Main Menu

Блеск и профанация архитектуры Кыргызстана

Поднимаемые автором статьи некоторые проблемы госуправления градостроительным формированием территории среды обитания газета не раз освещала в статьях «Девальвация среды обитания» от 23.05.2014 г., «Парадигма жизнестроительства» от 16.08.2016 г. Однако в связи со сменой руководства страны и переходом к политике развития регионов проблемы качественного формирования территории среды обитания обретают особую актуальность и сами собой не решатся.

Архитектура в целом как профессия формирования, обустройства и дизайна территории среды обитания для нужд общества во все времена была актуальной для системы госуправления территориями административно-селитебных образовании. Степень этой актуальности обуславливается как уровнем человеческого развития социума, так и идеологией самой системы госуправления.

Следует отметить, что архитектура как вид профессиональной деятельности в целом зиждется на знаниях географии, социологии, экологии, гигиены, экономики и права, а также на требованиях инженерно-технических дисциплин и тектоники сооружений. Интегрированный результат взаимодействия названных дисциплин на основе базовых знаний архитектуры: эргономики, эстетики и функциональных приоритетов предмета архитектурной деятельности, как правило, обуславливает формирование гармоничной среды обитания территории в целом, в том числе отдельного здания или сооружения.

При этом следует отметить, что любое государственное образование имеет в своём распоряжении два основных государство-образующих ресурса: население и территорию. И если население страны является предметом профессиональной деятельности государственных систем образования и здравоохранения, то предметом архитектурной деятельности — как территория самого государства, так и его население в целом. Посредством архитектурной деятельности эти ресурсы под видом госуправления подчинены интересам бизнес-сообщества.

Архитектура как искусство наряду с искусством балета в мировом культурном сообществе рассматривается как элитарный вид искусства под №1. Архитектура — не музыка в камне, как иногда она представляется взору обывателя в понимании романтиков, а культура среды обитания человеческого общества. Среди семи чудес света, отмеченных человеческой цивилизацией, в мировую историю вошли пять произведений архитектуры. В цивилизованных государствах на уровне распорядительной, законодательной и исполнительной ветвей власти в сфере управленческой деятельности архитектура — своеобразный симбиоз политики и культуры. И если политика рассматривается как концентрированное выражение экономики, то культура является своебразным выражением совести народа. И от того, какое из этих двух понятий превалирует, становится очевиден результат — либо утилитарный (ремесленный), либо архитектурно-художественный. Любое сооружение — результат политики, но не каждое по композиции, стильности, образности и колориту претендует на архитектурное произведение. В данном смысле в Кыргызстане совершенно отсутствует национальный аспект в архитектуре. Кто этой проблемой должен заниматься — государство или общественность? Вопрос идентификации территории этноса не праздный, потому как один из премьеров страны, будучи министром экономики, архитектуру вообще за искусство не считал — вот вам и политика, и лицо её экономики! Процитированное выше определение особенно характерно для существующей практики застройки Бишкека.

Крылатая фраза «Архитектура — это искусство королей» в современном обществе подразумевается как цивилизованное управление градостроительным развитием и архитектурным обустройством территории среды обитания. Архитектура, понятие настолько ёмкое, что им обозначают в целом культуру мышления, когда дают такие определения известным деятелям, как «архитектор перестройки», «архитектор избирательной кампании», или же характеризуют систему в целом, определяют её как «архитектуру программного обеспечения» и т. п. Ещё со времен египетских фараонов архитектор в государстве был вторым человеком после жреца (священника), который отвечал за духовное бытие фараона, а архитектор — за его эстетическое оформление. Из всех искусств архитектура — важнейшее по степени психофизиологическое воздействие на умонастроение социума. Понимание этого феномена архитектуры всегда отличало выдающихся руководителей государств. Джордж Вашингтон, президент США, лично курировал создание генплана столицы. Петр I, царь, «прорубивший окно в Европу» строительством новой столицы России. Это Назарбаев, Президент Казахстана, преобразовавший новую столицу республики. В новейшей истории Кыргызстана к их числу относится Президент А. Атамбаев, реализовавший идею Всемирных игр кочевников. Архитектурное решение Чолпон-Атинского ипподрома для их проведения привело к успеху. Республика достойно предстала перед мировым сообществом и получила международную премию — Гран-при «Золотая медаль». В смысле утверждения той или иной политики в жизни государства архитектура всегда выступала её знаковым проявлением. В частности, это отразилось на судьбе памятника В. Ленину в Бишкеке, который уже не мог олицетворять новый общественно-политической строй и перешёл в разряд просто памятника политическому деятелю в истории государства. Скудость мышления некоторых политиков данное архитектурное решение повергло в шоковое состояние.

Архитектура — ИСКУССТВО ВЛАСТИ здравого смысла, предмет её обожания и самоутверждения. Она — лицо власти, и её пристальное внимание к архитектуре должно быть особенно актуальным в условиях Кыргызстана с его крайне ограниченными для расселения территориальными ресурсами, опасным сейсмическим и гидрогеологическим состоянием. Безопасная и культурная жизнедеятельность в республике — главная задача политики её градостроительного развития и должна рассматриваться на уровне государственной безопасности. Скудность политики и скупость экономики в градостроительстве могут обернуться для общества техногенными катаклизмами.

В настоящее время в системе госуправления по градостроительству и архитектуре сложилась патовая ситуация (застой). Отсутствие какой-либо идеологии в градостроительной дисциплине в новейшей истории Кыргызстана привело к вымыванию специалистов-архитекторов градостроительного профиля с уровнем интеллекта государственного мышления. Причины заключаются в отсутствии дееспособности госструктур различных ветвей власти в понимании их собственной ответственности за градостроительное формирование территории и архитектурного облика государства. Это привело к профанации авторитета архитектурной деятельности в системе госуправления административно-территориальными образованиями.

Сложившаяся ситуация не возникла сама собой, но повлекла за собой в итоге нижеследующие факты с последствиями системного характера.

  1. Постановлением правительства №262 от 20 мая 2014 г. ликвидирован государственный уполномоченный орган по архитектуре и строительству с определением его статуса как некоего административного ведомства, без права собственной инициативы в масштабе государства. Это значит, что управление градостроительным формированием территории государства происходит спонтанно, на стихийной основе возникающих проблем. Вместо решения вопросов законодательства, координации и регулирования в сфере градостроительства, архитектуры и строительства ведомство принуждено заниматься не свойственной ему функцией — заказчика по строительству (КыргызГлавУКС), который мог быть вполне самостоятельным органом в государстве.
  2. По инициативе партии «Ар-Намыс» ликвидирован институт «КыргызНИИПкурорттуризм» по проектированию курортных и туристических комплексов, который, параллельно курируя регион, специализировался и выполнял функции маленького Госстроя по формированию застройки и обустройства курортно-рекреационной зоны озера Иссык-Куль.
  3. Мэрией Бишкека ликвидировано Главное управление по градостроительству и архитектуре «Бишкекглавархитектура», а с ним и функция главного архитектора города. Вместо неё создано муниципальное (производственное) предприятие, для которого главным являются интересы заказчика и собственная прибыль, а не проблемы горожан, на которых паразитирует бизнес, и не достижения высокого архитектурно-художественного уровня застройки. По существу, это не архитектурное управление, а управление землехозяйственного устройства города — «БишкекГлавУпрзем». За 25 лет новейшей истории Кыргызстана «Бишкекглавархитектурой» не создано ни одного архитектурно-художественного ансамбля в застройке столицы Кыргызстана. Тем более не следует этого ожидать и в дальнейшем.

Кризис инженерно-транспортной инфраструктуры Бишкека, негативные тенденции в экологии и трущобный характер застройки — результат отсутствия не только градостроительной дисциплины, но и градостроительного мышления. Наличие права на территорию не означает право на смену целевого назначения! Ухудшение экологии в Бишкеке кроется в отсутствии градостроительной дисциплины по правилам застройки, оправдываемых органами архитектуры за материальное вознаграждение под видом заработной платы.

  1. Действующий Закон «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики» №137- XII от 11 января 1994 г. также не способствует достижению высокого качества принимаемых градостроительных решении. В нём отсутствуют понятия и определения по специфике архитектурной профессии. Формально определены виды и формы профессиональной деятельности, что не нацеливает его на квалифицированное применение на практике. Автором статьи по собственной инициативе были сделаны предложения по редакции некоторых разделов данного закона и направлены в Союз архитекторов.
  2. В результате отсутствия какой-либо внятной идеологии в градостроительстве, политике сертифицирования и лицензирования субъектов происходит формальная аккредитация проектных форм, не имеющих градостроительный статус как по уставу, так и по профилю собственной деятельности. Точно так же происходит формальная (на всякий случай) сертификация специалистов для разработки градостроительной документации фирмами.

В связи с этим разработкой градостроительной документации зачастую занимаются непрофильные проектные организации, что не способствует её качеству, укреплению градостроительной дисциплины и недопущению коррупционных проявлений в освоении территории среды обитания административных образований.

  1. При наличии в системе гос-управления единственного государственного проектного института со статусом специализации по градостроительству тем не менее происходит профанация его градостроительной деятельности с использованием закона о госзакупках. Путём формального привлечения непрофильных проектных фирм на тендер по градостроительству и за счёт снижения (демпинга) цены против госрасценок по сборнику цен №40 заказчик провоцирует разработку градостроительной документации непрофильными проектными фирмами.

Следует отметить, что градостроительная документация — это руководство длительного пользования для органов госуправления территориями и требует постоянного авторского надзора специализированного института в целях обеспечения квалифицированного градостроительного формирования и обустройства территории.

  1. По существу, пущены под откос решения по разработке основополагающих документов по градостроительству: Градостроительного кодекса КР и Стратегии строительной отрасли КР. Отсюда следует, что в государстве отсутствует общее понимание необходимости фундаментальных установок в целях обеспечения устойчивости и безопасности функционирования государствообразующих ресурсов — населения и территории.

Приведённые примеры подтверждают отсутствие в системе государственной власти какой-либо идеологии и видения целенаправленных путей по градостроительному развитию и обустройству территории среды обитания, что в итоге ведёт к профанации в целом профессиональной архитектурной деятельности в государстве. Протагору, древнегреческому мыслителю (V век до н. э.) принадлежит крылатое изречение «Человек есть мера всех вещей…», однако в Кыргызстане, видимо, мера всех вещей — бизнесмен.

  1. Со времён президентства А. Акаева архитектурная общественность в лице Союза архитекторов республики постоянно будировала на всех уровнях госвласти вопрос восстановления в республике звания «Заслуженный архитектор Кыргызской Республики», которое по недоразумению упразднили, лишив тем самым в морально-этическом плане архитекторов страны собственного достоинства и государственной значимости самой социально ориентированной профессии в мире — архитектуры. Последнее обращение по данной проблеме в своё время было к Президенту А. Атамбаеву в надежде на его положительное решение.

И последнее. В преддверии реализации госпрограммы по градостроительному развитию территории регионов республики хотелось обратить внимание на некоторые существующие проблемы как в градостроительстве, так и в целом в архитектурной профессии, определяющие лицо государства и культуру его среды обитания.

Юсуф ТАГИРОВ,
архитектор.






Добавить комментарий