Main Menu

Игры кочевников как Олимпиада — почему бы и нет?

Об авторе. Выходец из с. Чалма Кара-Кульджинского района Ошской области, выпускник исторического факультета Казанского государственного университета. Профессиональные интересы: источниковедение, историография Кыргызстана и Центральной Азии, исторические личности кыргызского народа, городоведение, проблемы конфликтологии и безопасности в Ферганской долине и Центральной Азии, а также нетрадиционные конфессии Кыргызстана. Доктор исторических наук, профессор, член-корр. РАЕ, проректор по науке и международным связям ОшГЮИ. Автор более 300 научных статей, работ, восьми монографий и книг.


Буквально на днях правительство определило дату начала III Всемирных игр кочевников — 2 сентября 2018 года. На сей раз спортивные состязания пройдут по 37 национальным видам спорта, в которых, как ожидается, примут участие около 2 тысяч спортсменов из 80 стран мира. Освещать мероприятия будут около 500 представителей средств массовой информации из 50 стран земного шара. Интерес к ВИК из года в год растёт.

Я, как сын кыргызского народа, горжусь, что именно наша страна стала инициатором Всемирных игр кочевников. Горжусь тем, что они выступают в какой-то степени аналогом Олимпийских игр. Многие задаются вопросом: зачем и кому нужны ВИК? Что дадут они нам, кыргызам, и другим народам — преемникам кочевой цивилизации?

Игры кочевников свидетельствуют, что в далёком прошлом существовала альтернатива европейским играм, включённым в Олимпиаду, которой до поры до времени никто из кочевых народов не придавал значения. Хотя многие виды их игр вполне были достойны оказаться в системе олимпийских видов спорта. Почему не оказались? Возможно, это объясняется тем, что наши предки не придавали тому большого значения. А может, тем, что их официально не приглашали на Олимпиаду — во всяком случае, нам, историкам, такие факты неизвестны. Представители кочевых народов стали участвовать в Олимпийских играх только начиная с ХХ века.

Глобализация стремительными темпами размывает межкультурные барьеры. Попросту говоря, культуры малых народов поглощаются культурами более могущественных. Это приводит к сужению культурного разнообразия, многие народы — не только кочевые, но и оседлые — находятся на грани исчезновения. Теряются веками формировавшиеся традиции, обычаи, виды этноспорта. В таких условиях трудно выйти невредимым из объятий всемирных глобальных изменений.

Исходя из этих соображений, руководство нашей страны и выступило с инициативой ВИК. Правильность этого шага доказывается тем, что с каждым разом расширяется круг стран-участниц и увеличивается количество видов состязаний, включённых в программу.

Кочевая цивилизация издавна объединяет сотни народов. Культура кочевников взята из жизни, удобна и проста. Элементарный пример — юрта кыргызов. Она приспособлена во всех отношениях именно к кочевому образу жизни. Наши предки, не имея архитектурного образования, создали величайший шедевр в виде белой юрты (в своём большинстве кыргызские юрты белого цвета). В этом жилище не используется ни одного гвоздя, болта или гайки — только натуральные, экологически чистые и в то же время очень прочные материалы. Причём далеко ходить за ними не требовалось — все подручные материалы имелись в каждом хозяйстве. Чего стоят, например, куполообразная форма кыргызской юрты, её сдержанность, красота и практичность. Многие лучшие умы Европы до сих пор ломают голову: как необразованным, отсталым, по их мнению, кыргызам удалось создать такой шедевр? Самое главное — юрта очень проста в техническом отношении, легко собираема, разбираема и переносима из одной местности в другую — в степи или горах, пустыне или лесу. Подобные жилища и у ряда других кочевых народов: казахов, туркменов и др.

К сожалению, существует точка зрения, что основными распространителями культурных ценностей и цивилизаций являлись оседлые народы. Однако история свидетельствует, что благодаря именно кочевникам происходил культурный обмен между народами долин, степей и гор. Кочевники брали на себя смелость переселения из одного конца континента в другой, из одного региона в другой. Они делились с оседлыми народами своими достижениями и знаниями, перенимали у них всё новое, ранее неведомое и несли в иные регионы.

Кроме того, кочевая цивилизация во все времена гармонично сосуществовала с природой. Люди стремились не вредить окружающей среде, не конфликтовать с ней, тем более не вызывать катаклизмов. Приспосабливаясь к экологической нише своего проживания, они старались не влиять на ландшафт местности. Вопреки стереотипам, культура и традиции кочевников не были только милитаристскими, все праздники и торжества они проводили на природе, сливаясь с ней, играя в различные спортивные игры — физические или интеллектуальные.

Полагаю, ВИК не только возрождают национальные виды спорта, многие из которых были забыты современниками. Всемирные игры кочевников имеют далеко идущие цели. Одна из них заключается в том, чтобы продемонстрировать всему миру величие, красоту, естественный вид и дух кочевой цивилизации. Очень важно, что мероприятие выходит за пределы евразийского пространства — мы стремимся показать ценности, культуру и быт не только кыргызского народа, но и всех этносов кочевого мира. Таким образом укрепляются связи между странами-участницами. Нам всем, как и многочисленным зарубежным туристам, предоставляется возможность воочию увидеть кочевые виды спорта в их первозданном виде, в исполнении самих этносов, представляющих народы из разных регионов и частей света. Очень большое значение имеет то, что мы стремимся не только возродить, сохранить и обогатить национальные виды спорта, но и вывести их на международную арену. Заодно в стране развивается туризм, подобный шанс приобретают другие государства, которые будут организовывать такие Игры.

Если вспомнить первые и вторые ВИК, то выясняется ряд интересных фактов. В первых участвовали 583 спортсмена из 19 стран: Азербайджана, Австрии, Афганистана, Беларуси, Бразилии, Германии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Монголии, России, США, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Узбекистана, Франции, Швеции, Южной Кореи. В программу включили десять видов национальных игр: аламан байге, жорго салыш, кунан чабыш, кок бору, кыргыз курош, алыш, ордо, тогуз коргоол, эр эниш (столько же разыграно комплектов наград). Для первого раза этого было достаточно — организаторы исходили, наверное, ещё из того, как воспримут программу представители других кочевых народов.

Во вторых играх участвовали уже 60 стран (1 000 спортсменов), к состязаниям добавились еще 13 видов (алай курош, гореш, гюлеш. ордо, салбуурун, ат чабыш, тай чабыш, таяк тартыш, жирит, буркут салыш, куш салыш, жаа тартыш), число разыгранных комплектов наград выросло до 387. Предполагается, что нынешней осенью соревнования на Иссык-Куле соберут уже 80 стран-участниц, 2 000 спортсменов, программа охватит 37 видов состязаний.

Сам по себе любопытен тот факт, что были восстановлены и предложены зрителям в качестве соревнований народные игры. Такие как состязания балбанов — алыш, курош и другие; конные скачки — аламан байге, ат чабыш, кок бору и прочие. Причём они оказались интересны не только иностранцам, воспринимающим их как экзотику, но и самим кыргызстанцам, особенно молодым поколениям, которые знали о них только по эпизодам из старых фильмов.

Еще одним достоянием Всемирных игр кочевников является то, что они сопровождаются разнообразной этнокультурной программой. К примеру, уже известно, что на III ВИК будут организованы такие фестивали и конкурсы, как «этнохит», «этнофольклор», «этномода», «этнотанцы», «этнодом», «этноискусство» (живопись, графика, скульптура) и др.

Из года в год улучшается юрточный городок, устраиваемый на джайлоо Кырчын. Именно его красочное оформление создаёт особую значимость, торжественность на протяжении всех праздничных дней. Необыкновенный интерес вызывают установленные прямо на зелёной траве мастерские ремесленников по изготовлению изделий из дерева, кожи, шерсти и других материалов. Неизменно собирают зрителей и покупателей зергеры — мастера по изготовлению украшений из драгоценных металлов. Здесь же можно увидеть и приобрести конские сбруи с великолепной отделкой, предметы быта, полезные в повседневной жизни кочевника.

Без ложной скромности скажу, что я был приятно удивлён и горд за своих соотечественников, сумевших организовать столь масштабные и зрелищные игры и фестивали, конкурсы, ярмарки. К слову, на II ВИК мне довелось быть не только участником, но и сценаристом театрализованной постановки «Город Ош на Великом Шёлковом пути». Отрадно, что в общем зачёте южная столица заняла первое место.

Полагаю, не только туристы удивились богатству национальной кухни кыргызов и других кочевых народов. Все регионы нашей республики представили образцы национальной кыргызской кухни, насчитывающей сотни блюд.

Всё это говорит о том, что такие мероприятия, как Всемирные игры кочевников, важны и нужны не только нашему, но и многим другим народам, чьи предки ещё в недалёком прошлом были кочевниками. Обобщая вышесказанное, подчеркну, что, во-первых, они являются огромным стимулом для возрождения не только этноспорта, но и в целом национальной самобытности, культуры, традиций, обычаев. Во-вторых, они работают на имя страны, укрепляют её имидж на международной арене. И, наконец, это вызов не только современным глобальным изменениям, но и альтернатива современным Олимпийским играм, в которых стало слишком много политики. По сути, Всемирные игры кочевников в перспективе могут стать Евразийскими олимпийскими играми.

Конечно, предстоит ещё многое сделать. Необходимо подготовить профессиональных игроков, судейскую коллегию, отточить организацию, проведение состязаний. Широко пропагандировать национальные игры, включённые в программу: рассказывать, как появилась та или иная из них, в чём её суть, значение и многое другое. Восстанавливать ряд забытых игр, в частности, связанных с боевыми единоборствами, охотой с ловчими птицами. К примеру, до сих пор почему-то не включено в программу такое состязание, как камбар тепти. Это давно забытый вид боевого искусства, о котором заговорили с конца прошлого века. Он непопулярен, видимо, потому, что очень немногие помнят о нём и знатоков мало.

Нужно шире привлекать мастеров и мастериц ручных изделий к участию в этнофестивалях, чтобы они показывали богатство, красоту, прочность и экологичность изделий, изготавливаемых из природных материалов. Организовать прямо там, в юрточном городке, мастер-классы как для соотечественников, так и для туристов.

В принципе, все эти задачи реальны, и мы можем справиться с ними.

Байболот АБЫТОВ.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий