Main Menu

Дело в шляпе (фото)

Уже неделю в Бишкеке проходит необычная выставка головных уборов «Третье полушарие».

Их автор — алматинский дизайнер и большой оригинал Всеволод Демидов. Его называют художником, философом и Безумным шляпником, потому что одно из его увлечений — изготовление шляп, которые обычным людям кажутся сумасшедшими и даже дурацкими.

На выставке Демидова все его шляпы можно рассмотреть во всей красе и даже померить. А если кто рискнёт ходить в такой, то и купить. Чтобы рискнуть, нужно набраться побольше эпатажа — шляпы у Безумного шляпника с рогами, перьями, игрушками на полях, со свечками и совсем мало похожи на шляпы в привычном виде.

Необычная выставка заставила восхититься, посмотреть на шляпы под новым углом, да и вообще вспомнить, что же это такое.

Слово «шляпа» происходит от немецкого slappe, которое в свою очередь произошло от глагола slappen — «виснуть, свисать, висеть». Когда она появилась? Этого точно не знает никто. Поначалу люди использовали головные уборы как защиту от солнца или холода, затем, постепенно с течением времени, их превратили в декоративный аксессуар, который мог сообщить о социальном статусе, профессии или об убеждениях его владельца.

Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы — бобровые шапки, учёные — шапочки с четырёхугольной тульей. Древняя форма головного убора служителей многих религий напоминала верхнюю часть храма, например тиара папы Римского. В Средние века банкротов заставляли надевать зелёные и жёлтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.

Самому известному примеру применения данного головного убора не по назначению около четырёх тысяч лет, когда шляпа китайской принцессы была использована для промышленного шпионажа. Во времена, когда секрет производства китайского шёлка являлся стратегической тайной, китайская принцесса отправилась к жениху за границу в шляпке из живых цветов. В неё по просьбе жениха были положены шелковичные черви — так были похищены технологические секреты производства шёлка.

Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария-Антуанетта. Шляпы представляли собой огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружев даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение фигурки райских птиц или огромных бабочек. Шляпы украшались букетами из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укреплённых на шляпе вазах с водой. Самые большие модницы помещали на них модели парусников, замков или плавающих в пруду лебедей.

В XIX веке появилась так называемая механизированная шляпа, которая являлась не чем иным, как складным цилиндром. Дело в том, что ношение цилиндра часто причиняло его владельцу кучу неудобств. Во времена, когда этот головной убор был в моде, в домах ещё не ставили подставок для шляп и зонтов. Поэтому, приходя в гости, цилиндры отдавали прислуге, чтобы она ставила их на подоконник, а за неимением широких подоконников — самому ставить слева от кресла. Изобретение складного цилиндра упростило процедуру, теперь шляпу можно было носить под мышкой в сложенном виде.

В советские времена стали популярны соломенные шляпы. Моду на них ввёл Никита Хрущёв. Однажды на встрече с колхозниками он появился именно в такой по предписанию врача, чтобы голову не напекло. С того момента фасон подобных шляп начал стремительно набирать обороты. Дело дошло до того, что в середине шестидесятых на дорожном знаке «Осторожно, пешеход» начали изображать человечка в шляпе, хотя до этого он «носил» кепку.

Мало кто знает, но при помощи головных уборов даже пытались решить проблему безопасности высших должностных лиц: специалисты одного научно-исследовательского института разрабатывали модели бронешапок и бронешляп. Внешне они должны были выглядеть совершенно обычно, а внутрь нужно было встроить титановую каску. Ходят слухи, что первый заказ на выполнение такого рода головных уборов не был выполнен из-за развала СССР.

В наши дни шляпы стали ассоциироваться с аристократами. Пожалуй, самая известная любительница шляп сегодня — британская королева Елизавета II. Её головные уборы не только бренд монархии, но и своего рода национальное достояние. Дело в том, что любые шляпки, которые разонравились королеве или которые она перестала носить, попадают в музей её головных уборов. Там шляпку снабжают надписью, где и по какому поводу королева в ней появилась, и дополняют фотографиями. Экспозиция музея пополняется почти ежемесячно.

Ну а самой дорогой стала знаменитая шляпа-котелок Чарли Чаплина. Неизвестный коллекционер на аукционе Fieldings заплатил за неё шестьдесят две тысячи долларов! Чуть раньше он же купил концертную шляпу Майкла Джексона, но «всего лишь» за шесть тысяч триста двадцать долларов.

Несмотря на богатую историю, сегодня шляпа — один из тех аксессуаров, которого часто побаиваются даже самые элегантные мужчины. Если бабочку многие не осмеливаются носить, потому что не умеют её завязывать, то со шляпами не рискуют потому, что их, в принципе, сейчас мало кто надевает, значит, всегда есть опасность прослыть в лучшем случае белой вороной, в худшем — невеждой. А ведь этикет, связанный со шляпой, очень прост: её принято снимать в помещении, если там сидят, например, в ресторане или гостях. В общественном транспорте или магазине, в холлах и лифтах снимать её необязательно. Мужчины Кыргызстана, чтобы не заморачиваться на подобных тонкостях, используют простой альтернативный вариант головного убора — национальный калпак, в нём, как говорится, можно и в пир, и в мир.

Алматинский Безумный шляпник Всеволод Демидов привёз в Бишкек лучшие экземпляры своей коллекции. Кстати говоря, выражение «безумный шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Дело в том, что, для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Поэтому мастера, делавшие шляпы, обычно страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями, то есть для окружающих выглядели безумными.

К алматинскому гостю это, конечно же, не относится, он творит благодаря своей фантазии и неуёмной тяге к творчеству. Демидов учился на художника, но в жизни успел поработать и школьным учителем, и даже поваром. Но однажды всё изменилось.

— Я был взрослым человеком, написал очередную картину и вдруг ясно осознал, что я художник, потому что больше всего хочу заниматься именно этим, ни на что не размениваясь, — говорит Всеволод. — Тогда надо мной ещё довлели традиционные формы творчества: рисунок, живопись, графика, но я пришёл в прикладное искусство, где чувствую себя очень комфортно. Могу делать украшения, занимаюсь дизайном, оформляю арт-объекты, придумываю шляпы.

У людей, которые заняты нелюбимым делом, жизнь делится на работу и хобби, где они отводят душу. У Демидова всё едино, ведь не зря кто-то мудрый сказал: найди дело, которое тебе нравится, и ты никогда не будешь работать. Однажды на глаза Всеволоду попалась войлочная шапочка, которую он переделал под себя. Так началась шапочная эпопея — создание необычных чудных шляп. Кроме них, Демидов увлекается также созданием дизайнерских чайников и очков, как говорится, талантливый человек талантлив во всём.

— Я получаю удовольствие от того, что делаю, и открыл для себя формулу: хорошо там, где я есть, — говорит Демидов. — Организую вокруг себя пространство, стараюсь не реагировать на негативную информацию, то есть достаточно устроить внутренний фэн-шуй, создать слой своего мира и быть счастливым. В моём пространстве хорошо тем людям, которые находятся со мной на одной орбите.

Побывать на одной орбите с необычным художником вы можете, посетив его выставку. После просмотра такого количества необычных шляп «не от мира сего» начинаешь видеть привычные вещи по-другому, тут главное — не прошляпить…

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото автора с выставки В. Демидова.






Добавить комментарий