его мысли к нему и возвращаются. Приходят несчастья, он спрашивает: «За что?», но кто знает, что было в его мыслях? Космос никого не наказывает, но каждому воздаёт должное, что он заслужил. «Мне отмщение, и аз воздам», что в переводе с библейского означает «наказывает только Бог и только через самого человека». Значит, человек сам себя наказывает. Работает закон «причина-следствие». Причина — наши мысли, ведь то, о чём мы думаем, к нам и придёт. Поэтому всем нам надо стараться думать о хорошем!

Согласитесь, очень актуальная мысль в наше беспокойное время.

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий