Main Menu

Тот, кто превратил Чуйскую долину в оазис… Алексей Семёнович Урываев (1896-1937)

Первый пятилетний план развития народного хозяйства молодой Киргизской Республики основными задачами ставил создание в Чуйской долине свекловичной базы сахарной промышленности, выращивание новолубяных культур — сырья для текстильного и пенько-джутового производства, реконструкцию животноводства и увеличение площадей под зерновые культуры. Для решения этих задач предопределилась необходимость более масштабных ирригационных и сельскохозяйственных работ по созданию Атбашинской оросительной системы. Этому же способствовала организация хозяйств по разведению и переработке новых лубяных культур в Чуйской долине.

В сентябре 1930 года организован специальный комбинат — Чулуб, первым директором которого стал Алексей Семёнович Урываев.

Для проведения работ по проектированию и ирригационному строительству и максимального форсирования сооружения Чумышской плотины и Атбашинской оросительной сети в 1931 году создано специальное строительное управление — Чуйстрой, начальником которого по совместительству назначили Урываева.

Организационно-подготовительные работы завершили в течение февраля 1931 года, и уже в марте развернулись основные работы.

В конце каждого месяца А. Урываев проводил расширенные планёрки с начальниками участков и прорабами. В мае выступил с докладом о положении дел на стройке.

В этот период выяснилось, что конструкцией не предусмотрена борьба с донными и взвешенными наносами. Учитывая мировой опыт, особенно конструкцию головных типов регуляторов немецкого инженера Эльсдена, А. Урываев и члены Главводхоза согласились с целесообразностью применения именно таких типов регуляторов.

Осенью 1932 года на строительстве Чумышского гидроузла побывал инженер и писатель А. Платонов, который занимался уточнением вопросов технической документации по строительству Чумышской плотины и Атбашинской оросительной системы, неоднократно встречался с Урываевым и описал эти встречи в опубликованных им «Записных книжках».

Отправляя инженера Андрея Платонова в далёкую Среднюю Азию, в Госплане СССР подчеркивали, что «таких рек, как Чуй, в России много, но те проблемы, которые с нею связаны, делают эту речку исключительной… Волховстрой, Днепрострой — это одна совершенно конкретная задача, и даже их нельзя сравнивать с Чуйстроем, где и сахар, и кендырь, скотоводство, цветная металлургия, промышленность, гидроэнергетика — всё, что хотите. Это сложнее и труднее. И мы добьёмся такого положения, когда Чуйская долина будет собой представлять цветущий край».

Уже 7 ноября 1933 года, в годовщину Великого Октября, А. Урываев участвовал в торжественном митинге, посвящённом окончанию строительства Чумышской плотины и пуску воды через плотину. Выступая перед строителями и приглашёнными, он сказал: «Дорогие товарищи! Чуйский комбинат и Чуйстрой закончили строительство основного сооружения — Чумышской плотины. По своему типу она является новейшей в СССР, разрешающей основной вопрос, поставленный перед поливными хозяйствами, — борьбу с заилением ирригационной сети. Плотина предназначена для регулирования водозабора двух большой мощности магистральных каналов — Атбашинского и Георгиевского с поливными землями до 80 тыс. га. Окончание плотины и сдача её правительственной комиссии совпадают с пятилетием работы по организации, разведению и переработке новолубяных культур Чуйского комбината…»

3 мая 1934 года проведены официальные испытания плотины под действием проектных напоров, и она передана во временную эксплуатацию.

Чумышский гидроузел является уникальным межгосударственным гидротехническим сооружением по ажурности и изяществу конструкции, а также по оригинальности и целесообразности решений проблем борьбы с наносами. Гидроузел представляет собой двухъярусную железобетонную плотину с фронтальным двухсторонним водозабором и русловыми заборниками, предназначенную для орошения земель на площади 41 тыс. га. В Советском Союзе такой тип плотины — конструкции Эльсдена — построен впервые. А заслуга А. Урываева состоит в том, что он активно поддержал идею ведущих специалистов Чуйстроя о необходимости применения именно такого типа плотины с более совершенными головными регуляторами и особыми конструкциями отстойников для задержания донных и взвешенных наносов.

В марте 1936 года в Москве на совещании по вопросам выращивания льна и конопли, на котором присутствовали руководители партии и правительства СССР, А. Урываев выступал с докладом и отвечал на вопросы Сталина о работе Чуйского комбината по разведению и переработке лубяных культур и об урожайности итальянской конопли и кендыря. Несмотря на то что Урываев в скором времени обещал привезти первые тонны волокна кендыря, его ответами Сталин остался недоволен.

Этим выступлением закончилась не только карьера, но и жизнь А. Урываева. Вскоре он был освобождён от занимаемых должностей. Никакие заслуги не помогли ему избежать участи миллионов, попавших под необоснованные репрессии. 29 июля 1937 года Военная коллегия Верховного суда вынесла ему обвинение в участии в антисоветской троцкистской террористической организации. В этот же день А. Урываев был расстрелян и захоронен на московском Донском кладбище. 2 ноября 1957 года определением ВКВС А. Урываева реабилитировали.

Вклад Алексея Семёновича Урываева в освоение земель Чуйской долины велик. Что тогда представляла собой долина? Заболоченную полупустыню, иссечённую оврагами, лощинами и руслами иссыхающих рек. И вот здесь построены плотины и каналы, тысячи гектаров земель получили воду, выросли посёлки и города, и жизнь продолжается.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий