Main Menu

Цветочный вернисаж на все времена (фото)

С наступлением весны в бишкекской «Галерее М» проходит выставка под названием «Весенний вернисаж». Известные художники Кыргызстана представили на суд зрителей свои работы, общей идеей которых оказалась творческая цветочная фантазия. Стены галереи заполнили нарисованные букеты всех видов, цветов и размеров, да так, что кажется, будто в художественном зале действительно витают ароматы наступающей весны.

Сегодня мы привыкли называть вернисажем торжественное открытие художественной выставки, на которой присутствуют специально приглашённые лица. Однако история этого термина другая.

«Вернисаж» с французского буквально переводится как «покрытие лаком». Название родилось из традиции французских художников перед открытием своей выставки покрывать картины лаком для большего визуального эффекта. В Санкт-Петербурге «Вернисажем свободных художников» до сих пор называют площадь перед костёлом Святой Екатерины на Невском проспекте, где ежедневно десятки художников выставляют и продают свои картины под открытым небом.

Мало кто знает, что существует и противоположное вернисажу понятие — «финисаж», то есть торжественное закрытие выставки. О нём один художник написал однажды: «Чтобы завлечь людей, художники придумали устраивать пьянки не только в день открытия выставки — на вернисаже, но и в день закрытия. Таким образом, экспозицию смотрят не пятьдесят человек, а в два раза больше».

На вернисажах художники, как правило, не ограничены в темах для своих работ. А так как они изображают окружающий мир во всём его разнообразии — природу, животных, растения, предметы, человека, то отсюда и возникло деление картин на жанры.

Картины, изображающие природу, относятся к жанру пейзажа, который в переводе с французского и означает «природа».

Рисование человека — это жанр портрета. Искусство портрета очень древнее, насчитывает несколько тысячелетий и начинается ещё со времён Древнего Египта, когда человек пытался в рисунках передать облик богов и мифических героев. С помощью этого жанра сегодня изучают историю человечества, ведь до наших времён дошли портреты императоров, царей, выдающихся философов, знаменитых поэтов, писателей, учёных, героев и простых людей, живших в разные времена и эпохи.

Немногие знают, что существует даже так называемый жанр интимного портрета, хотя связан он вовсе не с эротическими картинами, а с тем, что в таком портрете хорошо передаются внутренний мир и характер человека. Интимный портрет часто служил семье напоминанием о дорогих людях, в старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи и передавали их из поколения в поколение. Через картины можно было познакомиться с прапрадедушкой или прапрабабушкой, так собирался целый архив семейных портретов.

Изображение животных относится к жанру анималистики. Слово animal с латинского переводится как «животное», и это самый древний жанр — ещё первобытные люди рисовали на стенах пещер изображения зубров и мамонтов. В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, резные печати, музыкальные инструменты.

Кроме этого, существуют также батальный жанр — картины, изображающие военные события и сражения, жанр маринистики — картины, основной темой которой являются море и морская стихия, есть даже сказочно-былинный жанр, который знакомит нас с персонажами из старинных сказок и былин.

Но самый, пожалуй, визуально прекрасный жанр живописи — это натюрморт. Людям во все времена нравились красивые вещи, и всегда хотелось запечатлеть их на память. В жанре натюрморта обычно изображают окружающие человека самые простые предметы — это могут быть книги, посуда, статуэтки, красивые ткани, цветы, фрукты, овощи, еда, но красиво расставленные. Рисование натюрморта обычно начинается с составления красивой композиции, само слово composition взято из латинского языка и означает «располагать какие-либо предметы красиво».

Наибольшего расцвета жанр натюрморта достиг в XVII веке в Нидерландах. Почему именно там? Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи в этой стране. Основным стал удивительный для небольшого государства уровень достижений в общественных науках, математике, физике и естествознании.

Так, нидерландские географические карты и атласы славились во всей Европе, открытия учёных-зоологов получали всемирную известность, нидерландские мореплаватели привозили из путешествий в экзотические страны разнообразные редкости, растения, посуду, интересные технологии изготовления вещей.

В голландских натюрмортах того времени, словно на витрине, перед зрителем расставлены кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта. Есть теория, что это делалось в том числе, чтобы рассказать о благосостоянии своей страны, ведь эстетика натюрмортов нравилась и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.

Голландцы отражали в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. На картинах природа как будто замирала, натюрморт стал называться жанром «застывшей жизни», а само слово произошло от итальянского natura morta, то есть «мёртвая природа». Впрочем, сами художники, описывая сюжет картин, предпочитали более нейтральные названия и именовали свои работы просто «Маленький завтрак», «Букет цветов» или «Охотничий трофей».

Цветочный натюрморт выделился в отдельную жанровую ветвь постепенно, с развитием цветоводства и возникновением так называемой тюльпанной лихорадки. Счастливые обладатели редких сортов тюльпана стремились запечатлеть их красоту и заказывали натюрморты у известных художников.

Постепенно лихорадка утихла, и, помимо цветочного, появились «учёный» и «кухонный» натюрморты, а также так называемые накрытые столы, то есть изображения еды в компании предметов быта, оружия, подстреленной дичи.

При выборе цветов для натюрморта основными критериями оставались их красота и редкость. Цветы, как правило, рисовались с натуры, так как ценились точность и достоверность их изображения. В одном натюрморте могли быть изображены цветы, цветущие в разное время, поэтому иногда рисование букета затягивалось на месяцы. Впрочем, столь долгая работа окупала себя: цветочные натюрморты ценились очень высоко и даже могли использоваться как дорогой подарок на государственном уровне.

В наши дни поводом полюбоваться на цветочные натюрморты становится весна, ведь именно в это время года природа начинает радовать нас буйным цветением, а значит, новыми красивыми букетами. До распустившихся почек и первых бутонов осталось совсем немного времени, пока же можно поднять себе настроение и насладиться цветочной красотой, просто посетив бишкекский «Весенний вернисаж».

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора.






Добавить комментарий