Main Menu

Устойчивое развитие и 10 постулатов социологии

Как профессионал, я проводил социологические исследования на предприятиях Москвы и, имея в активе 30 лет преподавания философии и социологии, хочу ещё раз окинуть взором пройденный социологической наукой более чем полувековой путь. Речь идёт о независимой научной дисциплине, стоящей на страже национальных интересов кыргызского общества, кыргызского народа, социально и национально ориентированного правового государства.

Отечественная социология как наука показала свою способность реально оценить происходящие трансформации, дать им соответствующую оценку, осудить методы проб и ошибок, экспериментов над людьми.

Контент-анализ социальной и социально-политической ситуации в годы трансформации в Кыргызстане позволил мне сделать принципиально новые концептуальные и теоретические выводы. В классических концепциях уровень и качество жизни долгое время считались прямым следствием роста материального благосостояния. В экономической науке на протяжении более 50 лет качество жизни оценивалось в материальном выражении: в деньгах и стоимости разного рода благ, связанных с ростом внутреннего валового продукта. Такой экономико-центристский подход к социальной реальности сохраняется и сегодня, когда, например, в качестве стратегического приоритета ставится задача удвоения ВВП.

Социологическая наука, не только отечественная, но и мировая, давно сделала иной вывод: в современных условиях оценка прогресса развития общества только на основе объективных данных, в том числе размера внутреннего валового продукта, некорректна. Удовлетворенность жизнью, качество жизни, уровень развития человеческого потенциала многофакторны и не связаны прямой зависимостью с ВВП.

Отечественной и мировой социальной наукой и практикой создан и постоянно совершенствуется измерительный инструмент: система социальных показателей и индикаторов, позволяющих конкретно анализировать характер, содержание и направленность социальной деятельности людей, её мотивацию, ценностные ориентации и социальные установки человека. В последнее десятилетие в отечественной и международной практике для анализа социально-экономической ситуации и оценки вероятности развития событий разработаны индексы благополучия, удовлетворённости жизнью.

Объективные экономические показатели, оценивающие развитие общества, были дополнены социальными индикаторами, агрегированными в индексы, реально оценивающие уровень прогресса как отдельной страны, так и группы стран международного сообщества.

Важнейшей проблемой страны, требующей срочного государственного воздействия, остаётся благоприятная демографическая ситуация. Следует признать, что для устранения или по крайней мере смягчения факторов социальной дестабилизации при решении демографической проблемы необходимы существенные материальные затраты.

Практика показывает, что нередко государственные решения, которые по первоначальному замыслу должны были дать позитивный социальный эффект, в процессе реализации приводят к явно выраженным негативным последствиям для человека и общества. Здесь также оправдано привлечение социологии.

В статье профессора социологии Кусеина Исаева и к. с. н. Сапара Сыргабаева «Через социологию к устойчивому развитию» дан основательный анализ становления, забвения и возрождения отечественной социологии. На страницах газеты «Слово Кыргызстана» автору будет уместным обратиться к разработчикам стратегии-2040 по совместному социологическому анализу реальных социально-политических и духовно-психологических процессов, которые определяют нынешнее состояние кыргызского общества.

Серьёзным вызовом государственной социально-экономической политике выступает наличие в стране высокой доли малообеспеченных, значительная часть которых балансирует на грани бедности (нуждающиеся). При первых же признаках замедления экономического роста эта группа может «сползти» в бедность, поскольку не имеет никакого «запаса прочности» (как в плане имеющегося имущества, так и сбережений).

За годы реформ в Кыргызстане, особенно в последние 20 лет, сложился массовый средний класс, близкий по своим сущностным чертам к населению в целом. В социологической интерпретации современный кыргызский средний класс — это люди, которые сумели успешно адаптироваться к новой социальной реальности, справедливо гордятся этим и в массе своей в отличие от слоев ниже среднего чувствуют себя хозяевами собственной судьбы.

Наиболее резкое массовое недовольство кыргызстанцев связано с чрезмерной глубиной неравенств в распределении собственности и доходов. При этом решающую роль в определении позиции наших сограждан в вопросе о справедливости тех или иных неравенств играют не столько их личные интересы, сколько общие представления о справедливости, которые являются социокультурной нормой, характерной для кыргызского общества на нынешнем этапе его развития.

Это говорит о том, что в сегодняшнем Кыргызстане массовые реакции на социальные неравенства исходят из базовых ценностно-мировоззренческих позиций кыргызстанцев и в результате приобретают характер недовольства сложившимися в стране за годы реформ социально-экономическими отношениями, включая распределение и собственности, и доходов. При этом протест с индивидуального уровня переходит на макроуровень, превращаясь из недовольства собственным положением в недовольство новой системой общественных отношений в целом.

Несмотря на радикальный характер происходивших в стране социально-экономических перемен, социокультурные стереотипы, определяющие общий склад сознания кыргызских граждан, изменяются достаточно плавно, эволюционно, а структура кыргызского социума продолжает обеспечивать надёжную трансляцию базовых жизненных ценностей, мотиваций и способов восприятия действительности.

Для кыргызстанцев одним из важнейших объектов общественного внимания, своего рода несущей конструкцией мировосприятия являются место и роль государства в экономической и социальной жизни. Результаты нашего анализа не только подтверждают, но и показывают обострённое восприятие нашими согражданами всего того, что связано с деятельностью государства в экономической и социальной сферах. При этом главная установка кыргызстанцев направлена на доминирование государства в экономике, в управлении собственностью.

В плане социологической интерпретации замечу: мы имеем дело с редким явлением в условиях конкретного исторического периода, когда внутренние и внешние аспекты деятельности государства практически в равной степени интересуют большинство наших сограждан. Подобное явление имеет своё основание. К середине 1990-х годов в массовом сознании кыргызских граждан постепенно утвердилось мнение, что при всей своей привлекательности западный путь развития, опыт которого переносился когда-то на отечественную почву, для Кыргызстана неприемлем. Как следствие, культурно-историческая самобытность кыргызского общества стала интерпретироваться в качестве непреходящей базовой ценности.

И в заключение самый общий вывод: с позиции анализа динамики общенационального самосознания пореформенный Кыргызстан не просто встаёт на ноги, он самоопределяется и самоутверждается. За последние шесть лет он приобрёл собственную субъектность, причём не только на внешнеполитической сцене, но и как страна с самостоятельной судьбой, собственными национальными проектами на будущее, справедливое, чистое общество «Таза Коом».

Нынешний период Кыргызстана наши сограждане оценивают как самый благополучный во всей новейшей истории, что затмевает даже спокойную и стабильную эпоху Турдакуна Усубалиева, а постепенное, эволюционное развитие реформ для подавляющего числа наших сограждан представляется преимущественным.

Всё это говорит о концентрации в пореформенном Кыргызстане в дополнение к финансово-экономическому огромного социально-психологического ресурса для возможного осуществления модернизационного прорыва, в котором крайне нуждается кыргызское общество, и для социологов в свою очередь как социальных аналитиков, мониторинговое и комплексное отслеживание эффективного использования ресурсосоставляющих компонентов модернизации пореформенном Кыргызстане — дело профессиональной чести, гражданской ответственности и человеческой совести.

Калыс ИШИМКАНОВ,
философ, магистр социологии.






Добавить комментарий